Кучерена Групп →  Россияне хотят уменьшить налоги

Утро 17 марта началось с интересных новостей от ВЦИОМ: новостные строки пестрили заголовками, что россияне хотят уменьшения налогов и отмены моратория на смертную казнь. Однако все оказалось несколько прозаичнее.
На самом деле ВЦИОМ решил приурочить свое исследование к 160-летию отмены крепостного права Александром II. С точки зрения российского права шаг, конечно, знаменательный, но неоднозначный по результатам. Так или иначе, социологи захотели выяснить, что граждане вообще знают об этом событии, а дополнительно задали обобщенные вопросы о том, что предпринял бы человек, если бы стал советником Президента.

Нельзя сказать, что результаты опроса удивительны. Хоть в телефонном опросе и приняли участие более 1600 человек (наверняка, разного возраста), запросы и требования россиян из года в год примыкают к авторитарным настроениям, пусть и на 2% уровне.
Выяснялось, что граждане не смирились с Пенсионной реформой, продвинутой в аккурат после выборов 2018. Введение системы пенсионных баллов должно было, теоретически, снизить общественное напряжение, показать гражданам новый легкий способ расчета. Однако все то количество условий, что предлагает балльная система вместе с ежегодными индексациями, будто бы специально заставляет граждан отказаться от расчетов и не отслеживать реальный процесс формирования отчислений. А ведь эти средства будут обеспечивать ему старость.
Более 14% респондентов хотели бы отмены скандальной реформы. Но законодатели стремятся сгладить всевозможные противоречия, пытаясь создать условия для раннего выхода на пенсию некоторых категорий граждан.
Несколько дней назад Михаил Мишустин выступил с предложением расширить круг профессий, позволяющих выходить на пенсию досрочно. Например врачи, летчики, учителя, пожарные, спасатели теперь могут рассчитывать на увеличение стажа за дополнительное образование. Тем не менее, цифры говорят сами за себя, но общество приняло закон постфактум.
Возвращаясь к исследованию: 6% респондентов хотели бы изменения налогового законодательства. Этот момент подтверждает актуальность вопроса о недавно внесенном законопроекте ЛДПР о введении градации прогрессивной шкалы НДФЛ, закон интересен тем, что расширяет уже существующую систему прогрессивного налога. Предлагается, чтобы зарабатывающие более 10 млн рублей в год платили 25% НДФЛ, а если более 100 млн руб. – 35% НДФЛ. При этом, если гражданин заработал менее 204 тыс. рублей за тот же период, то от уплаты его следует освободить. Мера могла бы стать хорошим подспорьем в борьбе с бедностью, профсоюзы по стране уже поддержали идею, однако ранее мы уже отмечали, что проект требует серьезной проработки. Прежде стоит ответить на вопросы: так ли необходимо увеличивать приток в бюджет, когда страна только выходит с карантина? Почему более не рассматривается вариант направлять средства в фонды для лечения больных детей? Не ударит ли повышение по среднему классу, который в РФ и без того единичен?
Наверняка и граждане, почувствовавшие ранее повышение цен на продукты из-за скачка НДС, подсознательно ощущают потребность системных изменений в налоговой системе РФ. И даже увеличение налога для сверхбогатых граждан не должно проходить без снижения других ставок налога, а этого не происходит. Нельзя забывать и об одновременных проектах новых налогов, например, на доходы блогеров с соцсетей или новый виток земельного налога.
3% опрошенных выступили за возвращение прежней версии Конституции 1993 года, этот результат тоже не удивителен. Конституционная реформа в прошлом году прошла болезненно для власть имущих и для самих граждан. Частично этим можно объяснить другой результат: 7% респондентов хотели бы ужесточить наказания за взяточничество. Вероятно, речь идет именно о должностных лицах, наказание для которых предусмотрено ст. 290 УК РФ и представляет штраф, лишение права занимать должности в органах власти либо лишение свободы на срок до 15 лет в зависимости от размера взятки. Раздражающим фактором здесь является одобренный в первом чтении закон о так называемой «нечаянной» коррупции. Если взятка была получена «по независящим от гражданина обязательствам» (Например, стихийное бедствие, бунты, пандемии), то он может рассчитывать на освобождение от ответственности. До сих пор не ясно, в какой ситуации взятка может быть получена «случайно», но закон уже подвергся широкой критике.
Другой момент – запрос на отмену моратория на смертную казнь. Мораторий – временная мера, такой способ «заморозки» до более спокойных времен. Но судя по тому, что он еще действует, времена эти не наступили. С другой стороны, рейтинг World Justice Project показал, что Россия занимает 101 место в мире (между Нигером и Доминиканой) по качеству уголовного правосудия. Суть в том, что в РФ 99% приговоров – обвинительные. Есть несколько точек зрения, первая говорит о том, что только 1 из 5 дел доходит до суда, соответственно в досудебном порядке отсеивается 80% случаев, что можно приравнять к оправдательным. Но другая точка зрения настаивает, что остальные дела переходят в нераскрытые (согласно официальным данным МВД за 2018 год). Здесь не стоит забывать о системе функционирование прокурорской деятельности: ее успешность напрямую связана с количеством обвинительных приговоров (что в народе зовется «палочной системой»). Страшно представить последствия введения смертной казни на данном этапе, правоохранительная система требует тотальных перемен.
Без сомнения, общество видит существующие проблемы правовой среды и вот такой социологией наталкивает законотворцев принимать решения. Однако любая реформа – триггер новых волн недовольства и критики.

Нет комментариев