Александр Кузьмин → Права человека в Латвии: февраль 2013 г. Часть 1
1 февраля – 36 из 100 депутатов парламента, среди которых есть представители всех фракций, подали премьеру, омбудсмену, а также трем министрам, письмо. К письму прилагается обобщение полученных комиссией по образованию мнений неназванных экспертов о правительственном Плане по воплощению в жизнь равноправия полов и о выпущенных министерством благосостояния датских пособиях по равноправию полов для детей и педагогов дошкольного образования (комиссия возражала как против плана, так и против пособий). Депутаты желают получить ответы на вопросы, упомянутые в обобщении.
Обобщение сводится к тому, что план и пособия – проявления «гендерной идеологии», которая оказывает «подрывное влияние на молодежь», «чужда и неприемлема для латвийского общества, латышской нации и культуры», а также ведет к «самоубийствам мужчин и детей, женскому алкологизму, нарушениям поведения детей, распаду института семьи, деградации духовных и общечеловеческих ценностей, несоразмерным проявлениям общества потребления и материалистического взгляда на жизнь, нарушениям половой жизни, распространению сексуально-трансмиссивных заболеваний, необычайно высокой доле одиноких людей». Перенятие этой идеологии у северных стран – «прямое лоббирование экономических интересов этих стран», к тому же «ситуация Латвии и Дании в области равноправия полов, понимание пола, моральных и культурных ценностей слишком отличается, чтобы использовать в нашей системе образования педагогику равноправия полов Северных стран (Дании, Швеции)». Что касается частностей – министерству благосостояния высказывается упрек в том, что в его работе не участвуют НГО, представляющие «традиционные и латышские основные ценности», а пособие о половых ролях якобы «угрожает здоровью детей». В заключение авторы обобщения делают вывод, что «осуществление Плана по равноправию полов несовместимо с существованием и развитием латышской нации и ее культуры, потому что нереальным становится столь актуальный сейчас политический лозунг о латышской Латвии (..)».
4 февраля – опубликован доклад МИД Беларуси «Нарушения прав человека в отдельных странах мира в 2012 году». В разделе о Латвии отмечаются нарушения ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7, 9, 17, 19, 26 и 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 и 4 Конвенции против пыток.
11 февраля – Департамент по административным делам Сената Верховного суда приостановил производство по делу № SA-1/2013. Дело возбуждено по двум заявлениям об отмене прошлогоднего решения ЦИК не проводить второй этап сбора подписей за поправки к Закону о гражданстве. Поправки, на первом этапе собравшие нужное количество подписей, предлагают с 2014 года предоставить гражданство негражданам без дополнительных условий. Центризбирком счел поправки противоречащими доктрине непрерывности государственности Латвийской Республики и, следовательно, не соответствующими требованию о том, что законопроект «полностью разработан», хотя такой компетенции за ЦИК текст закона не предусматривал. Суд высказал мнение о том, что поправки противоречат конституции, но усомнился в собственной компетенции оценивать конституционность законопроектов и задал Конституционному суду вопрос о том, соответствуют ли поправки конституции и декларации ВС ЛССР от 4 мая 1990 года о восстановлении независимости ЛР.
13 февраля – Конституционный суд вынес решение о доплатах к государственным пенсиям за стаж, накопленный до 1995 года (до введения накопительной пенсионной системы). Суд решил, что начисление этих доплат лишь тем пенсионерам, которые вышли на пенсию до 31.12.2011, соответствует конституции.
14 февраля – парламент в третьем, окончательном чтении утвердил изменения в Законе о научной деятельности. Изменения предусматривают обязанность ученых прекращать исследования, если они, по заключению учреждений государственной безопасности, могут создать угрозы национальной безопасности. Спецслужбы также получают право участвовать в заседаниях Латвийского совета по науке. Научные учреждения могут быть лишены своего научного статуса и исключены из государственного регистра научных учреждений в случае, если в распоряжении спецслужб «имеется информация о такой деятельности научного учреждения, которая создает угрозу национальной безопасности».
14 февраля – парламент во втором, окончательном чтении утвердил закон о ратификации Пересмотренной Европейской социальной хартии. Латвия примет на себя обязательства по большинству положений ПЕСХ. Исключения составляют:
Обобщение сводится к тому, что план и пособия – проявления «гендерной идеологии», которая оказывает «подрывное влияние на молодежь», «чужда и неприемлема для латвийского общества, латышской нации и культуры», а также ведет к «самоубийствам мужчин и детей, женскому алкологизму, нарушениям поведения детей, распаду института семьи, деградации духовных и общечеловеческих ценностей, несоразмерным проявлениям общества потребления и материалистического взгляда на жизнь, нарушениям половой жизни, распространению сексуально-трансмиссивных заболеваний, необычайно высокой доле одиноких людей». Перенятие этой идеологии у северных стран – «прямое лоббирование экономических интересов этих стран», к тому же «ситуация Латвии и Дании в области равноправия полов, понимание пола, моральных и культурных ценностей слишком отличается, чтобы использовать в нашей системе образования педагогику равноправия полов Северных стран (Дании, Швеции)». Что касается частностей – министерству благосостояния высказывается упрек в том, что в его работе не участвуют НГО, представляющие «традиционные и латышские основные ценности», а пособие о половых ролях якобы «угрожает здоровью детей». В заключение авторы обобщения делают вывод, что «осуществление Плана по равноправию полов несовместимо с существованием и развитием латышской нации и ее культуры, потому что нереальным становится столь актуальный сейчас политический лозунг о латышской Латвии (..)».
4 февраля – опубликован доклад МИД Беларуси «Нарушения прав человека в отдельных странах мира в 2012 году». В разделе о Латвии отмечаются нарушения ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7, 9, 17, 19, 26 и 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 и 4 Конвенции против пыток.
11 февраля – Департамент по административным делам Сената Верховного суда приостановил производство по делу № SA-1/2013. Дело возбуждено по двум заявлениям об отмене прошлогоднего решения ЦИК не проводить второй этап сбора подписей за поправки к Закону о гражданстве. Поправки, на первом этапе собравшие нужное количество подписей, предлагают с 2014 года предоставить гражданство негражданам без дополнительных условий. Центризбирком счел поправки противоречащими доктрине непрерывности государственности Латвийской Республики и, следовательно, не соответствующими требованию о том, что законопроект «полностью разработан», хотя такой компетенции за ЦИК текст закона не предусматривал. Суд высказал мнение о том, что поправки противоречат конституции, но усомнился в собственной компетенции оценивать конституционность законопроектов и задал Конституционному суду вопрос о том, соответствуют ли поправки конституции и декларации ВС ЛССР от 4 мая 1990 года о восстановлении независимости ЛР.
13 февраля – Конституционный суд вынес решение о доплатах к государственным пенсиям за стаж, накопленный до 1995 года (до введения накопительной пенсионной системы). Суд решил, что начисление этих доплат лишь тем пенсионерам, которые вышли на пенсию до 31.12.2011, соответствует конституции.
14 февраля – парламент в третьем, окончательном чтении утвердил изменения в Законе о научной деятельности. Изменения предусматривают обязанность ученых прекращать исследования, если они, по заключению учреждений государственной безопасности, могут создать угрозы национальной безопасности. Спецслужбы также получают право участвовать в заседаниях Латвийского совета по науке. Научные учреждения могут быть лишены своего научного статуса и исключены из государственного регистра научных учреждений в случае, если в распоряжении спецслужб «имеется информация о такой деятельности научного учреждения, которая создает угрозу национальной безопасности».
14 февраля – парламент во втором, окончательном чтении утвердил закон о ратификации Пересмотренной Европейской социальной хартии. Латвия примет на себя обязательства по большинству положений ПЕСХ. Исключения составляют:
- пкт. 1 ст. 4 (право трудящихся на вознаграждение, обеспечивающее достойную жизнь);
- пкт. 3 и 4 ст. 12 (поднятие уровня системы соцобеспечения; выравнивание прав на соцобеспечение граждан стран-участниц ПЕСХ и лиц, работавших в этих странах);
- пкт. 2 и 3 ст. 18 (смягчение законодательства о найме иностранных трудящихся; сокращение сборов с них и их работодателей);
- пкт. 2 и 3 ст. 19 (содействие трудящимся при миграции и иностранным социальным службам);
- ст. 23 (право лиц пожилого возраста на социальную защиту);
- пкт. 2 и 3 ст. 31 (предотвращение и сокращение бездомности, обеспечение доступной цены жилья для нуждающихся).
Нет комментариев