Nextons →  Рейтинг изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2012 год


1. Черный-черный список
Федеральный закон от 28.07.2012 №139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 ноября 2012 года на основании статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» начала функционировать автоматизированная информационная система, включающая сведения о сайтах с информацией, распространение которой на территории РФ запрещено (далее – «Единый реестр»).

В развитие указанной законодательной новеллы Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены правила ведения Единого реестра, критерии отбора оператора Реестра и правила принятия уполномоченными Правительством органами власти решений в отношении отдельных видов запрещенной информации.

В общем виде процедура включения сведений в Единый реестр выглядит следующим образом:

— Посредством электронной формы, размещенной на сайте zapret-info.gov.ru, заинтересованные лица направляют в Роскомнадзор сообщения о сайтах, которые содержат запрещенную информацию. В зависимости от характера такой информации Роскомнадзор либо рассматривает обращение самостоятельно, либо передает материалы иным уполномоченным органам. При этом критерии оценки информации устанавливаются Роскомнадзором совместно с Роспотребнадзором и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

— На основании решения уполномоченного органа или вступившего в законную силу решения суда доменное имя (указатель страницы) сайта, где находится запрещенная информация, включается в Единый реестр. Одновременно с внесением записи провайдер хостинга, обслуживающий соответствующий сайт, уведомляется о включении данных в систему.

— В течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора провайдер хостинга должен уведомить владельца сайта о необходимости удалить запрещенную информацию. Владелец сайта обязан удалить такую информацию в течение суток с момента получения сообщения от провайдера хостинга, в противном случае провайдер хостинга сам обязан ограничить доступ к сайту.

— По истечении трех суток с момента включения данных о сайте в Единый реестр сотрудник Роскомнадзора проверяет, ограничен ли доступ к запрещенной информации на соответствующем сайте. Если информация доступна, то в Единый реестр вносится IP-адрес сайта. После этого все операторы связи, предоставляющие услуги доступа к сети Интернет на территории РФ, обязаны заблокировать доступ всех пользователей к такому сайту.

— Решение о включении сведений в Единый реестр может быть обжаловано владельцем сайта, провайдером хостинга или оператором связи в суде в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

Часть информации Единого реестра доступна любому пользователю Интернет: с помощью специальной формы на официальном сайте можно посмотреть, внесено ли доменное имя, указатель страницы или IP-адрес конкретного ресурса в Единый реестр. Доступ к более полной информации предоставляется уполномоченным органам, владельцам сайтов, провайдерам хостинга и операторам связи.

2. Детская маркировка
Федеральный закон от 28.07.2012 №139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Федеральный закон №139-ФЗ, уже упомянутый под номером 1 в нашем Рейтинге, помимо введения списка запрещенных сайтов также внес ряд значимых изменений в части классификации и маркировки информационной продукции.

Снижена роль государственных органов при проведении экспертизы информационной продукции в целях ее классификации. Теперь заказчик вступает в прямые договорные отношения с выбранным им аккредитованным экспертом. С 90 до 30 дней сокращен максимальный срок проведения экспертизы.

В перечень информационной продукции, оборот которой на территории РФ допускается без знака информационной продукции, указывающего на возрастные ограничения, дополнительно включены:

— информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий;

— комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.

Эти изменения были приняты, прежде всего, с целью учета специфики распространения пользовательского контента в Интернете, при которой владельцы сайтов, предоставляющих возможности дополнения содержания сайта пользователями, фактически не имеют возможности предварительно осуществить оценку информации.

3. Персональные данные: все безопаснее и безопаснее
Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»

Указанное Постановление Правительства принято во исполнение статьи 19 Федерального закона «О персональных данных», которая претерпела значительные изменения в июле 2011 года.

Постановление устанавливает четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из этих уровней.

Необходимый уровень защищенности определяется в зависимости от следующих критериев:

— вид персональных данных, которые обрабатываются в информационной системе;

— обрабатываются ли персональные данные сотрудников оператора;

— тип актуальных угроз;

— количество физических лиц, чьи персональные данные обрабатываются в системе.

В связи с принятием комментируемого акта Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.11.2007 №781, утратило силу. В то же время формально в «подвешенном» состоянии остались некоторые нормативно-методические акты, которые базировались именно на указанном Постановлении (совместный Приказ ФСТЭК РФ № 55, ФСБ РФ № 86, Мининформсвязи РФ №20 от 13.02.2008 по классификации информационных систем, Приказ ФСТЭК РФ от 05.02.2010 №58 о способах защиты персональных данных и Методические рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных с помощью криптосредств, утвержденные ФСБ РФ 21.02.2008 №149/54-144).

Очевидно, следует ожидать новых редакций этих документов от уполномоченных ведомств.

4. Мошенники не пройдут
Федеральный закон от 29.11.2012 №207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В Кодексе появилась новая статья 159.6, устанавливающая ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество (в том числе имущественные права) путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей. Также предусмотрен ряд квалифицирующих составов, при этом максимальным наказанием является лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Кроме того, Федеральным законом от 28.07.2012 №141-ФЗ в Уголовный кодекс снова вернули клевету (статьи 128.1 и 298.1), которая была изначально декриминализована в декабре 2011 года.

5. Государственные РИД: сохранить и приумножить
Постановление Правительства РФ от 22.03.2012 №233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения», Федеральный закон от 16.10.2012 №174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» и ряд иных подзаконных актов

Государство продолжает предпринимать меры для повышения эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности (далее – «РИД»), созданными за счет средств федерального бюджета. Функции управления правами на РИД возлагаются на государственных заказчиков, по заказу которых созданы соответствующие РИД, а функции надзора за использованием РИД с 2012 года возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности.

Закрепляется правило о том, что решение об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на РИД может быть принято только руководителем (заместителем руководителя) государственного заказчика согласно ограниченному перечню оснований.

В соответствии с новым Федеральным законом «О Фонде перспективных исследований» создается специальная организация, основным видом деятельности которой является финансирование исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска недостижения новых результатов (технологии военного, специального и двойного назначения). На этот Фонд возлагается функция по поиску и отбору перспективных проектов.

Права на РИД, созданные по заказу Фонда, а также права на РИД, приобретенные Фондом на основании договоров, принадлежат Российской Федерации. При этом Фонд наделен полномочиями распоряжаться правами на РИД, в том числе в целях их практического применения (внедрения).

6. Без вины виноватые?
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 №8953/12

Президиум ВАС РФ высказался по вопросу степени ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за нарушение исключительных прав на примере дела о взыскании правообладателем фотографического произведения компенсации с сети супермаркетов, распространявшей периодическое издание, в котором было незаконно опубликовано спорное произведение (о чем ответчик не знал и не мог знать).

По мнению Президиума ВАС РФ, ответчик может быть привлечен к ответственности за нарушение интеллектуальных прав и при отсутствии его вины, поскольку деятельность ответчика является предпринимательской и осуществляется с учетом рисков и возможных негативных последствий. Более того, высшая инстанция прямо указала на возможность взыскания компенсации с невиновного ответчика, пусть даже и в минимальном размере.

Представляется, что данное Постановление Президиума ВАС РФ способно оказать влияние и на рассмотрение дел с участием провайдеров, поскольку в отсутствие специальных норм об ответственности информационных посредников в имеющейся судебной практике чаще встречается иной подход.

7. Прогресс в процессе
Федеральный закон от 28.07.2012 №143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 №3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

Необходимо отметить изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – «УПК РФ») в части специального регулирования изъятия, хранения и возврата электронных носителей информации, прежде всего, как вещественных доказательств (далее – «электронные носители»).

Изъятие электронных носителей (в рамках обыска, выемки) осуществляется в присутствии специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя записанной на носителе информации специалист, участвующий в следственном действии, в присутствии понятых осуществляет копирование информации на другие электронные носители информации. В копировании информации может быть отказано в случае, если оно может препятствовать расследованию либо повлечь за собой утрату или изменение информации.

Изъятые, но не признанные вещественными доказательствами электронные носители информации подлежат возврату в разумный срок, рамки которого не определены в УПК РФ.

Также отметим изменения в отношении способов извещения участников гражданского, административного и уголовного процесса. Верховный Суд РФ признал СМС-сообщения допустимым способом извещения с учетом следующих двух условий:

— получение письменного согласия участников судопроизводства на уведомление с помощью СМС-сообщений, которое подтверждается соответствующей распиской;

— фиксация факта отправки и доставки СМС-сообщения адресату.

Соблюдение последнего условия согласно судебной практике обеспечивается детализацией СМС-рассылок от оператора сотовой связи.

8. ИТ на службе нотариата
Федеральный закон от 02.10.2012 №166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесен ряд изменений в законодательные акты РФ в сфере нотариата (в большей части вступают в силу с 10.01.2014), среди которых наиболее примечательными для сферы ИТ являются следующие:

— создание Единой информационной системы нотариата (далее – «Система»), под которой понимается автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия. Оператором Системы будет Федеральная нотариальная палата. В рамках Системы следует особо отметить реестр уведомлений о залоге движимого имущества, сведения из которого могут быть предоставлены любому лицу согласно определенной процедуре;

— возможность совершения нотариальных действий с документами в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи нотариуса. В электронном виде могут быть поданы, в том числе, уведомления о залоге движимого имущества, сведения на основании которых должны быть внесены нотариусом в Систему в течение одного часа.

9. Рунет как виртуальная территория
Письмо ФАС России от 13.09.2012 №АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» (ред. от 16.10.2012)

Несмотря на ограниченную сферу применения данного документа, он выражает позицию государственного органа по сложному вопросу юрисдикции в сети Интернет.

ФАС отмечает, что, поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществлять доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Для целей рассматриваемого Письма ФАС России в качестве «виртуальной территории Российской Федерации» признает Интернет-сайты, зарегистрированные в доменных зонах .SU, .RU и.РФ, а также русскоязычные страницы сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

10. В ожидании ГК
Законопроект №47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С начала 2012 года грядущая масштабная реформа Гражданского кодекса РФ будоражила юридическую общественность в России и за ее пределами. Законопроект был принят в первом чтении, второе чтение в Государственной Думе постоянно откладывалось, и в итоге было решено принимать законопроект по частям. Первая часть – законопроект №47538-6/1 – уже стала Федеральным законом от 30.12.2012 №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Примечательны поправки в статью 19 ГК РФ, предусматривающие возможность использования имени или псевдонима физического лица с его согласия другими лицами.

Вероятно, принятие изменений в часть четвертую Гражданского кодекса, касающуюся интеллектуальной собственности, следует ожидать не ранее середины 2013 года. Тем не менее, считаем нужным упомянуть о тех ключевых изменениях в указанной сфере, которые были приняты в первом чтении:

— Запрет на безвозмездное отчуждение исключительного права и безвозмездное предоставление исключительной лицензии в отношениях между коммерческими организациями;

— Переход от регистрации договоров в отношении подлежащих регистрации объектов интеллектуальной собственности к регистрации собственно отчуждения или залога исключительного права, предоставления права использования на основании заявления сторон, содержащего основные сведения о договоре (или заявления одной из сторон с приложением одного из предусмотренных документов, подтверждающих сделку);

— Специальная статья об ответственности информационного посредника за нарушения интеллектуальных прав, совершенные пользователями;

— Режим коммерческой тайны перестает быть обязательным признаком такого объекта исключительных прав, как ноу-хау: обладателю достаточно применять «разумные меры для соблюдения конфиденциальности».

Краткое содержание предыдущих ТОПов:

ТОП 10 изменений за 2011 год*:
1. Подписанному верить!
2. Электронные деньги в законе.
3. Особым правам – особый суд.
4. Единое интеллектуальное пространство для троих.
5. Провайдер, не отстраняйся.
6. Лицензирование и заказ: обоснованная выгода.
7. Персональные данные в деталях.
8. Кодекс на страже электрических сигналов.
9. Вещайте для всех!
10. Вступление в ВТО: нотификации в силе.

*Документ доступен здесь.

ТОП 10 изменений за 2010 год*:
1. Налоговые льготы: ИТ-компаниям и не только.
2. Электронное правосудие: все в сети!
3. «Сколково»: налоговый рай.
4. Персональные данные: в ожидании перемен.
5. Электронные СМИ: за читателей не в ответе.
6. Свободное использование стало менее свободным.
7. Награда нашла автора.
8. Осторожно, дети!
9. Таможенный союз: реестр для троих.
10. Шифрование: уведоми и ввози.

*Документ доступен здесь.

ТОП 10 изменений за 2009 год доступен здесь.

ТОП 10 изменений за 2008 год доступен здесь.

Нет комментариев