Сергей Зуйков → Кто платит за серый импорт?
Разговоры о том, что мировые производители товаров и правообладатели страдают из-за серых схем ввоза товаров в Россию, ведутся уже не один год. Но на самом деле, главной жертвой политики в отношении серого импорта, принятой в нашей стране, является конечный потребитель, вынужденный, приобретая товар у официального дилера, платить за него в разы больше. Переломить ситуацию можно только совместными усилиями государства и бизнеса, изменив принцип, заложенный в 4-й части ГК РФ.
Как правило, серым импортом называют абсолютно нормальный товар, ввезенный на территорию нашей страны с целью реализации, но не официальным дилером правообладателя, а неким другим продавцом. Главная проблема серого импорта для правообладателя заключается в том, что этот продавец не следует ценовой политике и продает тот же самый товар по цене в несколько раз ниже, чем официальные дилеры. Таким образом, правообладатель фактически лишается возможности устанавливать отдельную ценовую политику для конкретной страны.
В России активная борьба с серым импортом началась в начале 2000-х годов путем внесения изменений в закон «О товарных знаках». Этот документ действовал с 1992 года и содержал статью 23, об исчерпании прав правообладателя, основанных на регистрации товарного знака. Вплоть до декабря 2002 года в этой статье не содержался принцип ограничения территориальности применения закона. То есть текст документа звучал следующим образом: «Регистрация товарного знака не дает право его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия».
В декабре 2002 года в эту статью добавили всего несколько слов «на территории Российской Федерации», а суть документа изменилась. Фактически, Россия тем самым изменила принцип с международного на территориальный. И после этого началась активная борьба поддерживаемых государством правообладателей, с серым импортом, которая, почему-то, касалась только юридических лиц, декларирующих и ввозящих на территорию страны товары для продажи.
При этом, территориальный принцип предполагает, что фактически любое лицо, будь то юридическое или физическое, въезжая на территорию РФ, должно иметь при себе документ, подтверждающий, что правообладатель разрешил ему ввести указанный товар в Россию. Но на деле эта норма применялась только в отношении компаний. Конечно, очевидно, что отдельно взятые туристы просто не могут получить разрешение в разовом порядке, но такая избирательность ставит под сомнение тезис о том, что у нас один закон, который одинаков для всех… С какой целью был введен территориальный принцип, ответить сложно. Скорее всего, таким образом наша власть хотела оказать поддержку западным производителям, которые постоянно критиковали и продолжают критиковать Россию в том, что их интеллектуальные права не соблюдаются.
В 2009 году Высший Арбитражный Суд рассматривал одно очень интересное дело, которое впоследствии должно было стать прецедентным. Некая юридическая фирма ввезла машину на территорию РФ (автомобиль Porsche), и эту машину пытались остановить и уничтожить как серый импорт. Но суд определил, что компания ввезла автомобиль для своих нужд, а, следовательно, останавливать и уничтожать машину оснований нет. После этого суды в течение какого-то периода руководствовались созданным прецедентом и отказывали правообладателям в защите прав. Но в последнее время борьба с серым импортом опять обострилась.
Некоторое время назад предприниматели из Калининграда пытались обжаловать в Конституционном Суде норму, дающую правообладателю право запрещать незаконное использование товарного знака. Но обжаловали они принцип легальной монополии на товарный знак как таковой (п. 2 ст. 4 закона), из-за чего суд принял решение оставить все как есть. Пока же в России суд выступает регулятором серого импорта: несмотря на отсутствие в законе нормы, разграничивающей права юридических и физических лиц, исчерпание прав применяется по-разному.
Сегодня уже и Федеральная антимонопольная служба говорит о том, что нашей стране необходимо перейти на международный принцип, но когда это будет сделано законодательно – пока не понятно. Более того, если все же власть примет решение изменить механизм, то новый принцип будет действовать с момента его принятия. А если все же территориальный принцип будет оспорен в суде, то, теоретически, стоимость всех товаров, которые были уничтожены, должна будет быть возмещена, а взысканная компенсация – возвращена «нарушителю».
Пока же любая вещь стоит в нашей стране в 2-3 раза дороже, чем за рубежом, потому что у нас действует территориальный принцип и государство позволяет правообладателю устанавливать такие цены, борясь с серым импортом. И только тогда, когда мы сделаем принцип международным, цены станут нормальными. Пока же проще купить брендовую вещь за границей – на те же деньги, что мы потратим здесь на ее покупку, можно будет не только приобрести ее там, но и оплатить перелет и проживание.
На сегодняшний день, наиболее известный «серый импортер», подвергающийся постоянным гонениям и нападкам – это компания «ЭлитВода Ру», которая возит пиво и воды из Европы. А правообладатели запрещают компании ввоз продукции, в результате потребитель вынужден платить дороже. Фактически государство само мешает работать компании, которая может давать гражданам воду по более низкой цене.
Как правило, серым импортом называют абсолютно нормальный товар, ввезенный на территорию нашей страны с целью реализации, но не официальным дилером правообладателя, а неким другим продавцом. Главная проблема серого импорта для правообладателя заключается в том, что этот продавец не следует ценовой политике и продает тот же самый товар по цене в несколько раз ниже, чем официальные дилеры. Таким образом, правообладатель фактически лишается возможности устанавливать отдельную ценовую политику для конкретной страны.
В России активная борьба с серым импортом началась в начале 2000-х годов путем внесения изменений в закон «О товарных знаках». Этот документ действовал с 1992 года и содержал статью 23, об исчерпании прав правообладателя, основанных на регистрации товарного знака. Вплоть до декабря 2002 года в этой статье не содержался принцип ограничения территориальности применения закона. То есть текст документа звучал следующим образом: «Регистрация товарного знака не дает право его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия».
В декабре 2002 года в эту статью добавили всего несколько слов «на территории Российской Федерации», а суть документа изменилась. Фактически, Россия тем самым изменила принцип с международного на территориальный. И после этого началась активная борьба поддерживаемых государством правообладателей, с серым импортом, которая, почему-то, касалась только юридических лиц, декларирующих и ввозящих на территорию страны товары для продажи.
При этом, территориальный принцип предполагает, что фактически любое лицо, будь то юридическое или физическое, въезжая на территорию РФ, должно иметь при себе документ, подтверждающий, что правообладатель разрешил ему ввести указанный товар в Россию. Но на деле эта норма применялась только в отношении компаний. Конечно, очевидно, что отдельно взятые туристы просто не могут получить разрешение в разовом порядке, но такая избирательность ставит под сомнение тезис о том, что у нас один закон, который одинаков для всех… С какой целью был введен территориальный принцип, ответить сложно. Скорее всего, таким образом наша власть хотела оказать поддержку западным производителям, которые постоянно критиковали и продолжают критиковать Россию в том, что их интеллектуальные права не соблюдаются.
В 2009 году Высший Арбитражный Суд рассматривал одно очень интересное дело, которое впоследствии должно было стать прецедентным. Некая юридическая фирма ввезла машину на территорию РФ (автомобиль Porsche), и эту машину пытались остановить и уничтожить как серый импорт. Но суд определил, что компания ввезла автомобиль для своих нужд, а, следовательно, останавливать и уничтожать машину оснований нет. После этого суды в течение какого-то периода руководствовались созданным прецедентом и отказывали правообладателям в защите прав. Но в последнее время борьба с серым импортом опять обострилась.
Некоторое время назад предприниматели из Калининграда пытались обжаловать в Конституционном Суде норму, дающую правообладателю право запрещать незаконное использование товарного знака. Но обжаловали они принцип легальной монополии на товарный знак как таковой (п. 2 ст. 4 закона), из-за чего суд принял решение оставить все как есть. Пока же в России суд выступает регулятором серого импорта: несмотря на отсутствие в законе нормы, разграничивающей права юридических и физических лиц, исчерпание прав применяется по-разному.
Сегодня уже и Федеральная антимонопольная служба говорит о том, что нашей стране необходимо перейти на международный принцип, но когда это будет сделано законодательно – пока не понятно. Более того, если все же власть примет решение изменить механизм, то новый принцип будет действовать с момента его принятия. А если все же территориальный принцип будет оспорен в суде, то, теоретически, стоимость всех товаров, которые были уничтожены, должна будет быть возмещена, а взысканная компенсация – возвращена «нарушителю».
Пока же любая вещь стоит в нашей стране в 2-3 раза дороже, чем за рубежом, потому что у нас действует территориальный принцип и государство позволяет правообладателю устанавливать такие цены, борясь с серым импортом. И только тогда, когда мы сделаем принцип международным, цены станут нормальными. Пока же проще купить брендовую вещь за границей – на те же деньги, что мы потратим здесь на ее покупку, можно будет не только приобрести ее там, но и оплатить перелет и проживание.
На сегодняшний день, наиболее известный «серый импортер», подвергающийся постоянным гонениям и нападкам – это компания «ЭлитВода Ру», которая возит пиво и воды из Европы. А правообладатели запрещают компании ввоз продукции, в результате потребитель вынужден платить дороже. Фактически государство само мешает работать компании, которая может давать гражданам воду по более низкой цене.
P.S. откуда сведения — очень просто — вообще-то я Европейский патентный поверенный, а для этого, знаете ли, надо стаж работы иметь в странах ЕС плюс экзамен специальный сдать — оттуда и сведения.
» www.hoganlovells.com/files/Publication/d2f797d6-a70e-4a2b-82b8-f4defb85000f/0fb58570-9f19-42a5-a60c-094e7983785b/Presentation/PublicationAttachment/a2fe0a31-dff9-4cbc-863b-fc9f18945b2b/Russia_April09_Parallel_%20Import_RUS.pdf
Hartlauer и дело L'Oreal против параллельного импорта косметики, в которых суд, в частности, отметил, что в случае, если товар действительно был выпущен в оборот с согласия правообладателя, то применяется принцип исчерпания прав, кроме случаев, когда это вредит самому товарному знаку, его репутации тп. Т.е., в ЕС не считают, что если ввез оригинальный товар из третьей страны, то значит — нарушитель и должен платить компенсации, как в делах против Элит-Вода и прочих
Просто я абсолютно не согласен. что территориальный принцип исчерпания используется исключительно в РФ.
Территориальный все-же не не есть региональный принцип исчерпания права, следуя такой логике можно тогда заявить, что национальная регистрация т.з. есть синоним международной регистрации т.з. Формально, есть общие признаки — например, ограничение по территории, но нельзя не учитывать, что в случае с концепцией территориального принципа исчерпания права, эта территория ограничивается 1 страной, а в случае регионального принципа — целым рядом государств, которые не находятся между собой в отношениях подчиненности, а являются независимыми и суверенными.
В качестве примера — если товар был бы введен в оборот правообладателем на территории, например, Казахстана — т.е., применяя территориальный принцип по ст.1487 ГК, ввоз таких товаров являлся бы нарушением, хотя, наскоолько я знаю, между РФ и КЗ действует таможенный союз. А в ЕС, если товар был бы введен в оборот правообладателем на территории, например, Норвегии, то ввоз такого товара на территорию любой из стран ЕС не являлся бы нарушением, хотя Норвегия не является членом ЕС, а состоит в таможенной унии. Различие ведь есть?
Директива:
eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:299:0025:01:EN:HTML
Закон Германии:
www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=229566#LinkTarget_2113
я не вижу аналогии…
В обсуждении столкнулись два принципиальных подхода: за и против серого импорта. Переубедить вряд ли кого то возможно.
При этом представить ситуацию, когда в Евросоюзе или США уничтожают товар, произведенный правообладателем в другой стране?! При этом никаких ограничений на продажу товара правообладатель не давал… Из-за одного слова на территории России мы имеет территориальный или региональный принцип, который не позволяет нормальную конкуренцию. А Николай так и не смог привести страну (из развитых) в которой был бы такой же территориальный принцип.
И ссылка на сайт Гоулингса, у которого все клиенты иностранцы, не корректна. Гоулингсу выгоден запрет серого импорта т.к. дает возможность в любой момент закрыть любой параллельный импорт.