Сергей Зуйков →  Можно ли защитить географическое обозначение как товарный знак?

Согласно положениям п.1 ст.1483 Гражданского Кодекса РФ не допускается регистрация обозначений указывающих на место их производства или сбыта. Законодатель заявляет о неохраноспособности товарных знаков, состоящих исключительно из географического названия территории изготовления или продажи товара. Такое положение вещей обусловлено рядом факторов, сводящихся в общем к охране интересов потребителей, которые могут быть введены в заблуждение, и защите обладателей других товарных знаков, чьи права будут ущемлены. Нормы упомянутой статьи содержат уточнение о допустимости регистрации обозначения, включающего указание на место производства и сбыта, в случае если этот элемент будет заявлен в качестве неохраняемого. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что регистрация товарного знака, содержащего географическое название, не допускается, за исключением случаев, когда непосредственно названию правовая охрана не предоставляется.

Однако более глубокий и детальный анализ законодательства и существующей правоприменительной практики позволяет выделить ряд исключений из общего правила. А именно:

Регистрацию в качестве товарного знака географического понятия.
Предоставление охраны географическому названию, когда отсутствует вероятность введения потребителя в заблуждение.
Получение свидетельства на товарный знак, включающий малоизвестное географическое название.
Географическое название или географическое понятие?

Для разъяснения вышеизложенного утверждения в первую очередь следует разграничить термины «географическое название» и «географическое понятие» потому как при беглом анализе они кажутся синонимичными.

В Большой советской энциклопедии «географические названия» описываются как: «названия, топонимы, собственные имена материков, океанов, морей, …, стран, городов, улиц, и всех других географических объектов на поверхности Земли».

В свою очередь, под «географическими понятиями» следует иметь в виду термины и определения относящиеся к разделу географии.

Таким образом, к географическим названиям можно отнести: Москва, Африка, Тула, Волга и т. п. Географическими понятиями будут: океан, полюс, море, материк и т. д.

Смысл разграничения этих терминов для сферы товарных знаков состоит в следующем: законодатель запрещает регистрацию в качестве товарных знаков именно географических названий, так как они имеют узконаправленный характер. А значит могут ввести потребителя в заблуждение относительно места производства и сбыта товара. При этом географические понятия (термины) носят общий характер и их использование к описанным выше последствиям привести не может. Так в «Рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы» под редакцией О. Л. Алексеевой указывается: «Особенность обозначений-понятий, относящихся к области географии, состоит в том, что они не указывают на конкретное географическое место, а следовательно, они не могут выполнять функцию описательного обозначения, указывающего на место производства товара и нахождения изготовителя».[1]

По указанным выше причинам регистрация в виде товарных знаков обозначений, включающих в качестве охраняемого элемента географическое понятие, допустима.

Предоставление охраны географическому названию, при отсутствии вероятности введения потребителя в заблуждение.

Как поясняется в обозначенных выше рекомендациях, в отдельных случаях возможна регистрация в качестве товарных знаков и непосредственно географических названий. Для того чтобы такое обозначение стало охраноспособным необходимы следующие условия:

Географическое название не должно восприниматься потребителем как указание на место производства, сбыта товара и нахождения изготовителя.
Обозначение не должно нести описательную функцию, и должно восприниматься потребителем как фантазийное.
В качестве примера можно привести словесное обозначение «КАСПИЙ». Если правообладатель заявит товарный знак с таким элементом для регистрации в отношении 29 класса МКТУ, а в частности, морепродукты, то с высокой долей вероятности результаты экспертизы будут отрицательными. Причина очевидна: Каспийский регион широко известен рыболовным промыслом, поэтому потребители могут предположить, что товар поставляется из Каспийского моря. При этом в отношении товарных знаков нет норм, обязывающих правообладателя закрепить место производства на определенной территориальной единице, как в случае с НМПТ. Следовательно, товар может производиться где угодно, а покупатель будет ошибочно считать местом происхождения Каспийский регион. Напротив, регистрация товарного знака «КАСПИЙ» для такого рода товаров как телевизоры вполне допустима, так как, скорее всего, покупатели будут воспринимать такое обозначение, как фантазийное не испытывая иллюзий относительно места изготовления и происхождения товара.

Получение свидетельства на товарный знак, включающий малоизвестное географическое название

Отдельного внимания заслуживает регистрация товарных знаков с географическими названиями, обладающими минимальной степенью известности. К таким можно отнести: наименования малых населенных пунктов, притоков рек, ручьев и т. п. Даже в случае, если товар производится в пределах указанного географического объекта, оно, по причине малоизвестности обозначенной территориальной единицы будет восприниматься потребителями как фантазийное. О низкой степени известности географического названия может свидетельствовать то, что «источники информации не содержат сведений о нем либо эти сведения содержатся в редких специальных изданиях, что позволяет признать заявленное географическое название практически неизвестным рядовому потребителю».[2]

Практика «Зуйков и партнеры» по получению охраны для товарных знаков с географическими названиями.

В работе юристов нашей компании также имеются примеры регистрации товарных знаков с элементами, содержащими географические наименования. Стоит отметить, что такие обозначения эксперты Роспатента проверяют особенно внимательно. Однако даже уведомление о наличии оснований для отказа в предоставлении охраны из-за указания географического объекта не означает окончательный отказ в государственной регистрации товарного знака.

Так, в 2013 году компанией «ГСХ Трейдмаркс Лимитед», представителями которой являлись «Зуйков и партнеры», была подана заявка на регистрацию товарного знака «ЧЕРНОМОРСКИЙ» в отношении 33 класса МКТУ (алкогольная продукция). Во время проведения экспертизы специалисты ведомства пришли к выводу о невозможности регистрации обозначения. Основанием для отказа в регистрации заявленного товарного знака стало то, что доминирующим элементом является географическое название «ЧЕРНОМОРСКИЙ». О результатах проверки заявителю направили уведомление. Рассмотрев поступивший от Роспатента документ, сотрудники «Зуйков и партнеры» проанализировали сложившуюся ситуацию и пришли к выводу о допустимости регистрации обозначения. Такое утверждение было основано на том, что указанный товарный знак обладает различительной способностью, а словесный элемент будет восприниматься потребителями как фантазийный, а не описательный. В подтверждение своей позиции юристы направили в ведомство ответ на уведомление, где указали доводы, заслуживающие отдельного внимания экспертов, а именно: «Словесный элемент «ЧЕРНОМОРСКИЙ» является прилагательным, образованным от существительного «Черное море», являющего названием моря, т. е. данный элемент является географическим понятием. <…>

Применительно к рассматриваемой заявке сложно представить, что в Черном море располагается производство алкогольных напитков.

В связи с вышеизложенным для российского потребителя в основной своей массе обозначение «ЧЕРНОМОРСКИЙ» будет восприниматься как фантазийное и семантически нейтральное по отношению к заявленным товарам, т. е. обладает различительной способностью».

Специалисты, рассматривающие заявку на регистрацию товарного знака, со вниманием отнеслись к позиции заявителя и в итоге обозначение «Черноморский» было зарегистрировано Роспатентом и является действующим в настоящий момент.

Другим примером получения правовой охраны товарным знаком с географическим названием может стать регистрация компанией ООО «Антарес» обозначения «THE MANHATTAN CLUB» для ресторанного бизнеса. Рассмотрев заявку и проверив обозначение на соответствие условиям охраноспособности, экспертиза Роспатента направила предварительный отказ, указав на основания для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. В качестве одной из причин такого решения в уведомлении указали, что доминирующим элементом является широко известное географическое название одной из частей города Нью-Йорка.

Юристы «Зуйков и партнеры», представлявшие интересы компании-заявителя, придерживались другого мнения относительно охраноспособности обозначения и направили в ведомство ответ на уведомление. Свою позицию юристы обосновали следующим образом: не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков те географические названия, которые способны восприниматься потребителем как указание на местонахождение изготовителя товаров/услуг. В свою очередь, товарный знак «THE MANHATTAN CLUB» планируется использовать для обозначения услуг, предоставляемых клубом, который находится в г. Пензе, расположенном на территории России. В связи с этим есть все основания для того, чтобы считать рассматриваемое обозначение фантазийным, так как у потребителей вряд ли возникнет заблуждение относительно места нахождения оказываемых услуг.

Детально изучив позицию «Зуйков и партнеры» эксперты Роспатента пришли к выводу об охраноспособности заявленного товарного знака.

[1] Приказ Роспатента от 23.03.2001 № 39 (ред. от 06.07.2001) «Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений»

[2] См. там же

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/03/18/mozhno-li-zashitit-geograficheskoe-oboznachenie-ka/

Нет комментариев