Андрей Андреев → Акциза на газировку. Вопрос здоровья или удар по бизнесу?
10 ноября в третьем чтении Госдума приняла закон об акцизном сборе со сладких напитков. Сбор в 7 рублей с 1 июля 2023 года будет взиматься с напитков, содержание сахара в которых превышает 5 граммов на 100 миллилитров.
Эта инициатива была предложена ещё в 2016 году, тогда Минфин предлагал ввести акцизу в размере 5 руб./литр, а поступления в бюджет оценивал в размере 25 млрд. руб. в 2017 году, 25 млрд. руб. в 2018 году и 28 млрд. руб. в 2019.
Идею поддержал и Минздрав, увидевший в ней способ борьбы с ожирением и распространением заболеваемости сахарным диабетом.
В нынешней версии проекта подчёркивается, что вырученные средства будут направлены в проект «Борьба с сахарным диабетом», который финансируется государством.
Но загвоздка в том, что употребление сладкого никак не связано с развитием сахарного диабета – это самый распространённый миф:
«Сахарный диабет первого типа в первую очередь обусловлен генетическими причинами. Это аутоиммунное заболевание, которое, как правило, развивается в молодом возрасте, и сладкое тут ни при чем.
Сахарный диабет второго типа развивается по другому механизму. Он проявляется у людей в возрасте 35—40 лет и старше, как правило, на фоне факторов риска или сопутствующих заболеваний: ожирение, избыточная масса тела, артериальная гипертония, дислипидемия. То есть само по себе избыточное потребление сахара не приведет к диабету, прямой связи тут нет. Однако неправильное питание может привести к ожирению, а это уже может стать пусковым механизмом диабета.»
На этом фоне данный закон можно интерпретировать никак иначе чем очередной способ увеличения бюджетных средств за счёт предпринимателей. Что кстати идёт в разрез с курсом государства на импортозамещение и развитие собственных предприятий. Под акцизу попадает продукция «Черноголовки», «Добрый» и других российских марок. Если в 2016 году, закон ещё был актуален, когда акцизу можно было наложить только на импортируемую продукцию с точки зрения протекционизма отечественных конкурентов, то сейчас он выглядит крайне неуместно.
При этом не стоит ждать и снижения потребления сахаросодержащих напитков и борьбы с ожирением населения. Стоимость газировки увеличится, но и на рынке достаточно более дешёвых аналогов с таким же содержанием сахара. Поэтому и с точки зрения здорового образа жизни, этот закон, к сожалению, также не эффективен.
Эта инициатива была предложена ещё в 2016 году, тогда Минфин предлагал ввести акцизу в размере 5 руб./литр, а поступления в бюджет оценивал в размере 25 млрд. руб. в 2017 году, 25 млрд. руб. в 2018 году и 28 млрд. руб. в 2019.
Идею поддержал и Минздрав, увидевший в ней способ борьбы с ожирением и распространением заболеваемости сахарным диабетом.
В нынешней версии проекта подчёркивается, что вырученные средства будут направлены в проект «Борьба с сахарным диабетом», который финансируется государством.
Но загвоздка в том, что употребление сладкого никак не связано с развитием сахарного диабета – это самый распространённый миф:
«Сахарный диабет первого типа в первую очередь обусловлен генетическими причинами. Это аутоиммунное заболевание, которое, как правило, развивается в молодом возрасте, и сладкое тут ни при чем.
Сахарный диабет второго типа развивается по другому механизму. Он проявляется у людей в возрасте 35—40 лет и старше, как правило, на фоне факторов риска или сопутствующих заболеваний: ожирение, избыточная масса тела, артериальная гипертония, дислипидемия. То есть само по себе избыточное потребление сахара не приведет к диабету, прямой связи тут нет. Однако неправильное питание может привести к ожирению, а это уже может стать пусковым механизмом диабета.»
На этом фоне данный закон можно интерпретировать никак иначе чем очередной способ увеличения бюджетных средств за счёт предпринимателей. Что кстати идёт в разрез с курсом государства на импортозамещение и развитие собственных предприятий. Под акцизу попадает продукция «Черноголовки», «Добрый» и других российских марок. Если в 2016 году, закон ещё был актуален, когда акцизу можно было наложить только на импортируемую продукцию с точки зрения протекционизма отечественных конкурентов, то сейчас он выглядит крайне неуместно.
При этом не стоит ждать и снижения потребления сахаросодержащих напитков и борьбы с ожирением населения. Стоимость газировки увеличится, но и на рынке достаточно более дешёвых аналогов с таким же содержанием сахара. Поэтому и с точки зрения здорового образа жизни, этот закон, к сожалению, также не эффективен.
Нет комментариев