Александр Кузьмин →  Права человека в Латвии: февраль 2013 г. Часть 2

15 февраля – омбудсмен Ю. Янсонс подписывает доклад о положении в государственных центрах социального ухода для совершеннолетних лиц с психическими расстройствами. Он рекомендует, в частности:
  • расселить по отдельным комнатам лиц с нарушениями интеллектуального развития и душевного здоровья;
  • обеспечить возможность использовать для еды ножи и вилки, следить за разнообразием питания;
  • прекратить практику назначения работников ГЦСУ опекунами клиентов;
  • прекратить практику массового назначения медикаментов в виде растворов;
  • сократить срок возможного содержания в изоляторе с 24 до 3 часов;
  • сократить применение клозапина (он же лепонекс).
Целями ставятся развитие альтернативных способов помощи, прекращение приема новых клиентов в ГЦСУ и постепенная ликвидация крупных заведений. 27 февраля, после критики со стороны министра благосостояния и призыва к извинениям со стороны госсекретаря министерства благосостояния, омбудсмен ставит перед правительством вопрос о совместимости высказываний министра и госсекретаря с государственными должностями.

15 февраля – Конституционный суд принял решение не возбуждать дело по жалобе на положения Закона о государственном языке, запрещающие государственным и муниципальным учреждениям (за редкими исключениями) принимать к рассмотрению документы не на латышском языке (ч. 2 и 3 ст. 10), а также относящие все языки, кроме латышского и близкого к исчезновению ливского, к «иностранным» (ст. 5).

18 февраля – Центр государственного языка (в подчинении министерства юстиции) возражает против того, чтобы Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией размещало в публичных местах двуязычные плакаты с призыво информировать о коррупции. По сообщению представителя ЦГЯ А. Курситиса, «нарушение не в том, что плакаты на двух языках, но они не могут находиться в общественно доступных местах» (информация на «иностранном» языке может быть доступна, но только по отдельному запросу). «Ни один нормативный акт не запрещает размещать информацию и на иностранном языке. Но здесь другая проблема — русский язык не может быть «равнее» языков других меньшинств», — сказал он. Курситис также заявил, что инспекторы центра уже проверяют латвийские больницы, где могли быть размещены «противозаконные плакаты». БПБК подчиняется требованиям ЦГЯ.

20 февраля – Департамент по административным делам Сената Верховного суда изменил свое решение по делу о поправках к Закону о гражданстве (см. информацию за 11.02.), подав Конституционному суду новое заявление вместо изначального. Теперь Департамент высказывает мнение, что нормы, поручающие ЦИК оценивать содержание законопроектов, а Дерпартаменту рассматривать жалобы на соответствующие решения ЦИК (пкт. 2 ч. 5 ст. 23 и ч. 1 ст. 23-1 «О народном голосовании, инициировании законов и Европейской гражданской инициативе»), не соответствуют принципу разделения властей. Департамент просит КС признать данные нормы противоречащими ст. 1 Конституции.

20 февраля – по сообщению генерального прокурора Э. Калнмейерса, в прошлом году судами было оправдано 1,04 % подсудимых.

22 февраля – президент А. Берзиньш отказался подписывать принятые парламентом изменения в Законе о научной деятельности, ограничивающие академическую свободу (см. информацию за 14 февраля). Изменения отправлены обратно в Сейм для повторного рассмотрения.

27 февраля – Департамент по административным делам Сената Верховного суда оставил в силе приговоры Административного районного суда о том, что Рижская дума обязана извиниться в 6 газетах за признанные незаконными запрет шествия 16 марта 2011 и 2012 года (мероприятия посвящены памяти латвийских легионеров СС). Cледует отметить, что разрешение таких шествий еще в 2011 году критиковалось Европейской комиссией по борьбе с расизмом и нетерпимостью (см. пкт. 86-87 доклада).

28 февраля – в первом чтении парламентом отклонены изменения к Закону о смене записи об имени, фамилии и национальности. Изменения предусматривали возможность для граждан Латвии поменять национальность на «латыш» без требующихся ныне доказательств латышского происхождения. Как свидетельствует стенограмма, часть противников законопроекта опиралась на правозащитную мотивацию: так, Б. Цилевич и В. Агешин из фракции «Центр согласия» указывали на то, что законопроект предлагает неравное отношение к разным национальностям. Однако мотивация фракции Национального объединения и части «Единства» сильно отличалась. Так, Я. Домбрава (НО) заявил о принципе кровного родства: «Если сегодня этот принцип будет изменен, мне не хочется думать, как через десять лет будет выглядеть средний латыш. Тогда мы, может быть, будем (..) многих, кто использует эту дырку в законе, чтобы заявиться латышами и создаст нам немало проблем». И. Рибена («Единство») поминает «голос крови» и вопрошает: «откуда речи о какой-то отверженности? Возможно, это сознательная политическая ложь, как заигранная пластинка Кремля о дискриминации русских в Латвии?». Она также разъясняет: «латыши с презрением смотрят на тех, кто уходит от национальности своих отцов (..) если какой-то инородец, ненавидя свои корни, попытается прикинуться латышом, чтобы повысить уровень комфорта, латыши на него будут смотреть с таким же обоснованным презрением». Об ассимиляции Рибена говорит, что она «должна произойти на протяжении нескольких поколений». «Согласно законопроекту, латышскость можно будет обрести проще, чем гражданство некоторых уважающих себя стран». Философия государства по Рибене: «в Конституционном собрании латышский народ сконструировал свое национальное государство», хотя в изначальном тексте Конституции, принятой этим собранием, признается, как и сейчас, что власть принадлежит народу Латвии.

28 февраля – парламент во втором, окончательном чтении утвердил закон о присоединении ко второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах (об отмене смертной казни) 80 голосами против 2 при 1 воздержавшемся. Все голосовавшие против и воздержавшаяся принадлежат к фракции Национального объединения. Следует отметить, что смертная казнь из УК, где она, в виде расстрела, предусматривалась для совершеннолетних мужчин, совершивших в военное время убийство при особо отягчающих обстоятельствах, исключена уже с 1 января 2012 года.

28 февраля – парламент в третьем, окончательном чтении утвердил изменения в Законе о вознаграждении государственных и муниципальных должностных лиц. Отныне доплаты к окладам судей (кроме членов Конституционного суда) будут присваиваться в зависимости от периодической оценки (по прошествии 3, 6, 10, 15 и 20 лет стажа) их профессиональной деятельности.

28 февраля – министерство благосостояния сообщает, что средняя заработная плата, с которой начисляются страховые взносы, у мужчин составляет 457 латов, у женщин – 383 (на 16,2 % меньше). Наибольший разрыв отмечается в секторе финансового посредничества где женщины в среднем получают лишь 61 % от дохода мужчин.

28 февраля – министр внутренних дел Р. Козловскис заявил, что для запрета мероприятий 16 марта (день, когда в Риге из года в год чествуются латвийские легионеры СС) нет оснований, а если Рижская дума и в этом году попытается помешать их проведению, это будет чисто политическое решение.

Также в феврале Регистром жителей опубликована статистика на 1 января. Так называемых «неграждан» среди жителей Латвии насчитывается 297,9 тысяч, или 13,5 % населения (в т. ч. несовершеннолетних –10,4 тыс.). Основную часть неграждан составляют этнические русские – 65,7 % (32,9 % русской общины), белорусы – 13,6 % (53,3 % белорусов страны) и украинцы – 9,7 %(53,9 % украинской диаспоры Латвии). Помимо этого, 3,5 тысяч неграждан зарегистрированы за рубежом; их этнический состав не опубликован. Следует отметить, что, судя по результатам переписи 2011 года, часть лиц, указываемых в текущей статистике как жители Латвии, на самом деле в ней не живут.
Число неграждан за год сократилось на 13 908 человек, при этом путем натурализации гражданство Латвии обрело лишь 2213 человек. Приходится сделать вывод, что основные пути сокращения числа неграждан – смертность (среди неграждан доля лиц преклонного возраста выше, чем по стране в целом) и принятие гражданства этнической родины (число живущих в Латвии граждан России за 2012 год выросло на 3788 человек, или 9,5 %, граждан Украины – на 351, или 10,4 %, граждан Беларуси – на 152, или 7,0 %).

Нет комментариев