Владимир Шлыков → «ТЕРПИЛЫ», ТЕРПИТЕ: В ГОСДУМЕ ВАШЕ МЕСТО ВСЕГДА В КОНЦЕ ОЧЕРЕДИ
Есть такое грустное понятие в уголовном уголовном праве как потерпевший. По международной терминологии его более эмоционально и красочно называют – жертва преступления. В непубличной уголовной среде эту несчастную категорию граждан уничижительно называют «терпилами». В общественный обиход это понятие в одном из своих интервью ввел В.В.Путин. «Терпило» — действительно понятие довольно точное, а в устах президента еще и зловеще уничижительное. Потому что, претерпевать этим «терпилам» приходится действительно много не только от преступников, но и от государства в лице преданных ему правоохранительных органов, которые как-то не очень хотят защищать эту «опущенную» категорию граждан и гражданок. С заявлениями о преступлениях в правоохранительные органы у нас ежегодно обращаются порядка 20 миллион человек. Ну а почетный статус потерпевшего в рамках уголовного дела получают всего лишь полтора миллиона граждан. Остальные, при странных обстоятельствах оказываются за бортом. Ну да ладно, об этом в другой раз.
То, что права потерпевших в нашей стране существенно ущемлены в ущерб других участников уголовного процесса, к примеру, таких «уважаемых» как обвиняемый, известно давно и говорится об этом давно. И вот, еще 19 ноября 2012 года в Государственную думу внесен проект федерального закона № 173958-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве». В законопроекте предлагается существенно укрепить процессуальный статус потерпевшего от уголовного преступления, создав тем самым необходимые условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве. Тем самым констатируется, что равноправия у жертв преступлений в нашем уголовно-процессуальном кодекса нет. Предлагается также ввести целый комплекс дополнительных мер защиты прав несовершеннолетних потерпевших, закрепляющий особенности производства допроса и других следственных действий с участием несовершеннолетнего, привлечение адвоката на бесплатной основе, запрета на распространение информации о несовершеннолетнем и др.
В марте 2013 года в ответственный Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поступили отзывы, предложения и замечания на законопроект и он был готов к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении. Сам Комитет планировал его рассмотреть на своем заседании 18 марта 2013 года.
Однако, по непонятным причинам, законопроект на заседании Комитета не рассматривался, по слухам, якобы из-за «саботажа» председателя Комитета по законодательным инициативам П.В. Крашенинникова и других «лоббистов-силовиков».
Через Комитет П.В. Крашенинникова неоднократно проходили инициативы, согласно которым, например, такие преступления как умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, и некоторые другие преступления против личности, теперь являются преступлениями небольшой тяжести, за совершение которых, в соответствии с действующим уголовным законодательством, преступника теперь можно освободить от уголовной ответственности. Эксперты, ведущие ученые-правоведы, общественность взывали к необходимости соответствия социальным реалиям предлагаемых изменений Уголовного Закона. Однако эта часть законопроектов «прогонялась» через Комитет П.В. Крашенинникова в предельно сжатые сроки и без учета мнения экспертного сообщества.
Вот и сейчас наша абсолютно Государственная Дума в целях реализации неизвестно какой политики и чьей установки принимать закон, который нужен миллионам наших соотечественников, которые являются жертвами преступлений и права которых существенно ущемлены нынешним уголовно-процессуальным кодексом, почему-то не торопится. При этом с поразительной прытью «клепает» другие странные и не понятные людям законы.
То, что права потерпевших в нашей стране существенно ущемлены в ущерб других участников уголовного процесса, к примеру, таких «уважаемых» как обвиняемый, известно давно и говорится об этом давно. И вот, еще 19 ноября 2012 года в Государственную думу внесен проект федерального закона № 173958-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве». В законопроекте предлагается существенно укрепить процессуальный статус потерпевшего от уголовного преступления, создав тем самым необходимые условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве. Тем самым констатируется, что равноправия у жертв преступлений в нашем уголовно-процессуальном кодекса нет. Предлагается также ввести целый комплекс дополнительных мер защиты прав несовершеннолетних потерпевших, закрепляющий особенности производства допроса и других следственных действий с участием несовершеннолетнего, привлечение адвоката на бесплатной основе, запрета на распространение информации о несовершеннолетнем и др.
В марте 2013 года в ответственный Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поступили отзывы, предложения и замечания на законопроект и он был готов к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении. Сам Комитет планировал его рассмотреть на своем заседании 18 марта 2013 года.
Однако, по непонятным причинам, законопроект на заседании Комитета не рассматривался, по слухам, якобы из-за «саботажа» председателя Комитета по законодательным инициативам П.В. Крашенинникова и других «лоббистов-силовиков».
Через Комитет П.В. Крашенинникова неоднократно проходили инициативы, согласно которым, например, такие преступления как умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, и некоторые другие преступления против личности, теперь являются преступлениями небольшой тяжести, за совершение которых, в соответствии с действующим уголовным законодательством, преступника теперь можно освободить от уголовной ответственности. Эксперты, ведущие ученые-правоведы, общественность взывали к необходимости соответствия социальным реалиям предлагаемых изменений Уголовного Закона. Однако эта часть законопроектов «прогонялась» через Комитет П.В. Крашенинникова в предельно сжатые сроки и без учета мнения экспертного сообщества.
Вот и сейчас наша абсолютно Государственная Дума в целях реализации неизвестно какой политики и чьей установки принимать закон, который нужен миллионам наших соотечественников, которые являются жертвами преступлений и права которых существенно ущемлены нынешним уголовно-процессуальным кодексом, почему-то не торопится. При этом с поразительной прытью «клепает» другие странные и не понятные людям законы.
1.Почему Вы считаете, что права потерпевшего и обвиняемого на предварительном следствии (я так понял в в целом о процессе и следствии в том числе) должны быть равными?
2.Что именно Вам не нравится в сегодняшнем положении потерпевшего? Проблемы в регулировании или в кадрах, которые применяют закон?