Александра Точилина → Получение взятки за законные или незаконные действия: как разграничить?
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 ФЕВРАЛЯ 2000 Г. N 6 „О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ И КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ“
В связи с возникшими у судов вопросами относительно оснований
разграничения квалификации получения взятки за действия (бездействие),
которые входят в служебные полномочия должностного лица, от получения
взятки за незаконные действия (бездействие) Пленум Верховного Суда
Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и,
руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и
14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ „О
судах общей юрисдикции в Российской Федерации“, постановляет:
пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 10 февраля 2000 г. N 6 „О судебной практике по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе“ (с изменениями, внесенными постановлениями
Пленума от 6 февраля 2007 г. N 7 и от 23 декабря 2010 г. N 31) изложить в
следующей редакции:
»10. Разъяснить судам, что по смыслу части 1 статьи 290 УК РФ под
действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные
полномочия, следует понимать действия (бездействие), которые он
правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и
которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и
другим правовым актам. В данном случае дача взятки обусловлена, например,
желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом
соответствующего решения либо повлиять на выбор (в пределах компетенции
или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для
себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами.
Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица,
применительно к диспозиции части 3 статьи 290 УК РФ, следует понимать
совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также
действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного
правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу,
несоставление протокола об административном правонарушении, когда это
обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных
документов, внесение в документы сведений, не соответствующих
действительности и т.п.).".
Председатель
Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда Российской Федерации В.В. Дорошков
В связи с возникшими у судов вопросами относительно оснований
разграничения квалификации получения взятки за действия (бездействие),
которые входят в служебные полномочия должностного лица, от получения
взятки за незаконные действия (бездействие) Пленум Верховного Суда
Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и,
руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и
14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ „О
судах общей юрисдикции в Российской Федерации“, постановляет:
пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 10 февраля 2000 г. N 6 „О судебной практике по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе“ (с изменениями, внесенными постановлениями
Пленума от 6 февраля 2007 г. N 7 и от 23 декабря 2010 г. N 31) изложить в
следующей редакции:
»10. Разъяснить судам, что по смыслу части 1 статьи 290 УК РФ под
действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные
полномочия, следует понимать действия (бездействие), которые он
правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и
которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и
другим правовым актам. В данном случае дача взятки обусловлена, например,
желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом
соответствующего решения либо повлиять на выбор (в пределах компетенции
или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для
себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами.
Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица,
применительно к диспозиции части 3 статьи 290 УК РФ, следует понимать
совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также
действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного
правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу,
несоставление протокола об административном правонарушении, когда это
обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных
документов, внесение в документы сведений, не соответствующих
действительности и т.п.).".
Председатель
Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда Российской Федерации В.В. Дорошков
А вот поставленный Вами вопрос не совсем понятен… Сам момент получения взятки уже нарушение закона, а как этот факт поставить в оправдание — не столь важно.