Мария Глазкова → Что делать, если надоела смс-реклама?
Наверное, многим знакома ситуация, когда раздается звук оповещения, что на мобильный телефон пришло смс-сообщение. И вот, открывая смс-сообщение, мы видим, что какая-то организация прислала нам рекламу. Хорошо, если вы действительно подписывались на данную рассылку.
Первое, что надлежит знать, это то, что любая рекламная рассылка посредством смс-сообщений без вашего предварительного согласия является нарушением ч. 1. ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»:
«Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».
Под рекламой, в соответствии со ст. 3 Закона понимается любая информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Самый простой и быстрый способ — это позвонить по тому телефону, который указан в смс-сообщении и попросить исключить вас из данной рассылки. Очень часто этот способ срабатывает, и вас более не будут беспокоить. Но что делать, если в СМС-сообщении нет контактной информации лица, осуществляющего рассылку смс-сообщений, или вам продолжают приходить смс-сообщения, невзирая на обещания исключить вас из базы?
В этом случае вам надлежит обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по месту вашего жительства. Адреса и ссылки на сайты территориальных органов Федеральной антимонопольной службы можно посмотреть тут.
Вы можете отправить заявление (жалобу) с помощью почтовой связи или непосредственно через интернет-приемную территориального органа ФАС. С порядком обращения в ФАС или его территориальный орган можно ознакомиться тут.
В своем заявлении (жалобе) вам нужно будет указать следующую информацию:
1. Ваш номер мобильного телефона. Причем, стоит заметить, что сотрудники ФАС вправе запросить у вас подтверждающие документы, что оператором мобильной связи заключен именно с вами договор на предоставления услуг по данному номеру.
2. Оператора сотовой связи, услугами которого вы пользуетесь.
3. Дату и время поступления смс-сообщения с рекламой.
4. Отправителя данного смс-сообщения.
5. Текст рекламного сообщения.
6. Для облегчения нахождения ФАС лица, рассылающего рекламные сообщения, можно потратить 5 минут и через поиск определить, кому принадлежит телефон, указанный в рекламном сообщении, или как можно идентифицировать отправителя такого сообщения.
Например, если у вас в качестве отправителя указанно «SHATURA», и в ваших рекламных смс-сообщениях идет реклама мебели, то с 99% уверенности можно сказать, что данная рассылка осуществляется представителями ОАО «Мебельная компания «Шатура».
В результате можно в заявлении (жалобе) написать, что по вашему мнению реклама осуществляется компанией ОАО «Мебельная компания «Шатура», и вы просите проверить данные сведения. В случае если рекламные сообщения приходили вам неоднократно, то это тоже надлежит добавить к вашему заявлению (жалобе).
В резолютивной части вашего заявления следует указать, что рекламную рассылку в нарушении ч. 1. ст. 18 закона о рекламе осуществлялось как отправителем, так и оператором мобильной связи без получения вашего согласия. Оператор мобильной тоже должен неси ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой. Так арбитражным судом г.Москвы в деле № А40-77128/11- 153-690 при рассмотрении жалобы ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ООО «Мобильный диалог» на постановления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 09.06.2011 г. по делу № РЦ.08.11.10/1 и по делу № РЦ.08.11.10/2 о привлечении вышеуказанных лиц к административной ответственности указанно:
«Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что информация, распространяемая в сети «Билайн», имеет все признаки рекламы, поскольку данная информация направлена неопределенному кругу лиц, так как из текста информационных сообщений не ясно, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого данное сообщение направлено; направлена на привлечение внимания к услугам ООО «Мобильный диалог», предлагаемым им в рамках проводимой стимулирующей лотереи «СМС удача», что имеет целью поддержание интереса абонентов открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» к услугам ООО «Мобильный диалог» и их продвижение на рынке.
ОАО «ВымпелКом» не представило доказательств получения предварительного согласия гражданина на распространение рекламы. Соответственно указанные SMS-сообщения в нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» доводились до абонентов без предварительного согласия абонентов на ее получение».
Апелляционная и кассационная инстанция оставила данное решение в силе. Причем, суд кассационной инстанции в своем определении от 27 апреля 2012г указал:
«Таким образом, ОАО «Вымпел-Коммуникации» являлось рекламораспространителем, поскольку в рамках заключенных соглашений осуществило фактическое доведение сведений о проведении стимулирующей лотереи до сведения потребителей».
ФАС обязана по вашему заявлению провести проверку и по ее результатам (как минимум) вынести в адрес лица рассылающего смс-сообщения предписание о прекращении нарушения ч. 1. ст. 18 Закона о Рекламе. В случае если данная рассылка будет продолжать даже после вынесения Предписания о прекращении нарушения, то лицо, рассылающее данные сообщения должны привлечь к ответственности по ч. 1. статьи 14.3 КОАП РФ.
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Итак, мы разобрались, в том, что и куда писать при получении рекламных смс-сообщений.
По вашему имени или фамилии, а вы не разрешали рассылку рекламных сообщения в ваш адрес, а также вообще даже не подозреваете, откуда у отправителя взялись ваши персональные данные. В данном случае можно говорить, что отправитель использует (осуществляет обработку) ваши персональные данные в нарушении Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» в котором говориться, что использование персональных данных должно осуществляться только с вашего согласия.
В этом случае вам надлежит обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Роскомнадзора по месту вашего жительства. Адреса и ссылки на сайты территориальных органов Роскомнадзора можно посмотреть тут.
Вы можете отправить заявление (жалобу) с помощью почтовой связи или непосредственно через интернет-приемную территориального органа Роскомнадзора. С порядком обращения в Роскомнадзор или его территориальный орган можно ознакомиться тут.
В заявлении (жалобе) подаваемом в Роскомнадзор следует указать то же самое, что и при подаче заявления (жалобы) в ФАС. Единственное, вместо указания на нарушение Закона « О рекламе», вам нужно указать, что отправителем используются ваши персональные данные без получения вашего согласия.
По ссылкам можно ознакомиться с ответами ФАС и Роскомнадзора по факту обращения к ним при осуществлении смс-рассылки без согласия адресата.
Будем рады ответить на вопросы! Текст подготовил Павел Гальченко
Но что же делать, если вы не подписывались, и вам регулярно присылают рекламу посредством смс-сообщений?
Первое, что надлежит знать, это то, что любая рекламная рассылка посредством смс-сообщений без вашего предварительного согласия является нарушением ч. 1. ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»:
«Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».
Под рекламой, в соответствии со ст. 3 Закона понимается любая информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Самый простой и быстрый способ — это позвонить по тому телефону, который указан в смс-сообщении и попросить исключить вас из данной рассылки. Очень часто этот способ срабатывает, и вас более не будут беспокоить. Но что делать, если в СМС-сообщении нет контактной информации лица, осуществляющего рассылку смс-сообщений, или вам продолжают приходить смс-сообщения, невзирая на обещания исключить вас из базы?
В этом случае вам надлежит обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по месту вашего жительства. Адреса и ссылки на сайты территориальных органов Федеральной антимонопольной службы можно посмотреть тут.
Вы можете отправить заявление (жалобу) с помощью почтовой связи или непосредственно через интернет-приемную территориального органа ФАС. С порядком обращения в ФАС или его территориальный орган можно ознакомиться тут.
В своем заявлении (жалобе) вам нужно будет указать следующую информацию:
1. Ваш номер мобильного телефона. Причем, стоит заметить, что сотрудники ФАС вправе запросить у вас подтверждающие документы, что оператором мобильной связи заключен именно с вами договор на предоставления услуг по данному номеру.
2. Оператора сотовой связи, услугами которого вы пользуетесь.
3. Дату и время поступления смс-сообщения с рекламой.
4. Отправителя данного смс-сообщения.
5. Текст рекламного сообщения.
6. Для облегчения нахождения ФАС лица, рассылающего рекламные сообщения, можно потратить 5 минут и через поиск определить, кому принадлежит телефон, указанный в рекламном сообщении, или как можно идентифицировать отправителя такого сообщения.
Например, если у вас в качестве отправителя указанно «SHATURA», и в ваших рекламных смс-сообщениях идет реклама мебели, то с 99% уверенности можно сказать, что данная рассылка осуществляется представителями ОАО «Мебельная компания «Шатура».
В результате можно в заявлении (жалобе) написать, что по вашему мнению реклама осуществляется компанией ОАО «Мебельная компания «Шатура», и вы просите проверить данные сведения. В случае если рекламные сообщения приходили вам неоднократно, то это тоже надлежит добавить к вашему заявлению (жалобе).
В резолютивной части вашего заявления следует указать, что рекламную рассылку в нарушении ч. 1. ст. 18 закона о рекламе осуществлялось как отправителем, так и оператором мобильной связи без получения вашего согласия. Оператор мобильной тоже должен неси ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой. Так арбитражным судом г.Москвы в деле № А40-77128/11- 153-690 при рассмотрении жалобы ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ООО «Мобильный диалог» на постановления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 09.06.2011 г. по делу № РЦ.08.11.10/1 и по делу № РЦ.08.11.10/2 о привлечении вышеуказанных лиц к административной ответственности указанно:
«Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что информация, распространяемая в сети «Билайн», имеет все признаки рекламы, поскольку данная информация направлена неопределенному кругу лиц, так как из текста информационных сообщений не ясно, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого данное сообщение направлено; направлена на привлечение внимания к услугам ООО «Мобильный диалог», предлагаемым им в рамках проводимой стимулирующей лотереи «СМС удача», что имеет целью поддержание интереса абонентов открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» к услугам ООО «Мобильный диалог» и их продвижение на рынке.
ОАО «ВымпелКом» не представило доказательств получения предварительного согласия гражданина на распространение рекламы. Соответственно указанные SMS-сообщения в нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» доводились до абонентов без предварительного согласия абонентов на ее получение».
Апелляционная и кассационная инстанция оставила данное решение в силе. Причем, суд кассационной инстанции в своем определении от 27 апреля 2012г указал:
«Таким образом, ОАО «Вымпел-Коммуникации» являлось рекламораспространителем, поскольку в рамках заключенных соглашений осуществило фактическое доведение сведений о проведении стимулирующей лотереи до сведения потребителей».
ФАС обязана по вашему заявлению провести проверку и по ее результатам (как минимум) вынести в адрес лица рассылающего смс-сообщения предписание о прекращении нарушения ч. 1. ст. 18 Закона о Рекламе. В случае если данная рассылка будет продолжать даже после вынесения Предписания о прекращении нарушения, то лицо, рассылающее данные сообщения должны привлечь к ответственности по ч. 1. статьи 14.3 КОАП РФ.
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Итак, мы разобрались, в том, что и куда писать при получении рекламных смс-сообщений.
Но что делать в случае, если в рекламном смс-сообщении идет обращение лично к вам?
По вашему имени или фамилии, а вы не разрешали рассылку рекламных сообщения в ваш адрес, а также вообще даже не подозреваете, откуда у отправителя взялись ваши персональные данные. В данном случае можно говорить, что отправитель использует (осуществляет обработку) ваши персональные данные в нарушении Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» в котором говориться, что использование персональных данных должно осуществляться только с вашего согласия.
В этом случае вам надлежит обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Роскомнадзора по месту вашего жительства. Адреса и ссылки на сайты территориальных органов Роскомнадзора можно посмотреть тут.
Вы можете отправить заявление (жалобу) с помощью почтовой связи или непосредственно через интернет-приемную территориального органа Роскомнадзора. С порядком обращения в Роскомнадзор или его территориальный орган можно ознакомиться тут.
В заявлении (жалобе) подаваемом в Роскомнадзор следует указать то же самое, что и при подаче заявления (жалобы) в ФАС. Единственное, вместо указания на нарушение Закона « О рекламе», вам нужно указать, что отправителем используются ваши персональные данные без получения вашего согласия.
По ссылкам можно ознакомиться с ответами ФАС и Роскомнадзора по факту обращения к ним при осуществлении смс-рассылки без согласия адресата.
Будем рады ответить на вопросы! Текст подготовил Павел Гальченко
2 комментария