Кирилл Сидоренко → Самые распространенные заблуждения бизнесменов о юристах
Большинству бизнесменов хотя бы раз в жизни приходилось обращаться к услугам юристов. Причины тому могли быть разные: контрагент не возвращает долг; налоговая инспекция заблокировала счета; бывший работник, с которым расстались не очень «по-хорошему» пожаловался в трудовую инспекцию и в организации теперь идет проверка. И чем больше и сложнее становится бизнес, тем чаще он сталкивается с различными правовыми проблемами, и тем чаще бизнесменам требуется помощь юристов. Но, как показывает практика, очень многие бизнесмены имеют неверное представление о том, в чем состоит функция юристов, каковы их возможности, что определяет сложность той или иной правовой проблемы, что есть качественная работа юриста и т.д. Неверные представления, в свою очередь, формируют у бизнесменов неадекватные реальности ожидания от обращения к юристу. Это приводит к определенным разочарованиям, порой даже стрессам, а иногда и к действительным экономическим потерям в тех случаях, когда бизнесмены неосновательно рассчитывали на то, что их проблема может быть решена юристами так, как они это себе представляли.
Настоящей статьей мы бы хотели внести свой небольшой вклад в формирование реалистичного представления о работе юристов для того, чтобы бизнесмены имели больше возможностей эффективно использовать услуги юристов для управления своим бизнесом.
Заблуждение первое: Если юрист настоящий профессионал, то ему не нужно изучать ни зако-нодательство, ни судебную практику чтобы ответить на мой вопрос. Он должен уже все знать о моей проблеме и быть в состоянии проконсультировать меня немедленно, иначе это непро-фессионал.
Такое мнение о юристах действительно часто встречается. Вместе с тем нужно учитывать, что во-первых и законы, и практика их применения судами меняются с течением времени. Особенно актуальна нестабильность в нормах права для еще совсем молодой российской правовой системы. Именно поэтому знание норм права необходимо постоянно актуализировать. То, что было верным месяц назад, не обязательно уже верно сегодня. Во-вторых, ни один юрист не в состоянии выучить наизусть все нормативные акты и наиболее важные положения судебной практики даже в какой-то отдельно взятой области, не говоря уже обо всем нормативном массиве. Более того, надеяться на память в работе юриста в принципе противопоказано, поскольку ошибка даже в одном слове может иметь неблагоприятные последствия для клиента (и это не художественное преувеличение), а в сложных случаях необходимо учитывать большое количество деталей, которые удержать в голове просто невозможно. Именно поэтому каждый раз приступая к анализу проблемы, юрист первым делом обращается к тексту закона, даже если этот вопрос им уже ранее рассматривался. В связи с этим более важным, чем знание нормы наизусть, выступает навык эффективного поиска необходимой нормы и правильного ее толкования. Поэтому если юрист говорит, что для ответа на все Ваши вопросы ему необходимо время для анализа законодательства, то в этом случае вероятность того, что перед Вами профессионал, гораздо выше, чем в случае, когда юрист сразу же выражает готовность дать исчерпывающую кон-сультацию по всем поставленным вопросам.
Заблуждение второе: Если юрист профессионал, то он может подготовить любой договор или исковое заявление за час-два. Если юрист говорит, что для подготовки документа ему нужно несколько дней, то это значит, что он плохой специалист.
Время в бизнесе действительно имеет большую ценность. При этом нужно понимать, что дей-ствительно качественный юридический документ является результатом сложной интеллекту-альной деятельности. Его подготовка не сводится к заполнению «типовой формы обычным текстом». Ни один сложный документ (например договор или исковое заявление) нельзя подготовить без тщательного исследования проблемы клиента, целей, которые клиент рассчитывает достичь с помощью данного документа, а также относящихся к проблеме норм права. А на это порой необходимо потратить значительное время. В противном случае документ не будет служить инструментом решения проблемы клиента, а будет бесполезной бумажкой.
Это заблуждение также таит в себе и опасность для бизнесменов: если с обращением к юристу тянуть до последнего момента в надежде, что все необходимые документы будут готовы в течение нескольких часов, то можно столкнуться с тем, что помочь будет не в состоянии ни один юрист. В связи с этим в тех случаях, когда имеется возможность обратиться к юристу за подготовкой документа заблаговременно, лучше сделать это заблаговременно. И если юрист попросит разумное время на подготовку документа, то это даст Вам больше гарантий того, что Ваш документ будет проработан тщательно, а не наскоро доработан на основе «типовых» форм из справочных правовых систем или Интернет.
Заблуждение третье: Составить договор несложно. Просто нужно взять типовую форму и вни-мательно заполнить ее.
Иногда такое впечатление может возникнуть. При этом в действительности договоров, подхо-дящих для любой ситуации и любых сторон просто не существует. Типовые формы могут быть выработаны между конкретными сторонами по конкретным видам отношений там, где перио-дически повторяется одно и то же действие (например периодически заказывается один и тот же товар и в договоре меняется только количество товара и его общая стоимость). Но и в этом случае типовой договор требует тщательной проработки, чтобы исключить «размножение» проблем при его многократном исполнении.
Если же говорить о подготовке договоров вообще, то действительно качественный документ отражает все особенности взаимоотношений сторон по сделке. Чем больше потенциальных рисков содержит сделка, тем более тщательной должна быть проработка документа. Не долж-но оставаться пробелов в условиях договора. Формулировки должны быть ясными и исчерпы-вающими, чтобы предотвратить споры о том, что входит в обязанности сторон. В противном случае договор только создаст дополнительные трудности из-за необходимости устранять раз-ногласия.
Хорошо написанный договор — это как костюм, сшитый на заказ. Безусловно, далеко не все отношения требуют больших и детальных договоров: покупка канцелярских принадлежностей на 1000 рублей в месяц может ограничиться оплатой по счету. Однако необходимо понимать, что договор — это фундамент отношений, и если, образно говоря, есть намерение построить небоскреб, то фундамент для него должен быть гораздо более прочным, чем для небольшого торгового павильона. В противном случае риски крушения конструкции в самый неподходящий момент возрастают в разы. Поэтому настоящий профессионал задаст Вам вопросы не только по общим, стандартным условиям договора, но самым тщательным образом изучит всю специфику сделки, детали отношений, цели, которые предполагают достичь стороны с помощью этой сделки. Если юрист не вникает в содержание сделки, то он не сможет в полной мере выполнить свое основное назначение — выявить и предотвратить риски.
Заблуждение четвертое: Для решения разных проблем не нужны разные специалисты. Если юрист профессионал, то он один способен решить их все.
Как не бывает универсальных врачей, способных вылечить любую болезнь, так нет и универ-сальных юристов, способных решить любую правовую проблему. С течением времени норм права становится только больше и они усложняются по содержанию вместе с появлением но-вых и развитием старых общественных отношений. К этому добавляется огромный объем су-дебной практики, содержащей важные, подчас имеющие решающее значение детали в каждой отрасли права. Поэтому общемировая тенденция в юридических услугах — это узкая специализация юристов. «Универсальный» юрист способен действовать в нескольких областях, но тогда возрастают риски того, что ему не хватит «глубины» проработки проблемы и какие-либо риски не будут учтены. При прочих равных условиях специалист в своей области окажет более качественные услуги, чем «универсал». Поэтому профессионально поступает тот юрист, который честно говорит клиентам: «извините, но по этому вопросу я Вам ничем помочь не смогу, я специализируюсь на иной области права». А если юрист готов помочь Вам в судебном споре с налоговой инспекцией по поводу возмещения НДС, взыскать убытки с нерадивого подрядчика и представлять интересы Вашей фирмы в трудовом споре с бывшим работником, то есть повод задуматься о том, специалист ли он хотя бы в одной из этих об-ластей.
Заблуждение пятое: Предлагаемое Вами решение потому такое сложное и растянутое во вре-мени, что Вы просто хотите заработать на мне побольше денег! Уверен, что тут всё можно ре-шить проще и быстрее.
Разумеется, никто не хочет переплачивать. Вместе с тем настоящий профессионал никогда не предложит клиенту услуг, которые ему объективно не нужны, ради того, чтоб извлечь сиюми-нутную выгоду. Залогом успешной деятельности юриста (как и любого консультанта) является его безупречная репутация, которая создается годами, а может быть разрушена за несколько минут. Задача консультанта — предложить клиенту наилучшее решение его проблемы. И если это удается, то консультант может рассчитывать на два-три лестных отзыва клиента о себе, а может даже и на прямую рекомендацию. Но если клиент останется недоволен, а тем более будет обманут, то об этом узнают десятки людей, что для консультанта как правило означает профессиональную смерть.
Данная проблема связана с важнейшим элементом успешного сотрудничества клиента и кон-сультанта — доверием. Если доверия нет, то сотрудничество не будет успешным. Поэтому на-стоящий профессионал позаботится о том, чтобы клиент почувствовал к нему доверие, а для этого он исчерпывающим образом расскажет о том, какая работа должна быть выполнена для достижения целей клиента, почему именно эта, почему именно так и почему она стоит столько. Если юрист этого не делает, а только называет цену и отказывается обсуждать содержание работы, то он и не заслуживает доверия. Но если юрист представил подробный план работы и после этого ее объем по-прежнему кажется неадекватным, то возможно просто стоит обратиться к другому юристу, которому Вы будете больше доверять, как специалисту. Поскольку неюрист не может дать квалифицированную оценку целесообразности и качеству той или иной работы, то в любом случае как минимум в некоторых моментах Вам придется довериться консультанту и просто принять необходимость тех или иных его действий, как данность. Поэтому предпочтение отдавайте тем, кто уже заработал себе положительную репутацию и не поручайте больших и ответственных задач никому не известным людям с непрозрачной историей и опытом только потому, что они предлагают все сделать, просто, быстро и недорого.
Заблуждение шестое: Почему услуги такие дорогие!? Сделать-то всего нужно — пару бумажек подготовить.
Справедливая цена услуг конечно же важна. В свою очередь мы хотели бы отметить, что про-дуктом деятельности юриста является не столько непосредственно сам документ или устная консультация, сколько обеспечиваемая этим документом безопасность. Степень обеспеченно-сти безопасности зависит от объема и сложности проделанной работы по выявлению потенциальных рисков клиента в той или иной ситуации. При этом объем работы по анализу потенциальных рисков и объем документа, который их предотвращает, может соотноситься по-разному. В любом случае письменный документ является конечным, материальным результатом работы, но не основным, также как подготовка документа не является основной работой при оказании юридической услуги. Основная работа заключается в юридическом анализе проблемы, который требует от юриста специальных знаний, навыков, опыта и много другого, что определяет качество юридической услуги. Другими словами, юридическая работа требует наличия большого набора специальных компетенций, приобретение и поддержание которых на высоком уровне требует значительных усилий и материальных затрат. Все это делает хороших юристов (как и любых специалистов в сфере интеллектуального труда) «штучным товаром», работа которых по определению не может быть дешевой. Кроме того, если соотнести стоимость услуги и размер убытков, которые она предотвратила, будет ли цена и дальше выглядеть такой уж несправедливой?
Заблуждение седьмое: Как «ничего нельзя сделать»!? Вы же юристы, вы должны уметь нахо-дить решение для любой проблемы!
Действительно, распространен стереотип о том, что юристы способны обосновать что угодно, вывернуть смысл любого закона наизнанку. При этом существуют обстоятельства, с которыми закон связывает определенные правовые последствия и эти последствия юристы объективно не могут устранить (истек срок исковой давности, клиент неосмотрительно признал в письме долг перед контрагентом и т.д.). Для того, чтобы не сталкиваться с невозможность исправить ситуацию, необходимо своевременно консультироваться с юристом и предоставлять ему пол-ную и достоверную информацию. Качественная профилактическая юридическая работа может помочь избежать попадания в непоправимые ситуации.
Заблуждение восьмое: На рынке услуг много юристов. Я найду другого, который эту же самую работу сделает в два раза дешевле.
Уверенность в такой возможности существует у многих бизнесменов. Вместе с тем перенасы-щенность рынка услуг юристами — это миф. Рынок насыщен людьми с дипломами юристов, но качество этих дипломов в большинстве своем весьма сомнительное. В советское время юристов готовили несколько десятков ВУЗов по всей стране. Сейчас их готовит примерно 1,5 тысячи государственных и негосударственных ВУЗов, среди которых немало сельскохо-зяйственных, строительных, педагогических и тому подобных далеких от юриспруденции учебных заведений. Качество юридического образования в целом по стране в последние годы упало настолько, что специалисты говорят о необходимости закрытия 90% юридических факультетов, для того, чтобы не плодить псевдоюристов. В связи с этим дефицит квалифицированных специалистов на рынке юридических услуг является крайней острым.
Во-вторых, невозможно оказывать услуги аналогичного или сопоставимого качества и при этом отличаться в цене в разы. Это обусловлено спецификой юридических услуг, как сферы, где основным продуктом является нематериальный интеллектуальный продукт. Для того, чтобы предлагать услуги по существенно более низкой цене юридической фирме неизбежно приходится на чем-то экономить: тратить меньше времени на проработку проблемы, нанимать сотрудников с более низкой квалификацией, заниматься оказанием услуг и в других областях права, чтобы за счет объема дел компенсировать более низкую цену услуг по каждому из них. В любом случае существенно более низкая цена с большой долей вероятности может свидетельствовать об экономии на качестве работы. Кроме того, необходимо учитывать, что из-за высокой интеллектуальной составляющей труда и дефицита кадров, юридические фирмы должны предлагать своим юристам как минимум конкурентную зарплату на рынке труда и постоянно вкладывать средства в поддержание и развитие знаний и навыков своих работников. Нельзя также забывать и про материально-техническое оснащение для качественного и оперативного оказания услуг: справочно-правовые системы, Интернет, мобильная связь, компьютерная и иная офисная техника, услуги по тех.поддержке, оплата труда вспомогательного персонала (секретарь, курьер и т.д.) — все эти затраты заложены в цену услуг и во многом определяют ее. Из-за всего вышеперечисленного по-настоящему качественные юридические услуги по определению не могут быть массовым и дешевым товаром.
Учитывая, что некачественно оказанная юридическая услуга может повлечь убытки, в разы превышающие затраты на нее, ориентир на цену услуг при выборе юриста или юридической фирмы не должен быть первоочередным. Обратить внимание следует на ВУЗ, который закон-чил специалист, стаж его работы, организации, в которых ему приходилось работать, дела ко-торые он успешно вел, репутацию среди бывших клиентов и коллег.
Заблуждение девятое: Наш вопрос не срочный. Результат можно сообщить завтра.
Безусловно, для каждого клиента все его вопросы являются важными и срочными. Чтобы получить своевременные и качественные услуги необходимо помнить во-первых о том, что любому юристу нужно время для проработки проблемы (см. заблуждение первое), а кроме того работа юриста нередко распланирована на несколько дней вперед и безболезненно внести изменения в график работы далеко не всегда возможно. Поэтому к юристу следует обращаться заблаговременно, а не в последний момент, чтобы работа была внесена в план. Кроме того, необходимое время на выполнение работы может в действительности оказаться несколько (или даже существенно) большим, чем это представлялось клиенту. Это также нужно учитывать, планируя свой визит к юристам, чтобы не попасть в тиски критических сроков.
Заблуждение десятое: Мне нужны гарантии вынесения судом решения в мою пользу. Если Вы не можете мне их дать, значит Вы либо плохие специалисты, либо плохо работаете над моим делом.
Желание добиться нужного результата в судебном споре абсолютно понятно. Вместе с тем, гарантий вынесения судом решения в пользу клиента не в состоянии дать ни один юрист. Гарантировать вынесение нужного решения могут только три человека: судья, рассматривающий дело; человек, который знает кому и в каком размере нужно дать взятку; мошенник, который вводит Вас в заблуждение относительно своих возможностей. Законопослушные юристы не могут давать гарантий, потому что на вынесение судом решения кроме их работы влияют также и иные факторы, находящиеся вне их контроля. Это прежде всего внутреннее убеждение судьи, во-вторых — действия контрагента в рамках дела, в-третьих — политическое влияние государства на судебную систему. Все, что может сделать юрист, представляя интересы клиента в суде — это приложить максимум своих усилий, знаний, опыта, способностей, для того, чтобы найти верное решение проблемы и убедить суд в верности этого решения. В связи с этим, если для Вас важна абсолютная законность средств решения Ваших правовых проблем в суде, то не верьте гарантиям, они лежат вне правового поля и Вас в лучшем случае просто обманут.
г.Красноярск, июль 2008 г.
Настоящей статьей мы бы хотели внести свой небольшой вклад в формирование реалистичного представления о работе юристов для того, чтобы бизнесмены имели больше возможностей эффективно использовать услуги юристов для управления своим бизнесом.
Заблуждение первое: Если юрист настоящий профессионал, то ему не нужно изучать ни зако-нодательство, ни судебную практику чтобы ответить на мой вопрос. Он должен уже все знать о моей проблеме и быть в состоянии проконсультировать меня немедленно, иначе это непро-фессионал.
Такое мнение о юристах действительно часто встречается. Вместе с тем нужно учитывать, что во-первых и законы, и практика их применения судами меняются с течением времени. Особенно актуальна нестабильность в нормах права для еще совсем молодой российской правовой системы. Именно поэтому знание норм права необходимо постоянно актуализировать. То, что было верным месяц назад, не обязательно уже верно сегодня. Во-вторых, ни один юрист не в состоянии выучить наизусть все нормативные акты и наиболее важные положения судебной практики даже в какой-то отдельно взятой области, не говоря уже обо всем нормативном массиве. Более того, надеяться на память в работе юриста в принципе противопоказано, поскольку ошибка даже в одном слове может иметь неблагоприятные последствия для клиента (и это не художественное преувеличение), а в сложных случаях необходимо учитывать большое количество деталей, которые удержать в голове просто невозможно. Именно поэтому каждый раз приступая к анализу проблемы, юрист первым делом обращается к тексту закона, даже если этот вопрос им уже ранее рассматривался. В связи с этим более важным, чем знание нормы наизусть, выступает навык эффективного поиска необходимой нормы и правильного ее толкования. Поэтому если юрист говорит, что для ответа на все Ваши вопросы ему необходимо время для анализа законодательства, то в этом случае вероятность того, что перед Вами профессионал, гораздо выше, чем в случае, когда юрист сразу же выражает готовность дать исчерпывающую кон-сультацию по всем поставленным вопросам.
Заблуждение второе: Если юрист профессионал, то он может подготовить любой договор или исковое заявление за час-два. Если юрист говорит, что для подготовки документа ему нужно несколько дней, то это значит, что он плохой специалист.
Время в бизнесе действительно имеет большую ценность. При этом нужно понимать, что дей-ствительно качественный юридический документ является результатом сложной интеллекту-альной деятельности. Его подготовка не сводится к заполнению «типовой формы обычным текстом». Ни один сложный документ (например договор или исковое заявление) нельзя подготовить без тщательного исследования проблемы клиента, целей, которые клиент рассчитывает достичь с помощью данного документа, а также относящихся к проблеме норм права. А на это порой необходимо потратить значительное время. В противном случае документ не будет служить инструментом решения проблемы клиента, а будет бесполезной бумажкой.
Это заблуждение также таит в себе и опасность для бизнесменов: если с обращением к юристу тянуть до последнего момента в надежде, что все необходимые документы будут готовы в течение нескольких часов, то можно столкнуться с тем, что помочь будет не в состоянии ни один юрист. В связи с этим в тех случаях, когда имеется возможность обратиться к юристу за подготовкой документа заблаговременно, лучше сделать это заблаговременно. И если юрист попросит разумное время на подготовку документа, то это даст Вам больше гарантий того, что Ваш документ будет проработан тщательно, а не наскоро доработан на основе «типовых» форм из справочных правовых систем или Интернет.
Заблуждение третье: Составить договор несложно. Просто нужно взять типовую форму и вни-мательно заполнить ее.
Иногда такое впечатление может возникнуть. При этом в действительности договоров, подхо-дящих для любой ситуации и любых сторон просто не существует. Типовые формы могут быть выработаны между конкретными сторонами по конкретным видам отношений там, где перио-дически повторяется одно и то же действие (например периодически заказывается один и тот же товар и в договоре меняется только количество товара и его общая стоимость). Но и в этом случае типовой договор требует тщательной проработки, чтобы исключить «размножение» проблем при его многократном исполнении.
Если же говорить о подготовке договоров вообще, то действительно качественный документ отражает все особенности взаимоотношений сторон по сделке. Чем больше потенциальных рисков содержит сделка, тем более тщательной должна быть проработка документа. Не долж-но оставаться пробелов в условиях договора. Формулировки должны быть ясными и исчерпы-вающими, чтобы предотвратить споры о том, что входит в обязанности сторон. В противном случае договор только создаст дополнительные трудности из-за необходимости устранять раз-ногласия.
Хорошо написанный договор — это как костюм, сшитый на заказ. Безусловно, далеко не все отношения требуют больших и детальных договоров: покупка канцелярских принадлежностей на 1000 рублей в месяц может ограничиться оплатой по счету. Однако необходимо понимать, что договор — это фундамент отношений, и если, образно говоря, есть намерение построить небоскреб, то фундамент для него должен быть гораздо более прочным, чем для небольшого торгового павильона. В противном случае риски крушения конструкции в самый неподходящий момент возрастают в разы. Поэтому настоящий профессионал задаст Вам вопросы не только по общим, стандартным условиям договора, но самым тщательным образом изучит всю специфику сделки, детали отношений, цели, которые предполагают достичь стороны с помощью этой сделки. Если юрист не вникает в содержание сделки, то он не сможет в полной мере выполнить свое основное назначение — выявить и предотвратить риски.
Заблуждение четвертое: Для решения разных проблем не нужны разные специалисты. Если юрист профессионал, то он один способен решить их все.
Как не бывает универсальных врачей, способных вылечить любую болезнь, так нет и универ-сальных юристов, способных решить любую правовую проблему. С течением времени норм права становится только больше и они усложняются по содержанию вместе с появлением но-вых и развитием старых общественных отношений. К этому добавляется огромный объем су-дебной практики, содержащей важные, подчас имеющие решающее значение детали в каждой отрасли права. Поэтому общемировая тенденция в юридических услугах — это узкая специализация юристов. «Универсальный» юрист способен действовать в нескольких областях, но тогда возрастают риски того, что ему не хватит «глубины» проработки проблемы и какие-либо риски не будут учтены. При прочих равных условиях специалист в своей области окажет более качественные услуги, чем «универсал». Поэтому профессионально поступает тот юрист, который честно говорит клиентам: «извините, но по этому вопросу я Вам ничем помочь не смогу, я специализируюсь на иной области права». А если юрист готов помочь Вам в судебном споре с налоговой инспекцией по поводу возмещения НДС, взыскать убытки с нерадивого подрядчика и представлять интересы Вашей фирмы в трудовом споре с бывшим работником, то есть повод задуматься о том, специалист ли он хотя бы в одной из этих об-ластей.
Заблуждение пятое: Предлагаемое Вами решение потому такое сложное и растянутое во вре-мени, что Вы просто хотите заработать на мне побольше денег! Уверен, что тут всё можно ре-шить проще и быстрее.
Разумеется, никто не хочет переплачивать. Вместе с тем настоящий профессионал никогда не предложит клиенту услуг, которые ему объективно не нужны, ради того, чтоб извлечь сиюми-нутную выгоду. Залогом успешной деятельности юриста (как и любого консультанта) является его безупречная репутация, которая создается годами, а может быть разрушена за несколько минут. Задача консультанта — предложить клиенту наилучшее решение его проблемы. И если это удается, то консультант может рассчитывать на два-три лестных отзыва клиента о себе, а может даже и на прямую рекомендацию. Но если клиент останется недоволен, а тем более будет обманут, то об этом узнают десятки людей, что для консультанта как правило означает профессиональную смерть.
Данная проблема связана с важнейшим элементом успешного сотрудничества клиента и кон-сультанта — доверием. Если доверия нет, то сотрудничество не будет успешным. Поэтому на-стоящий профессионал позаботится о том, чтобы клиент почувствовал к нему доверие, а для этого он исчерпывающим образом расскажет о том, какая работа должна быть выполнена для достижения целей клиента, почему именно эта, почему именно так и почему она стоит столько. Если юрист этого не делает, а только называет цену и отказывается обсуждать содержание работы, то он и не заслуживает доверия. Но если юрист представил подробный план работы и после этого ее объем по-прежнему кажется неадекватным, то возможно просто стоит обратиться к другому юристу, которому Вы будете больше доверять, как специалисту. Поскольку неюрист не может дать квалифицированную оценку целесообразности и качеству той или иной работы, то в любом случае как минимум в некоторых моментах Вам придется довериться консультанту и просто принять необходимость тех или иных его действий, как данность. Поэтому предпочтение отдавайте тем, кто уже заработал себе положительную репутацию и не поручайте больших и ответственных задач никому не известным людям с непрозрачной историей и опытом только потому, что они предлагают все сделать, просто, быстро и недорого.
Заблуждение шестое: Почему услуги такие дорогие!? Сделать-то всего нужно — пару бумажек подготовить.
Справедливая цена услуг конечно же важна. В свою очередь мы хотели бы отметить, что про-дуктом деятельности юриста является не столько непосредственно сам документ или устная консультация, сколько обеспечиваемая этим документом безопасность. Степень обеспеченно-сти безопасности зависит от объема и сложности проделанной работы по выявлению потенциальных рисков клиента в той или иной ситуации. При этом объем работы по анализу потенциальных рисков и объем документа, который их предотвращает, может соотноситься по-разному. В любом случае письменный документ является конечным, материальным результатом работы, но не основным, также как подготовка документа не является основной работой при оказании юридической услуги. Основная работа заключается в юридическом анализе проблемы, который требует от юриста специальных знаний, навыков, опыта и много другого, что определяет качество юридической услуги. Другими словами, юридическая работа требует наличия большого набора специальных компетенций, приобретение и поддержание которых на высоком уровне требует значительных усилий и материальных затрат. Все это делает хороших юристов (как и любых специалистов в сфере интеллектуального труда) «штучным товаром», работа которых по определению не может быть дешевой. Кроме того, если соотнести стоимость услуги и размер убытков, которые она предотвратила, будет ли цена и дальше выглядеть такой уж несправедливой?
Заблуждение седьмое: Как «ничего нельзя сделать»!? Вы же юристы, вы должны уметь нахо-дить решение для любой проблемы!
Действительно, распространен стереотип о том, что юристы способны обосновать что угодно, вывернуть смысл любого закона наизнанку. При этом существуют обстоятельства, с которыми закон связывает определенные правовые последствия и эти последствия юристы объективно не могут устранить (истек срок исковой давности, клиент неосмотрительно признал в письме долг перед контрагентом и т.д.). Для того, чтобы не сталкиваться с невозможность исправить ситуацию, необходимо своевременно консультироваться с юристом и предоставлять ему пол-ную и достоверную информацию. Качественная профилактическая юридическая работа может помочь избежать попадания в непоправимые ситуации.
Заблуждение восьмое: На рынке услуг много юристов. Я найду другого, который эту же самую работу сделает в два раза дешевле.
Уверенность в такой возможности существует у многих бизнесменов. Вместе с тем перенасы-щенность рынка услуг юристами — это миф. Рынок насыщен людьми с дипломами юристов, но качество этих дипломов в большинстве своем весьма сомнительное. В советское время юристов готовили несколько десятков ВУЗов по всей стране. Сейчас их готовит примерно 1,5 тысячи государственных и негосударственных ВУЗов, среди которых немало сельскохо-зяйственных, строительных, педагогических и тому подобных далеких от юриспруденции учебных заведений. Качество юридического образования в целом по стране в последние годы упало настолько, что специалисты говорят о необходимости закрытия 90% юридических факультетов, для того, чтобы не плодить псевдоюристов. В связи с этим дефицит квалифицированных специалистов на рынке юридических услуг является крайней острым.
Во-вторых, невозможно оказывать услуги аналогичного или сопоставимого качества и при этом отличаться в цене в разы. Это обусловлено спецификой юридических услуг, как сферы, где основным продуктом является нематериальный интеллектуальный продукт. Для того, чтобы предлагать услуги по существенно более низкой цене юридической фирме неизбежно приходится на чем-то экономить: тратить меньше времени на проработку проблемы, нанимать сотрудников с более низкой квалификацией, заниматься оказанием услуг и в других областях права, чтобы за счет объема дел компенсировать более низкую цену услуг по каждому из них. В любом случае существенно более низкая цена с большой долей вероятности может свидетельствовать об экономии на качестве работы. Кроме того, необходимо учитывать, что из-за высокой интеллектуальной составляющей труда и дефицита кадров, юридические фирмы должны предлагать своим юристам как минимум конкурентную зарплату на рынке труда и постоянно вкладывать средства в поддержание и развитие знаний и навыков своих работников. Нельзя также забывать и про материально-техническое оснащение для качественного и оперативного оказания услуг: справочно-правовые системы, Интернет, мобильная связь, компьютерная и иная офисная техника, услуги по тех.поддержке, оплата труда вспомогательного персонала (секретарь, курьер и т.д.) — все эти затраты заложены в цену услуг и во многом определяют ее. Из-за всего вышеперечисленного по-настоящему качественные юридические услуги по определению не могут быть массовым и дешевым товаром.
Учитывая, что некачественно оказанная юридическая услуга может повлечь убытки, в разы превышающие затраты на нее, ориентир на цену услуг при выборе юриста или юридической фирмы не должен быть первоочередным. Обратить внимание следует на ВУЗ, который закон-чил специалист, стаж его работы, организации, в которых ему приходилось работать, дела ко-торые он успешно вел, репутацию среди бывших клиентов и коллег.
Заблуждение девятое: Наш вопрос не срочный. Результат можно сообщить завтра.
Безусловно, для каждого клиента все его вопросы являются важными и срочными. Чтобы получить своевременные и качественные услуги необходимо помнить во-первых о том, что любому юристу нужно время для проработки проблемы (см. заблуждение первое), а кроме того работа юриста нередко распланирована на несколько дней вперед и безболезненно внести изменения в график работы далеко не всегда возможно. Поэтому к юристу следует обращаться заблаговременно, а не в последний момент, чтобы работа была внесена в план. Кроме того, необходимое время на выполнение работы может в действительности оказаться несколько (или даже существенно) большим, чем это представлялось клиенту. Это также нужно учитывать, планируя свой визит к юристам, чтобы не попасть в тиски критических сроков.
Заблуждение десятое: Мне нужны гарантии вынесения судом решения в мою пользу. Если Вы не можете мне их дать, значит Вы либо плохие специалисты, либо плохо работаете над моим делом.
Желание добиться нужного результата в судебном споре абсолютно понятно. Вместе с тем, гарантий вынесения судом решения в пользу клиента не в состоянии дать ни один юрист. Гарантировать вынесение нужного решения могут только три человека: судья, рассматривающий дело; человек, который знает кому и в каком размере нужно дать взятку; мошенник, который вводит Вас в заблуждение относительно своих возможностей. Законопослушные юристы не могут давать гарантий, потому что на вынесение судом решения кроме их работы влияют также и иные факторы, находящиеся вне их контроля. Это прежде всего внутреннее убеждение судьи, во-вторых — действия контрагента в рамках дела, в-третьих — политическое влияние государства на судебную систему. Все, что может сделать юрист, представляя интересы клиента в суде — это приложить максимум своих усилий, знаний, опыта, способностей, для того, чтобы найти верное решение проблемы и убедить суд в верности этого решения. В связи с этим, если для Вас важна абсолютная законность средств решения Ваших правовых проблем в суде, то не верьте гарантиям, они лежат вне правового поля и Вас в лучшем случае просто обманут.
г.Красноярск, июль 2008 г.
Казалось бы, вещи достаточно понятные, но порой приходится доносить их до клиентов целенаправленно, в максимально доступной для восприятия форме. И не факт, что к этой информации прислушаются.
Это все еще раз показывает очень низкий уровень правового воспитания граждан