Кирилл Сидоренко →  Самые распространенные заблуждения бизнесменов о юристах

Большинству бизнесменов хотя бы раз в жизни приходилось обращаться к услугам юристов. Причины тому могли быть разные: контрагент не возвращает долг; налоговая инспекция заблокировала счета; бывший работник, с которым расстались не очень «по-хорошему» пожаловался в трудовую инспекцию и в организации теперь идет проверка. И чем больше и сложнее становится бизнес, тем чаще он сталкивается с различными правовыми проблемами, и тем чаще бизнесменам требуется помощь юристов. Но, как показывает практика, очень многие бизнесмены имеют неверное представление о том, в чем состоит функция юристов, каковы их возможности, что определяет сложность той или иной правовой проблемы, что есть качественная работа юриста и т.д. Неверные представления, в свою очередь, формируют у бизнесменов неадекватные реальности ожидания от обращения к юристу. Это приводит к определенным разочарованиям, порой даже стрессам, а иногда и к действительным экономическим потерям в тех случаях, когда бизнесмены неосновательно рассчитывали на то, что их проблема может быть решена юристами так, как они это себе представляли.

Настоящей статьей мы бы хотели внести свой небольшой вклад в формирование реалистичного представления о работе юристов для того, чтобы бизнесмены имели больше возможностей эффективно использовать услуги юристов для управления своим бизнесом.

Заблуждение первое: Если юрист настоящий профессионал, то ему не нужно изучать ни зако-нодательство, ни судебную практику чтобы ответить на мой вопрос. Он должен уже все знать о моей проблеме и быть в состоянии проконсультировать меня немедленно, иначе это непро-фессионал.

Такое мнение о юристах действительно часто встречается. Вместе с тем нужно учитывать, что во-первых и законы, и практика их применения судами меняются с течением времени. Особенно актуальна нестабильность в нормах права для еще совсем молодой российской правовой системы. Именно поэтому знание норм права необходимо постоянно актуализировать. То, что было верным месяц назад, не обязательно уже верно сегодня. Во-вторых, ни один юрист не в состоянии выучить наизусть все нормативные акты и наиболее важные положения судебной практики даже в какой-то отдельно взятой области, не говоря уже обо всем нормативном массиве. Более того, надеяться на память в работе юриста в принципе противопоказано, поскольку ошибка даже в одном слове может иметь неблагоприятные последствия для клиента (и это не художественное преувеличение), а в сложных случаях необходимо учитывать большое количество деталей, которые удержать в голове просто невозможно. Именно поэтому каждый раз приступая к анализу проблемы, юрист первым делом обращается к тексту закона, даже если этот вопрос им уже ранее рассматривался. В связи с этим более важным, чем знание нормы наизусть, выступает навык эффективного поиска необходимой нормы и правильного ее толкования. Поэтому если юрист говорит, что для ответа на все Ваши вопросы ему необходимо время для анализа законодательства, то в этом случае вероятность того, что перед Вами профессионал, гораздо выше, чем в случае, когда юрист сразу же выражает готовность дать исчерпывающую кон-сультацию по всем поставленным вопросам.

Заблуждение второе: Если юрист профессионал, то он может подготовить любой договор или исковое заявление за час-два. Если юрист говорит, что для подготовки документа ему нужно несколько дней, то это значит, что он плохой специалист.

Время в бизнесе действительно имеет большую ценность. При этом нужно понимать, что дей-ствительно качественный юридический документ является результатом сложной интеллекту-альной деятельности. Его подготовка не сводится к заполнению «типовой формы обычным текстом». Ни один сложный документ (например договор или исковое заявление) нельзя подготовить без тщательного исследования проблемы клиента, целей, которые клиент рассчитывает достичь с помощью данного документа, а также относящихся к проблеме норм права. А на это порой необходимо потратить значительное время. В противном случае документ не будет служить инструментом решения проблемы клиента, а будет бесполезной бумажкой.

Это заблуждение также таит в себе и опасность для бизнесменов: если с обращением к юристу тянуть до последнего момента в надежде, что все необходимые документы будут готовы в течение нескольких часов, то можно столкнуться с тем, что помочь будет не в состоянии ни один юрист. В связи с этим в тех случаях, когда имеется возможность обратиться к юристу за подготовкой документа заблаговременно, лучше сделать это заблаговременно. И если юрист попросит разумное время на подготовку документа, то это даст Вам больше гарантий того, что Ваш документ будет проработан тщательно, а не наскоро доработан на основе «типовых» форм из справочных правовых систем или Интернет.

Заблуждение третье: Составить договор несложно. Просто нужно взять типовую форму и вни-мательно заполнить ее.

Иногда такое впечатление может возникнуть. При этом в действительности договоров, подхо-дящих для любой ситуации и любых сторон просто не существует. Типовые формы могут быть выработаны между конкретными сторонами по конкретным видам отношений там, где перио-дически повторяется одно и то же действие (например периодически заказывается один и тот же товар и в договоре меняется только количество товара и его общая стоимость). Но и в этом случае типовой договор требует тщательной проработки, чтобы исключить «размножение» проблем при его многократном исполнении.

Если же говорить о подготовке договоров вообще, то действительно качественный документ отражает все особенности взаимоотношений сторон по сделке. Чем больше потенциальных рисков содержит сделка, тем более тщательной должна быть проработка документа. Не долж-но оставаться пробелов в условиях договора. Формулировки должны быть ясными и исчерпы-вающими, чтобы предотвратить споры о том, что входит в обязанности сторон. В противном случае договор только создаст дополнительные трудности из-за необходимости устранять раз-ногласия.

Хорошо написанный договор — это как костюм, сшитый на заказ. Безусловно, далеко не все отношения требуют больших и детальных договоров: покупка канцелярских принадлежностей на 1000 рублей в месяц может ограничиться оплатой по счету. Однако необходимо понимать, что договор — это фундамент отношений, и если, образно говоря, есть намерение построить небоскреб, то фундамент для него должен быть гораздо более прочным, чем для небольшого торгового павильона. В противном случае риски крушения конструкции в самый неподходящий момент возрастают в разы. Поэтому настоящий профессионал задаст Вам вопросы не только по общим, стандартным условиям договора, но самым тщательным образом изучит всю специфику сделки, детали отношений, цели, которые предполагают достичь стороны с помощью этой сделки. Если юрист не вникает в содержание сделки, то он не сможет в полной мере выполнить свое основное назначение — выявить и предотвратить риски.

Заблуждение четвертое: Для решения разных проблем не нужны разные специалисты. Если юрист профессионал, то он один способен решить их все.

Как не бывает универсальных врачей, способных вылечить любую болезнь, так нет и универ-сальных юристов, способных решить любую правовую проблему. С течением времени норм права становится только больше и они усложняются по содержанию вместе с появлением но-вых и развитием старых общественных отношений. К этому добавляется огромный объем су-дебной практики, содержащей важные, подчас имеющие решающее значение детали в каждой отрасли права. Поэтому общемировая тенденция в юридических услугах — это узкая специализация юристов. «Универсальный» юрист способен действовать в нескольких областях, но тогда возрастают риски того, что ему не хватит «глубины» проработки проблемы и какие-либо риски не будут учтены. При прочих равных условиях специалист в своей области окажет более качественные услуги, чем «универсал». Поэтому профессионально поступает тот юрист, который честно говорит клиентам: «извините, но по этому вопросу я Вам ничем помочь не смогу, я специализируюсь на иной области права». А если юрист готов помочь Вам в судебном споре с налоговой инспекцией по поводу возмещения НДС, взыскать убытки с нерадивого подрядчика и представлять интересы Вашей фирмы в трудовом споре с бывшим работником, то есть повод задуматься о том, специалист ли он хотя бы в одной из этих об-ластей.

Заблуждение пятое: Предлагаемое Вами решение потому такое сложное и растянутое во вре-мени, что Вы просто хотите заработать на мне побольше денег! Уверен, что тут всё можно ре-шить проще и быстрее.

Разумеется, никто не хочет переплачивать. Вместе с тем настоящий профессионал никогда не предложит клиенту услуг, которые ему объективно не нужны, ради того, чтоб извлечь сиюми-нутную выгоду. Залогом успешной деятельности юриста (как и любого консультанта) является его безупречная репутация, которая создается годами, а может быть разрушена за несколько минут. Задача консультанта — предложить клиенту наилучшее решение его проблемы. И если это удается, то консультант может рассчитывать на два-три лестных отзыва клиента о себе, а может даже и на прямую рекомендацию. Но если клиент останется недоволен, а тем более будет обманут, то об этом узнают десятки людей, что для консультанта как правило означает профессиональную смерть.

Данная проблема связана с важнейшим элементом успешного сотрудничества клиента и кон-сультанта — доверием. Если доверия нет, то сотрудничество не будет успешным. Поэтому на-стоящий профессионал позаботится о том, чтобы клиент почувствовал к нему доверие, а для этого он исчерпывающим образом расскажет о том, какая работа должна быть выполнена для достижения целей клиента, почему именно эта, почему именно так и почему она стоит столько. Если юрист этого не делает, а только называет цену и отказывается обсуждать содержание работы, то он и не заслуживает доверия. Но если юрист представил подробный план работы и после этого ее объем по-прежнему кажется неадекватным, то возможно просто стоит обратиться к другому юристу, которому Вы будете больше доверять, как специалисту. Поскольку неюрист не может дать квалифицированную оценку целесообразности и качеству той или иной работы, то в любом случае как минимум в некоторых моментах Вам придется довериться консультанту и просто принять необходимость тех или иных его действий, как данность. Поэтому предпочтение отдавайте тем, кто уже заработал себе положительную репутацию и не поручайте больших и ответственных задач никому не известным людям с непрозрачной историей и опытом только потому, что они предлагают все сделать, просто, быстро и недорого.

Заблуждение шестое: Почему услуги такие дорогие!? Сделать-то всего нужно — пару бумажек подготовить.

Справедливая цена услуг конечно же важна. В свою очередь мы хотели бы отметить, что про-дуктом деятельности юриста является не столько непосредственно сам документ или устная консультация, сколько обеспечиваемая этим документом безопасность. Степень обеспеченно-сти безопасности зависит от объема и сложности проделанной работы по выявлению потенциальных рисков клиента в той или иной ситуации. При этом объем работы по анализу потенциальных рисков и объем документа, который их предотвращает, может соотноситься по-разному. В любом случае письменный документ является конечным, материальным результатом работы, но не основным, также как подготовка документа не является основной работой при оказании юридической услуги. Основная работа заключается в юридическом анализе проблемы, который требует от юриста специальных знаний, навыков, опыта и много другого, что определяет качество юридической услуги. Другими словами, юридическая работа требует наличия большого набора специальных компетенций, приобретение и поддержание которых на высоком уровне требует значительных усилий и материальных затрат. Все это делает хороших юристов (как и любых специалистов в сфере интеллектуального труда) «штучным товаром», работа которых по определению не может быть дешевой. Кроме того, если соотнести стоимость услуги и размер убытков, которые она предотвратила, будет ли цена и дальше выглядеть такой уж несправедливой?

Заблуждение седьмое: Как «ничего нельзя сделать»!? Вы же юристы, вы должны уметь нахо-дить решение для любой проблемы!

Действительно, распространен стереотип о том, что юристы способны обосновать что угодно, вывернуть смысл любого закона наизнанку. При этом существуют обстоятельства, с которыми закон связывает определенные правовые последствия и эти последствия юристы объективно не могут устранить (истек срок исковой давности, клиент неосмотрительно признал в письме долг перед контрагентом и т.д.). Для того, чтобы не сталкиваться с невозможность исправить ситуацию, необходимо своевременно консультироваться с юристом и предоставлять ему пол-ную и достоверную информацию. Качественная профилактическая юридическая работа может помочь избежать попадания в непоправимые ситуации.

Заблуждение восьмое: На рынке услуг много юристов. Я найду другого, который эту же самую работу сделает в два раза дешевле.

Уверенность в такой возможности существует у многих бизнесменов. Вместе с тем перенасы-щенность рынка услуг юристами — это миф. Рынок насыщен людьми с дипломами юристов, но качество этих дипломов в большинстве своем весьма сомнительное. В советское время юристов готовили несколько десятков ВУЗов по всей стране. Сейчас их готовит примерно 1,5 тысячи государственных и негосударственных ВУЗов, среди которых немало сельскохо-зяйственных, строительных, педагогических и тому подобных далеких от юриспруденции учебных заведений. Качество юридического образования в целом по стране в последние годы упало настолько, что специалисты говорят о необходимости закрытия 90% юридических факультетов, для того, чтобы не плодить псевдоюристов. В связи с этим дефицит квалифицированных специалистов на рынке юридических услуг является крайней острым.

Во-вторых, невозможно оказывать услуги аналогичного или сопоставимого качества и при этом отличаться в цене в разы. Это обусловлено спецификой юридических услуг, как сферы, где основным продуктом является нематериальный интеллектуальный продукт. Для того, чтобы предлагать услуги по существенно более низкой цене юридической фирме неизбежно приходится на чем-то экономить: тратить меньше времени на проработку проблемы, нанимать сотрудников с более низкой квалификацией, заниматься оказанием услуг и в других областях права, чтобы за счет объема дел компенсировать более низкую цену услуг по каждому из них. В любом случае существенно более низкая цена с большой долей вероятности может свидетельствовать об экономии на качестве работы. Кроме того, необходимо учитывать, что из-за высокой интеллектуальной составляющей труда и дефицита кадров, юридические фирмы должны предлагать своим юристам как минимум конкурентную зарплату на рынке труда и постоянно вкладывать средства в поддержание и развитие знаний и навыков своих работников. Нельзя также забывать и про материально-техническое оснащение для качественного и оперативного оказания услуг: справочно-правовые системы, Интернет, мобильная связь, компьютерная и иная офисная техника, услуги по тех.поддержке, оплата труда вспомогательного персонала (секретарь, курьер и т.д.) — все эти затраты заложены в цену услуг и во многом определяют ее. Из-за всего вышеперечисленного по-настоящему качественные юридические услуги по определению не могут быть массовым и дешевым товаром.

Учитывая, что некачественно оказанная юридическая услуга может повлечь убытки, в разы превышающие затраты на нее, ориентир на цену услуг при выборе юриста или юридической фирмы не должен быть первоочередным. Обратить внимание следует на ВУЗ, который закон-чил специалист, стаж его работы, организации, в которых ему приходилось работать, дела ко-торые он успешно вел, репутацию среди бывших клиентов и коллег.

Заблуждение девятое: Наш вопрос не срочный. Результат можно сообщить завтра.

Безусловно, для каждого клиента все его вопросы являются важными и срочными. Чтобы получить своевременные и качественные услуги необходимо помнить во-первых о том, что любому юристу нужно время для проработки проблемы (см. заблуждение первое), а кроме того работа юриста нередко распланирована на несколько дней вперед и безболезненно внести изменения в график работы далеко не всегда возможно. Поэтому к юристу следует обращаться заблаговременно, а не в последний момент, чтобы работа была внесена в план. Кроме того, необходимое время на выполнение работы может в действительности оказаться несколько (или даже существенно) большим, чем это представлялось клиенту. Это также нужно учитывать, планируя свой визит к юристам, чтобы не попасть в тиски критических сроков.

Заблуждение десятое: Мне нужны гарантии вынесения судом решения в мою пользу. Если Вы не можете мне их дать, значит Вы либо плохие специалисты, либо плохо работаете над моим делом.

Желание добиться нужного результата в судебном споре абсолютно понятно. Вместе с тем, гарантий вынесения судом решения в пользу клиента не в состоянии дать ни один юрист. Гарантировать вынесение нужного решения могут только три человека: судья, рассматривающий дело; человек, который знает кому и в каком размере нужно дать взятку; мошенник, который вводит Вас в заблуждение относительно своих возможностей. Законопослушные юристы не могут давать гарантий, потому что на вынесение судом решения кроме их работы влияют также и иные факторы, находящиеся вне их контроля. Это прежде всего внутреннее убеждение судьи, во-вторых — действия контрагента в рамках дела, в-третьих — политическое влияние государства на судебную систему. Все, что может сделать юрист, представляя интересы клиента в суде — это приложить максимум своих усилий, знаний, опыта, способностей, для того, чтобы найти верное решение проблемы и убедить суд в верности этого решения. В связи с этим, если для Вас важна абсолютная законность средств решения Ваших правовых проблем в суде, то не верьте гарантиям, они лежат вне правового поля и Вас в лучшем случае просто обманут.

г.Красноярск, июль 2008 г.

3 комментария

Денис Константинович
Хорошая азбука отношений с юристами для клиентов.

Казалось бы, вещи достаточно понятные, но порой приходится доносить их до клиентов целенаправленно, в максимально доступной для восприятия форме. И не факт, что к этой информации прислушаются.
0
Денис Бырлэдяну
очень часто людям кажется, что работа юриста очень проста. Отсюда и «договор или исковое заявление а час-два», и извечная фраза «вы же специалист! вы должны все знать!». При этом ответы требуются сразу, без возможности изучить нормативную базу или судебную практику.

Это все еще раз показывает очень низкий уровень правового воспитания граждан
0
Кирилл Сидоренко
Так давайте работать над этим! Чтобы почва была плодородной, нужно сначала от камней ее расчистить, потом сорняки выполоть, потом распахать и засеять! Транслируйте во внешнюю среду больше качественных материалов, пусть люди получают правовой ликбез не по псевдосудебным телевизионным шоу, а по хорошо написанным и понятным статьям профессионалов!
0