Инмар Юридическая фирма → Необходимы существенные изменения в российском рыбопромысловом законодательстве
Для представления в профильных комитетах Государственной думы РФ, Министерстве сельского хозяйства РФ Юридическая фирма «Инмар» подготовила юридическое заключение относительно пробелов в законодательстве, регулирующем работу приемотранспортных судов рыбопромыслового флота.
Рыбохозяйственная деятельность представляет собой комплексный производственный процесс, в который вовлечены не только собственно рыбодобывающие суда, но и иные судна рыбопромыслового флота – транспортные рефрижераторы, бункеровщики, другие вспомогательные суда и суда специального назначения. Соответствующие правовые нормы установлены Кодексом торгового мореплавания РФ, Федеральным законом РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации», иными нормативными актами.
Вместе с тем, целый ряд аспектов деятельности транспортных судов, обслуживающих рыбохозяйственный комплекс либо полностью выпал из правового регулирования либо их регламентация имеет значительные недоработки, которые не только затрагивают интересы российских судовладельцев, но и создают реальные угрозы жизни и здоровью моряков, безопасности мореплавания в целом. К указанным дефектам законодательства и правоприменительной практики относятся, в частности:
1. Основы организации службы, права и обязанности, особенности режима рабочего времени и отдыха членов экипажей на приёмотранспортных судах, как судах рыбопромыслового флота должны регламентироваться нормативными актами, регулирующими деятельность рыбопромыслового флота — Уставом службы на судах рыбопромыслового флота, Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота, иными соответствующими актами, предусматривающими специфику работы в рыбной отрасли.
На практике система управления безопасностью мореплавания на приемотранспортном флоте, система регулирования судовых операций основывается на устаревших и не отвечающих специальным требованиям рыбопромыслового флота Уставе службы на судах Министерства морского флота СССР, Уставе о дисциплине работников морского транспорта и иных подобных документах.
2. В регламентах по системе управления безопасностью мореплавания приёмотранспортного флота отсутствует регулирование специальных процедур, характерных для рыбопромыслового флота: по осуществлению грузовых операций в районах промысла, в том числе по работе членов экипажей на перегрузах, по использованию сторонних лиц при работе с грузовыми устройствами, по бункеровочным операциям в районах промысла, по навигационным операциям при работах на перегрузах, иным подобным процедурам, что создает системные риски с точки зрения безопасности мореплавания.
3. Приёмотранспортные суда, работающие в едином рыбопромысловом комплексе, на постоянной основе обеспечивают перевозку членов экипажей добывающих судов, перевозку инспекторов органов охраны.
Действующее законодательство и практика его применения судами и государственными органами, указывают на недопустимость осуществления такой деятельности без лицензии на перевозку пассажиров морским транспортом, которая в силу технических особенностей не может быть выдана для транспортных рефрижераторов. Таким образом, судовладельцы оказываются в ситуации, в которой правовой пробел делает невозможным осуществление нормальной производственной деятельности без нарушения законодательства.
4. Особенности работы судов добывающего флота, невозможность точного заблаговременного расчета количества топлива, достаточного для завершения рейса, создают необходимость получения дополнительного бункера не только с судов нефтеналивного флота, но и с приёмотранспортных судов, которые постоянно находятся в районах промысла и могут оперативно обеспечить добункеровку рыболовных судов.
Согласно законодательству о лицензировании деятельности по перевозкам морским транспортом опасных грузов, для перевозки топлива с целью передачи рыбодобывающему судну приёмотранспортное судно должно быть дооборудовано до уровня требований к безопасности нефтеналивных судов и получить соответствующую лицензию, что практически невозможно, так как требует полной конструктивной переделки судна.
5. Российское налоговое законодательство предусматривает возможность получения налоговых преференций рыбохозяйственными организациями, перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Несмотря на то, что деятельность по перегрузке, транспортировке, хранению, и выгрузке уловов водных биоресурсов относится к промышленному рыболовству, судовладельцы приёмотранспортных судов не имеют возможности получения указанных налоговых преференций, что повышает транспортные издержки рыбохозяйственного комплекса в целом и, в конечном итоге, влияет на цену рыбопродукции для конечных потребителей и мешает модернизации флота.
С учетом важности указанных вопросов для нормального функционирования приемотранспортных судов необходимо внесение соотвествующих законодательных инициатив.
Рыбохозяйственная деятельность представляет собой комплексный производственный процесс, в который вовлечены не только собственно рыбодобывающие суда, но и иные судна рыбопромыслового флота – транспортные рефрижераторы, бункеровщики, другие вспомогательные суда и суда специального назначения. Соответствующие правовые нормы установлены Кодексом торгового мореплавания РФ, Федеральным законом РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации», иными нормативными актами.
Вместе с тем, целый ряд аспектов деятельности транспортных судов, обслуживающих рыбохозяйственный комплекс либо полностью выпал из правового регулирования либо их регламентация имеет значительные недоработки, которые не только затрагивают интересы российских судовладельцев, но и создают реальные угрозы жизни и здоровью моряков, безопасности мореплавания в целом. К указанным дефектам законодательства и правоприменительной практики относятся, в частности:
1. Основы организации службы, права и обязанности, особенности режима рабочего времени и отдыха членов экипажей на приёмотранспортных судах, как судах рыбопромыслового флота должны регламентироваться нормативными актами, регулирующими деятельность рыбопромыслового флота — Уставом службы на судах рыбопромыслового флота, Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота, иными соответствующими актами, предусматривающими специфику работы в рыбной отрасли.
На практике система управления безопасностью мореплавания на приемотранспортном флоте, система регулирования судовых операций основывается на устаревших и не отвечающих специальным требованиям рыбопромыслового флота Уставе службы на судах Министерства морского флота СССР, Уставе о дисциплине работников морского транспорта и иных подобных документах.
2. В регламентах по системе управления безопасностью мореплавания приёмотранспортного флота отсутствует регулирование специальных процедур, характерных для рыбопромыслового флота: по осуществлению грузовых операций в районах промысла, в том числе по работе членов экипажей на перегрузах, по использованию сторонних лиц при работе с грузовыми устройствами, по бункеровочным операциям в районах промысла, по навигационным операциям при работах на перегрузах, иным подобным процедурам, что создает системные риски с точки зрения безопасности мореплавания.
3. Приёмотранспортные суда, работающие в едином рыбопромысловом комплексе, на постоянной основе обеспечивают перевозку членов экипажей добывающих судов, перевозку инспекторов органов охраны.
Действующее законодательство и практика его применения судами и государственными органами, указывают на недопустимость осуществления такой деятельности без лицензии на перевозку пассажиров морским транспортом, которая в силу технических особенностей не может быть выдана для транспортных рефрижераторов. Таким образом, судовладельцы оказываются в ситуации, в которой правовой пробел делает невозможным осуществление нормальной производственной деятельности без нарушения законодательства.
4. Особенности работы судов добывающего флота, невозможность точного заблаговременного расчета количества топлива, достаточного для завершения рейса, создают необходимость получения дополнительного бункера не только с судов нефтеналивного флота, но и с приёмотранспортных судов, которые постоянно находятся в районах промысла и могут оперативно обеспечить добункеровку рыболовных судов.
Согласно законодательству о лицензировании деятельности по перевозкам морским транспортом опасных грузов, для перевозки топлива с целью передачи рыбодобывающему судну приёмотранспортное судно должно быть дооборудовано до уровня требований к безопасности нефтеналивных судов и получить соответствующую лицензию, что практически невозможно, так как требует полной конструктивной переделки судна.
5. Российское налоговое законодательство предусматривает возможность получения налоговых преференций рыбохозяйственными организациями, перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Несмотря на то, что деятельность по перегрузке, транспортировке, хранению, и выгрузке уловов водных биоресурсов относится к промышленному рыболовству, судовладельцы приёмотранспортных судов не имеют возможности получения указанных налоговых преференций, что повышает транспортные издержки рыбохозяйственного комплекса в целом и, в конечном итоге, влияет на цену рыбопродукции для конечных потребителей и мешает модернизации флота.
С учетом важности указанных вопросов для нормального функционирования приемотранспортных судов необходимо внесение соотвествующих законодательных инициатив.
Нет комментариев