Сердитый Гражданин →  Дмитрий Кох - главный идеолог и руководитель "Сердитого гражданина" рассказывает о проекте


О развитии функционала и бизнес-модели online-ресурсов, посвященных социальным проблемам, рассказал руководитель Открытого общественного проекта «Сердитый гражданин» Дмитрий Кох.

К моменту запуска «Сердитый гражданин» в России уже существовало порядка 10 похожих проектов. Чем Ваша инициатива должна была отличаться от аналогов?

Дмитрий Кох: Мы считаем, что способны сделать сервис лучше и эффективнее. Модель «проблема-решение», применительно к Сети, нашла свое отражение в массе инструментов по всему миру, от систем электронного правительства до краудсорсинговых платформ.
Похожие проекты берут начало от американского Seeclickfix.com и работают по схеме «проблема-власть». Она предполагает краудсорсинговый сбор информации о проблемах, удобный итерфейс для вывода данных и, самое главное, – наличие органов власти, заинтересованных в получении (бесплатно или за деньги) доступа к этому интерфейсу и мотивированных исключительно удобностью сервиса. Но мы решили пойти по другому пути. Мы делаем сервис решения проблем, исходя из того, что живем в неидеальном государстве.
«Сердитый гражданин» предлагает набор готовых инструкций-алгоритмов для решения проблем. К алгоритмам привязываются инструменты – эта функция сейчас в разработке. Наше первое отличие от аналогов – масштаб и качество проработки системы. Есть «Лада Калина», а есть «Мерседес», и то, и то – автомобили. Мы делаем «Мерседес» среди сервисов решения проблем, как бы громко это ни звучало. Второе – формат работы над проектом и его позиционирование. «Сердитый гражданин» – независимый проект. Он не является чьим-то карманным ресурсом. Наша стратегия – сделать полноценный коммерческий проект, заполнив пустующую нишу.
Бизнес-модель «Сердитого гражданина» уже вызвала интерес крупного инвестиционного фонда, ведем переговоры об инвестициях. Мы делаем продукт под пустующую нишу и знаем, как добиться в подобной работе успеха. Основной заказчик – государство. Те ведомства, у которых нет сервисов электронного правительства, могут работать с «Сердитым гражданином». Тем, у кого есть – предлагаем стать «модным» связующим звеном между сервисом и пользователями.


«Сердитый гражданин» реализует трехступенчатую модель коммуникации «пользователь-сайт-власти». Действия первых двух участников цепи понятны. Как работают власти с информацией, полученной из online-источников?

Д.К.: У власти есть два пути. Первый – согласно редакции 59-ФЗ от 27 июля 2010 г, ведомства обязаны рассматривать все электронные обращения в течение 30 дней (за исключением специфичных случаев). Второй – может быть установлен свой порядок, как это сделано, скажем, в рамках работы московского портала «Наш город» внутренним распоряжением мэра — районная управа обязана ответить на обращение жителя уже в течение 8 дней.
Один из наших основных инструментов – отправка официальных обращений. Более того, наш сайт будет позволять отправлять такие обращения в достаточно больших количествах, что при всей законности происходящего все-таки можно назвать «троллингом».
Мы предложим всем государственным органам воспользоваться нашим модулем, получая обращения и взаимодействуя с гражданами напрямую, используя удобные инструменты. Граждане получат возможность прямого и удобного контакта с властью. Выигрывают все. Ряд федеральных и региональных ведомств уже выразили интерес к проекту, при том, что конечный продукт еще даже не сформирован полностью.

Пользователи проекта могут «воздействовать» и «тиражировать» проблему. Как это происходит и насколько эта активность коррелируется с деятельностью сообщества?

Д.К.: Я бы классифицировал немного по-другому: обращение в орган власти, индивидуальное действие, коллективное действие, медиа-воздействие. Инструменты по этим категориям в разработке. Но нам очень важно сделать технологичный, удобный и понятный механизм для пользователей. Скажем, совместно с департаментом экологии Москвы планируется запуск измерителя уровня шума ночных строек для мобильных устройств. Планируем сделать «звонилку», которая будет автоматически доставлять голосовое сообщение компаниям-спамерам. Уже сейчас идет процесс интеграции с порталом «Наш город».

Как появилась идея разделить пользователей на «сердитых» и «сочувствующих»?

Д.К.: Мы изначально считали, что помимо «сердитых» людей, способных тратить время на выкладывание проблем на сайт, существуют люди, которым это делать либо лень, либо их не сильно беспокоят собственные проблемы. Однако каждый может поставить «like» под проблемой другого. Мы хотим сделать так, что кроме «like», можно будет отправить электронное обращение по проблеме другого человека нажатием одной кнопки.
С одной стороны это будет механизм «троллинга» властей, о котором я говорил, с другой – стимул для «сердитых» граждан качественно описывать и тиражировать свои проблемы.
Сейчас думаем над отменой физического разделения этих ролей пользователей.

Кто разрабатывает алгоритмы решения проблем?

Д.К.: Этим занимаются наши юристы. Позже – подключим экспертов. Еще позже – дадим инструмент сообществу для самостоятельного конструирования алгоритмов.

В проекте реализована многоуровневая система фильтров – индексы значимости, уровень проблем, типы алгоритмов. Нет ли риска, что из-за такого сложного устройства многие пользователи не захотят в этом разбираться? Какой «bounce rate» «Сердитого гражданина»?

Д.К.: Мы постоянно работаем над тем, чтобы упростить проект, сделать его более понятным. Но для того, чтобы инструмент был серьезным и масштабируемым, в него изначально должна быть заложена система параметров. Bounce rate в пределах нормы, причем ближе к нижней границе нормы.

«Сердитый гражданин» способствует социальным лифтам и продвижению своих пользователей в экспертные советы, рабочие группы и комиссии при органах местной, региональной и федеральной власти. Как это происходит?

Д.К.: Скажем так, это в планах. Но это нужно делать обязательно. У нас уже появляются люди, которые говорят – «я за полгода с помощью обращений починил 20 остановок на улицах Москвы. Что я могу делать дальше?». Считаю, что для таких людей просто необходим сервис социального лифта. Первое, что начали делать уже в сентябре – еженедельные встречи с людьми, потенциально способными «включить» этот лифт. Это чиновники, депутаты, общественные деятели, разработчики систем открытого правительства и т.д.
Отмечу, состав приглашенных будет подбираться вне зависимости от политических направлений.
Второе – в наших планах запустить большой конкурс – механизм поиска и отбора людей двух типов: понимающих, как решать социальные проблемы и имеющих за плечами опыт с конкретными результатами и тех, кто предлагает инструменты решения для других людей, – в том числе и разного рода online-сервисы. Под этот конкурс мы сейчас ищем деньги и системный механизм социального лифта для тех, кого мы отберем.

Проект «Сердитый гражданин» многофункциональный. Можно ли создать мобильную версию сайта, не потеряв в функционале?

Д.К.: Наши мобильные приложения сейчас в разработке, проблемы с функционалом есть, но, думаю, их удастся решить.

Сейчас очень популярна тема электронного правительства. Если объединить все «точечные» проекты (посвященные городским и муниципальным проблемам) в один общефедеральный – повыситься ли их эффективность?

Д.К.: Если коротко, мое мнение – интегративная стратегия – то, что должно быть в первую очередь продумано теми, кто занимается данной тематикой.
В рамках «Открытого правительства» сейчас запускается программа «Открытый регион», предполагающая, в первую очередь, как мне кажется, именно интегративную функцию. В целом задачу «сближения» власти и общества в online-среде должны решать сервисы т.н. электронного правительства. Тем более, что в современном российском обществе существует огромный спрос на такого рода ресурсы. Важно то, что этот процесс не стоит на месте.

Нет комментариев