Дмитрий Булгаков →  Компенсация за распространение контрафактных экземпляров произведения: постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 № 4453/11

Решением арбитражного суда удовлетворён иск о взыскании 7 567 025 400 рублей компенсации за незаконное распространение произведений А.Беляева, о пресечении действий ответчика по распространению незаконно изданных экземпляров таких произведений, об обязании изъять незаконно изданные экземпляры этих произведений, опубликовать решение суда о допущенном нарушении.
Постановлением «апелляции» решение суда отменено в части взыскания компенсации.
«Кассация» решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменила, в иске отказала.
Президиум ВАС РФ постановление «кассации» отменил, а решение арбитражного суда и постановление «апелляции» отменил в части требования о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав.

Суть спора
На основании договора 1, заключенного с наследницей исключительных авторских прав на произведения А. Беляева, издательство «ТЕРРА» (истец) получило сроком до 15.06.2009 исключительные имущественные права на воспроизведение и распространение произведений А. Беляева «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия», а на основании договора 2 сроком действия до 10.02.2010 — на воспроизведение и распространение произведений «Вечный хлеб» и «Человек, потерявший лицо». В 2008 году издательство «Астрель» (ответчик) издало и распространило указанные произведения А. Беляева.

Истец, ссылаясь на то, что ответчик нарушил его исключительные права, незаконно издавая и распространяя перечисленные произведения, обратилось в арбитражный суд с иском.

Позиция суда первой инстанции
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что истцом доказаны принадлежность ему исключительных прав на названные литературные произведения и нарушение данных прав ответчиком.
Суд указал, что срок действия авторского права А. Беляева не истек к 01.01.1993, так как 50-летний срок охраны авторских прав, исчисляемый с 1 января года, следующего за годом смерти автора, подлежит увеличению на четыре года, поскольку А. Беляев работал в годы Великой Отечественной войны (ВОВ).

Руководствуясь п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 09.07.1993 N 5352-1 «О порядке введения в действие Закона РФ „Об авторском праве и смежных правах“ (Постановление №5352-1), ст. 27 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 „Об авторском праве и смежных правах“ (Закон об авторском праве), ст. 6 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ „О введении в действие части четвертой ГК РФ“ (Закон № 231), разъяснениями, содержащимися в п. 3 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 „О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ“ (Постановление № 5/29), сделал вывод о том, что с 01.01.2008 действие исключительного авторского права А. Беляева на спорные произведения возобновляется и подлежит исчислению по правилам, предусмотренным ст. 1281 ГК РФ.

Суд, установив, что стоимость одного экземпляра изданного истцом собрания сочинений А. Беляева (шести томов) — 114 651 рубль 90 копеек, и определив тираж изданных ответчиком перечисленных произведений, взыскал с издательства „Астрель“ 7 567 025 400 рублей компенсации.

Позиция „апелляции“
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о возобновлении с 01.01.2008 действия авторского права А. Беляева на спорные произведения и о нарушении ответчиком исключительных прав истца. Однако „апелляция“ не согласилась с выводом об исчислении размера компенсации исходя из стоимости экземпляра собрания сочинений, изданного истцом, в состав которого входят 19 произведений, из них 13 не являются предметом спора.

Осмотрев издание истца, „апелляция“ указала, что оно является уникальным, поскольку имеет кожаный переплет и золотое тиснение, тогда как издание ответчика выполнено обычным способом в твёрдом переплете. Поэтому „апелляция“ пришла к выводу о необоснованном исчислении размера компенсации в заявленной сумме, и, сославшись на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств, позволяющих определить размер компенсации, отказала в иске.

Мнение „кассации“
Суд кассационной инстанции отменил судебные акты первой и апелляционной инстанций и отказал в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку истек пятидесятилетний срок действия авторского права на спорные произведения, произведения перешли в общественное достояние и в настоящее время охране не подлежат.

Выводы Президиума ВАС РФ
1. А. Беляев умер 06.01.1942.
Постановлением № 5352-1 введен в действие Закон об авторском праве, п. 1 ст. 27 которого установлено, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных указанной статьей.

В п. 5 ст. 27 данного Закона определен особый порядок исчисления срока действия авторского права в случае, если автор работал во время ВОВ или участвовал в ней — срок охраны авторских прав, предусмотренный указанной статьёй, увеличивается на четыре года.
Согласно п. 3 Постановления № 5352-1 сроки охраны прав, предусмотренные ст. 27 Закона об авторском праве, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 01.01.1993.

Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ „О внесении изменений в Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах» (Закон № 72) ввел 70-летний срок действия авторского права, п. 5 статьи 27, установивший исключения из общего правила исчисления сроков, оставил в прежней редакции.
Пункт 5 ст. 1281 ГК РФ, введённой в действие Законом № 231 с 01.01.2008, сохранил исключение из общего правила исчисления срока действия авторского права в случае, если автор работал во время ВОВ или участвовал в ней; срок действия исключительного права, установленный указанной статьёй, увеличен на четыре года.

Пунктом 3 Постановления № 5/29 разъяснено, что согласно абз.1 п. 1 ст. 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует, по общему правилу, в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Поэтому, если 50-летний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 (но до вступления в силу Закона № 72, установившего 70-летний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным ст. 1281 ГК РФ.

2. Действия лиц, использовавших до введения в действие части четвертой ГК РФ произведения, которые находились до 01.01.2008 в общественном достоянии, и соблюдавших положения ст. 28 Закона об авторском праве, несмотря на возобновление действия исключительного права на произведение не могут считаться нарушением. Вместе с тем дальнейшее использование произведения может осуществляться только с соблюдением положений части четвертой ГК РФ.

3. А. Беляев являлся сотрудником газеты «Большевистское слово» в городе Пушкине Ленинградской области, его последняя статья опубликована 26.06.1941 в номере 76 (502) указанной газеты, и продолжал работать в этой газете до трагической гибели (06.01.1942) на оккупированной территории, что подтверждается частично сохранившимся архивом.
Таким образом, срок действия авторского права А. Беляева подлежит исчислению с 01.01.1943 и истекает 31.12.1997, поскольку подлежит исчислению не по общему правилу, а с учетом исключения из него, предусматривающего увеличение общего срока на четыре года, так как писатель работал в годы ВОВ.

4. Таким образом, срок действия авторского права А. Беляева истек после 31.12.1992, но до 28.07.2004 — даты вступления в силу Закона № 72-ФЗ, поэтому с 01.01.2008 действие исключительного права на произведения писателя возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным ст. 1281 ГК РФ. Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у истца исключительных прав на названные произведения и о нарушении указанных прав ответчиком являются обоснованными, а суд кассационной инстанции принял обжалуемое постановление без учета особого порядка исчисления срока действия авторского права А. Беляева.

Кроме того, из положений ст. 1301 ГК РФ следует, что при доказанности факта нарушения исключительных авторских прав на произведение автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты одного из трех видов компенсации:

— в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров произведения;

— в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.


5. В случае распространения контрафактных экземпляров произведения расчёт компенсации должен базироваться на количестве и стоимости таких экземпляров.

Истец избрал компенсацию в двукратном размере стоимости экземпляров произведения. Расчёт компенсации был произведен исходя из стоимости изданного им собрания сочинений А. Беляева в шести томах, представляющего собой уникальное издание, а не из стоимости контрафактных экземпляров произведений. При этом истец учёл тираж, выпущенный не им самим, а ответчиком.

Суд «апелляции» обоснованно не принял во внимание расчет суммы компенсации, представленный истцом.

6. Судами не был исследован вопрос о возможности взыскания компенсации исходя из стоимости контрафактных экземпляров, сведения о стоимости и количестве которых приобщены к материалам дела.

7. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Р.S.: В части требования о взыскании компенсации дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Р.Р.S. Фотография вверху: здание Арбитражного суда Белгородской области.

Нет комментариев