Саркис Дарбинян →  Правительство продолжает раскачивать Закон по противодействию Интернет пиратству


В своем январском блоге, посвященном законопроекту, подготовленному Минкультом о противодействии пиратству в Интернете, я делал детальную разборку законопроекта, и пришел к выводу о том, что драфт закона является очень сырым, и в предлагаемой редакции не только не обеспечивает соблюдение прав и законных интересов всех участников отношений в сети, связанных с использованием объектов, защищенных копирайтом, но может вызвать и тотальный хаос в рунете.
За это время довольно много конструктивной критики звучало в адрес Минкульта как в различных сетевых изданиях, так и в индивидуальных блогах, и вот уже на этой неделе появилось продолжение истории. Директором правительственного департамента культуры Сергеем Перовым было направлено письмо в адрес Минкульта, Минкомсвязи и Минэкономразвития, в котором чиновник просит в ближайшее время осуществить доработку законопроекта и представить его в Правительство для обсуждения. При этом, обосновывая необходимость принятия указанного закона, чиновник ссылается на премьер-министра Д.Медведева и решение правительственного совета по развитию отечетсвенной кинематографии, где речь шла о борьбе с распространением пиратских фильмов в Интернете.
Лоббизм, нацеленный на принятие закона, является довольно мощным.В составе указанной правительственной комиссии мы видим все тех же Михалкова, Шахназарова, Эрнста и других деятелей большого кино и ТВ. Официально, цель, стоящая перед указанной группой, как это указано в пояснительной записке к законопроекту — «ввести правовые механизмы защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Однако, представляется очевидным, что принятие подобного закона ставит перед собой две фактические цели:
1. удержание коммерческой монополии крупных отечественных правообладателей и западных мейджеров в сфере кино и музыки;
2. выполнение Россией своих обязательств по ТРИПС и двустороннему соглашению с США по борьбе с пиратством в сети.
Ранее, в критике законопроекта, я обращал внимание на то, что в отсутствие единого реестра, куда правообладатели в обязательном порядке вносят информацию об объектах, в отношение которых испрашивается охрана, хостер-провайдер, на которого в соответствии с законопроектом возлагается вся полнота ответственности за удаление неправомерного контента, не имеет никакой технической возможности проверить, действительно ли заявитель является правообладателем, ведь авторское право охраняется с момента создания и нигде не подлежит обязательной регистрации, а лицензионные цепочки передачи исключительных прав на иностранные фильмы и музыку порой настолько длинные и запутанные, что выявить, кому же принадлежат права на территории РФ не представляется возможным.
Видимо, услышав указанную критику, в письме, адресованном министерствам, Перов обращает внимание на то, что в тексте законопроекта должен быть проработан механизм создания специального реестра данных об аудиовизуальных произведениях.

Но это еще не вся проблема.
На сегодняшний день алгоритм зачистки авторского контента прописан следующим образом:
1. Хостинг-провайдеры или владельцы сайтов будут обязаны по заявлению правообладателя удалять незаконно размещенный контент в течение суток с момента получения заявления правообладателя или хостинг-провайдера, которому тоже даются сутки на уведомление владельца сайта.
2. Хостинг-провайдеры или владльцы сайтов могут (хотя и не обязаны) уведомить конечного пользователя об удалении незаконного контента, загруженного им на сайт. А пользователь в течение 10 дней может оспорить это действие, если докажет, что имел право на его размещение.
3. Если же владелец сайта не удаляет пиратский материал, то удалить или заблокировать его становится обязанностью хостинг-провайдера.
За нарушение указанных требований, физические лица могут быть отштрафованы на 3000 — 5000 руб., а организации на 300 000 — 500 000 рублей за каждое нарушение.
Подробно описав права владельцев исключительных авторских прав, а также обязанности хостеров и владельцев сайтов по удалению контента, Минкульт не предложил в драфте никакого механизма для защиты пользователями и владельцами сайтов принадлежащих им прав на свободу получения и распространения информации. К примеру, даже жесткое британское статутное право, регулирующее защиту авторских прав в Интернете, в соответствие с «Законом о цифровой экономике» (DEBill – Digital Economic Bill) требует в подобных случаях проведение независимого апелляционного процесса. При этом, действует презумпция невиновности пользователя, пока его вина не будет доказана. Закон гласит, что обвинение по любому поводу должно быть рассмотрено в пользу пользователя, пока правообладатель или провайдер не покажут, что нарушение является именно нарушением авторских прав и что в отчете о нарушении содержится IP-адрес пользователя точь-в-точь в момент нарушения.

Вполне ожидаю, что в дорабатываемом законопроекте может также появиться и положение, предусматривающее обязанность интернет-провайдеров уменьшать скорость соединения пользователей, которые замешаны в обмене пиратскими файлами, или полностью отрубать доступ в Интернет. Такие санкции вполне в духе копирайтной войны с пользователями, которая уже была объявлена в действующем законодательстве Франции («Система 3 предупреждений»), США («система 6 предупреждений») и др. стран.

Опасность принятия такого закона может быть продемонстирована на уже реализованных механизмах, которые американские лоббисты от крупнейших мировых производителей видео и аудио контента продавливают по всему миру. Похожие алгоритмы начали работать в США, Великобритании, Франции, Испании, Южной Корее, Бразилии и других передовых странах «развитого капитализма», где копирайтной лобби имеет очень сильный вес, и демонстрируют новую агрессивную модель охраны копирайта, нацеленную на преследование обычных пользователей (т. к. грамотный пользователь никогда не оставит следов своего скачивания или распространения пиратского контента) и уничтожение новых технологий обмена информацией.
По словам замминистр культуры Григория Ивлиева в ближайшее время Минкульт создаст рабочую группу для завершения работы над законопроектом об интернет-пиратстве. В рабочую группу будут приглашены представители государственных органов, правообладателей и интернет-отрасли, которые будут обсуждать правовые нормы, направленные на предотвращение нарушений интеллектуальных прав в интернете.
Для меня довольно очевидно, что ни Пиратская Партия России, которой Минюст отказывает даже в государственной регистрации, ни какая-либо иная правозащитная организация, представляющая интересы пользователей Рунета, приглашена не будет. Дай Бог, конечно, чтобы хотя бы РАЭК пригласили в качестве экспертов, потому что из всех приглашенных представителей вряд ли хоть кто-либо понимает достаточно в специфике Интернета, имеющего транснациональный характер и готов защищать права обычных пользователей и принципы свободы информации в сети.
Сегодня мы стоим на пороге выбора между собственным путем развития и движения по американскому сценарию с развязыванием копирайтной войны в Интернете. Очень хочется надеяться на трезвость в принятии ключевых решений российскими чиновниками и депутатами, однако, как видится мне, вектор уже задан неправильно.

Нет комментариев