Степан Хухарев →  США, ЕС, Япония v. Китай. Первая торговая война 21 века.

“Вокруг тишь да гладь, о какой еще торговой войне он говорит?”, – возможно подумали некоторые из вас. Неудивительно. Российские СМИ практически ничего об этом не писали, изредка пару скупых фактов о назначении очередного заседания DSB, не более того. Альтернативно – авторы, которые пытались описать дело подробнее, несли, в основном, какую-то совершенно невнятную чепуху, например, вот здесь. Более менее внятное описание фактических событий попалось мне только в этой статье. Но там ошибки начались сразу же при попытке начать эти фактические обстоятельства проанализировать. Тем не менее, как вводную статью прочитать можно.

Вкратце суть дела такова. Китай добывает 90-95% редкоземельных металлов. В определенный момент было сказано, что активная разработка этих металлов разрушает экологию и препятствует стабильному развитию государства, поэтому необходимо ввести квоты на экспорт. В результате цены начали довольно бурный рост, в некоторых случаях увеличившись в 10 раз, что привело к подаче США, ЕС и Японией иска к Китаю в рамках ВТО. Мой прогноз – Китай дело проиграет. Но обо всем по очереди.
Во-первых, необходимо учитывать контекст. В начале этого года ВТО рассмотрело спор в отношении Китая по ресурсам (Measures related to the exportation of various raw materials, AB-2011-5. WT/DS394/AB/R; WT/DS395/AB/R; WT/DS398/AB/R). Китай проиграл указанное дело по всем инстанциям. При этом, что немаловажно, Китай использовал ту же аргументацию, что и в этом споре. Изначально стоял вопрос о том, что это решение можно сразу распространить на редкоземельные металлы, даже не подавая новый иск. Таков контекст, а про него во всех русскоязычных статьях, которые я видел, забыли совершенно.

Во-вторых, многие комментаторы не обратили внимание на маленький, но важный нюанс. Квоты были введены не на производство, а на экспорт. Значит ли это, что добыча и переработка редкоземельных металлов для внутреннего потребителя экологически чиста? Отнюдь. Это одно из свидетельств наличия скрытых целей, на которые в своей позиции указывали истцы.

Представим, что у вас производство, для которого требуются оксиды или соли редкоземельных металлов. Ранее вы закупали руду в Китае, перерабатывали ее у себя на Родине и продавали готовый товар с использованием этих металлов (например, турбины). После введения квот на экспорт вы, как минимум, задумаетесь о необходимости переноса мощностей по переработке руды в Китай, потому что, на удивление, запрет из соображений экологии был распространен только на экспорт руды, экспортировать обработанные металлы не воспрещалось.

На мой взгляд, Китай пытался принудить иностранных производителей к переносу обрабатывающих мощностей в Китай, но ему это не удалось. С точки зрения развития китайской экономики, идея неплоха, но ее реализация противоречит правилам ВТО, с чем и столкнулся Китай.

Почему же Китаю не удалось достичь желаемого результата? Причин несколько, но объединяет их одно – правительство не оценило сложность и многогранность ситуации и упростило свою стратегию.

Во-первых, этот спор привел к активному поиску замещающих материалов и снижению зависимости, например, автомобильной промышленности от редкоземельных металлов.

Во-вторых, рост цен дал старт более чем 429 проектам по добыче редкоземельных металлов в 37 разных странах. Даже если 10% из них будут реализованы (например, Molycorp в США, Lynas в Австралии, GFW в Южной Африке), монополия Китая фактически будет уничтожена.

В-третьих, в Китае 23% мировых запасов редкоземельных металлов. К сожалению, не все понимают, что это значит. Эта цифра не обозначает, что из всех мировых запасов 23% находятся в Китае, она лишь значит, что там находятся 23% запасов, о местонахождении которых нам достоверно известно, которые можно извлечь существующими в настоящий момент технологиями при нынешних или примерно известных ценах. Цены скакнули, стало рентабельным извлекать редкоземельные металлы в других регионах и Китай, вполне вероятно, утратит позицию монополиста в ближайшие несколько лет.

Решение DSB должно появиться в течение шести месяцев, но я ставлю на то, что Китай проиграет. Есть, конечно, и вероятность того, что Китаю удастся договориться с истцами.

Есть, правда, один любопытный нюанс. Дело Китай, скорее всего, проиграет, но это вряд ли сильно повлияет на цену и экспорт металлов. Почему? Все просто – цена зависит от предложения. Китай можно заставить снять ограничения на экспорт, но вот заставить его добывать больше, чем он посчитает возможным будет крайне сложно, если возможно.

А вы как считаете?

Изначально опубликовано в блоге Sceptic lawyer. Можете оставлять комментарии здесь или там.

Нет комментариев