Центр Правовых Технологий ЮРКОМ → Упущения в оформлении накладных в поставках товаров и их последствия.
В деятельности по поставке тех или иных товаров, часто возникают вопросы, связанные с оформлением документов, сопровождающих движение товара: товарных накладных, товарно-транспортных накладных, транспортных накладных. Их формы утверждены подзаконными актами. Однако, организации не всегда добросовестно и ответственно подходят к вопросу об оформлении накладных. Это влечет ряд последствий для сторон в отношениях, связанных с поставкой товаров.
Последствия ненадлежащего оформления накладных условно можно разделить на налоговые последствия и последствия, связанные с препятствиями в получении от покупателя оплаты за поставленный товар — и те и другие проистекают из невозможности подтвердить факт поставки.
Налоговые органы обращают внимание на наличие и правильность оформления накладных при проверке обоснованности списания и оприходования товаров. Кроме того, инспекторы ФНС анализируют товарные накладные в целях признания расходов организации, проверки правильности применения вычетов по НДС. Поэтому накладная является одним из важнейших первичных учетных документов, оформление которых должно соответствовать требованиям п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», сводящимся к соблюдению обязательных форм такого документа и обязательным его реквизитам. Оформление накладных должно соответствовать и требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, где даётся понятие документально подтверждённых расходов.
Рассмотрим какие негативные последствия могут возникнуть для организации-поставщика в вопросе исполнения контрагентом-покупателем своих обязательств, если имеются упущения в оформлении накладных. Зачастую в накладных может отсутствовать подпись и ее расшифровка уполномоченного на приём товара лица, печать организации-покупателя, данные о доверенности получившего товар лица. Особый случай, когда поставщик не получил от покупателя экземпляр самой доверенности на получение товара уполномоченным лицом. Такие упущения в оформлении документов могут привести к ряду препятствий при взыскании оплаты, в случае отказа покупателя добровольно гасить обязательства. Недобросовестный покупатель может заявить о том, что товар не получен организацией, а отгружен в руки неизвестному лицу, которому не выдавалась доверенность и он вовсе не работает в компании. Ситуация может усугубиться и отсутствием оттиска печати организации-покупателя. Часто суд при таких обстоятельствах отказывает во взыскании задолженности.
Что в этом случае можно сделать? Без услуг опытных юристов тут не обойтись. Необходимо проанализировать исходили ли от покупателя документы, подтверждающие факт получения товара и факт наличия задолженности. Если таких документов не было, то и в этом случае ещё не всё упущено. Можно инициировать возбуждение уголовного дела по факту мошенничества в отношении подписавших товарные накладные работников такого покупателя. В этом случае, руководство организации-покупателя встанет перед выбором — или допустить уголовное преследование в отношении своих работников или признать факт поставки. Также и сами эти работники в ходе проводимой правоохранительными органами проверки будут давать показания о том, что принимали товар для своей организации, а не в своих личных целях — этим можно воспользоваться в деле о взыскании задолженности.
Помимо выше приведённых могут иметься и иные упущения: отсутствие указания в накладных на приложения, неопределённости в характеристиках товара, неполное указание наименования и иных реквизитов организаций, отсутствие ссылки на договор, если он оформлялся. Всё это также может привести к спорам. Однако, во всяком случае юристы проанализируют ситуацию и наметят возможные пути её разрешения.
Следует заметить, что изложенные выше пути разрешения ситуации применимы к взысканию денежных средств по договору поставки. При проверках же со стороны налоговых органов всё несколько сложнее и подобные меры могут оказаться к моменту проверки запоздалыми. В данном случае поможет лишь своевременное и правильное оформление накладных — заполнение всех предусмотренных в них полей, исключающее при этом неопределённость в толковании записей.
Андрей Юрков
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Последствия ненадлежащего оформления накладных условно можно разделить на налоговые последствия и последствия, связанные с препятствиями в получении от покупателя оплаты за поставленный товар — и те и другие проистекают из невозможности подтвердить факт поставки.
Налоговые органы обращают внимание на наличие и правильность оформления накладных при проверке обоснованности списания и оприходования товаров. Кроме того, инспекторы ФНС анализируют товарные накладные в целях признания расходов организации, проверки правильности применения вычетов по НДС. Поэтому накладная является одним из важнейших первичных учетных документов, оформление которых должно соответствовать требованиям п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», сводящимся к соблюдению обязательных форм такого документа и обязательным его реквизитам. Оформление накладных должно соответствовать и требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, где даётся понятие документально подтверждённых расходов.
Рассмотрим какие негативные последствия могут возникнуть для организации-поставщика в вопросе исполнения контрагентом-покупателем своих обязательств, если имеются упущения в оформлении накладных. Зачастую в накладных может отсутствовать подпись и ее расшифровка уполномоченного на приём товара лица, печать организации-покупателя, данные о доверенности получившего товар лица. Особый случай, когда поставщик не получил от покупателя экземпляр самой доверенности на получение товара уполномоченным лицом. Такие упущения в оформлении документов могут привести к ряду препятствий при взыскании оплаты, в случае отказа покупателя добровольно гасить обязательства. Недобросовестный покупатель может заявить о том, что товар не получен организацией, а отгружен в руки неизвестному лицу, которому не выдавалась доверенность и он вовсе не работает в компании. Ситуация может усугубиться и отсутствием оттиска печати организации-покупателя. Часто суд при таких обстоятельствах отказывает во взыскании задолженности.
Что в этом случае можно сделать? Без услуг опытных юристов тут не обойтись. Необходимо проанализировать исходили ли от покупателя документы, подтверждающие факт получения товара и факт наличия задолженности. Если таких документов не было, то и в этом случае ещё не всё упущено. Можно инициировать возбуждение уголовного дела по факту мошенничества в отношении подписавших товарные накладные работников такого покупателя. В этом случае, руководство организации-покупателя встанет перед выбором — или допустить уголовное преследование в отношении своих работников или признать факт поставки. Также и сами эти работники в ходе проводимой правоохранительными органами проверки будут давать показания о том, что принимали товар для своей организации, а не в своих личных целях — этим можно воспользоваться в деле о взыскании задолженности.
Помимо выше приведённых могут иметься и иные упущения: отсутствие указания в накладных на приложения, неопределённости в характеристиках товара, неполное указание наименования и иных реквизитов организаций, отсутствие ссылки на договор, если он оформлялся. Всё это также может привести к спорам. Однако, во всяком случае юристы проанализируют ситуацию и наметят возможные пути её разрешения.
Следует заметить, что изложенные выше пути разрешения ситуации применимы к взысканию денежных средств по договору поставки. При проверках же со стороны налоговых органов всё несколько сложнее и подобные меры могут оказаться к моменту проверки запоздалыми. В данном случае поможет лишь своевременное и правильное оформление накладных — заполнение всех предусмотренных в них полей, исключающее при этом неопределённость в толковании записей.
Андрей Юрков
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Нет комментариев