Роман Янковский →  2. О выделениях

Вначале немного истории. Курсив, как можно при большом желании догадаться из его английского названия (Italic) был создан в средневековой Италии как отельный шрифт в подражание писцам папской канцелярии. Уже в XVI веке его стали использовать для выделения отдельных слов в тексте. Жирный шрифт был создан в Англии специально для афиш и плакатов и стал применяться наряду с курсивом лишь в середине XIX века.

Однако и жирный шрифт, и курсив использовались лишь в типографиях. В печатной машинке нельзя было использовать альтернативные символы, и текст выделяли р а з р я д к о й или подчеркиванием. Лишь в 90-е курсив и жирное начертание стали достоянием каждого, наряду с шрифтом Times New Roman. Но такое изобилие породило другую проблему.

Некоторые юристы чувствуют себя неуверенно, когда видят простой текст. Они хотят подчеркнуть важность каждого слова. Читателя, очевидно, они считают полным идиотом, не способным самостоятельно разобраться в дебрях документа без дополнительной помощи. В наиболее запущенных случаях текст выделяется целыми абзацами, выделяется уже выделенный текст, некоторые не брезгуют выделять даже текст в сносках и слова в заголовках. Текст в буквальном смысле слова превращается в одно сплошное выделение. У читающего такой текст создается впечатление, что он видит перед собой спам, а не документ.

Запомните несложное правило: выделение является экстраординарным способом передачи информации. Слово «экстраординарно» можно выделить, но я не буду – потому, что выделений следует избегать. Почему? Во-первых, переизбыток ударений превратит весь текст в одно большое ударение. Во-вторых, специальные начертания сознательно сделаны, чтобы выделяться: читать большой объем выделенного текста сложно и утомительно (как вы уже убедились).

Повторю еще раз: если вы хороший юрист, то хорошее знание языка позволит вам расставить акценты в тексте логически, без дополнительных типографских способов. Если у вас не получается – не мухлюйте, а учитесь это делать. Насколько приятно читать документы и книги, в которых акценты расставлены использованием верных слов, конструкций, логикой текста, настолько же раздражают статьи с бесконечными выделенными фрагментами: кажется, что тебя считают за идиота и постоянно тыкают в отдельные участки текста.

Что делать, если избежать проблемного места не удалось (например, если нужно выделить слово в цитате)? Используйте только курсив. Жирное начертание бросаются в глаза еще до того, как читатель дойдет до нужного слова. Это отвлекает от чтения и усложняет понимание остального абзаца: глаз автоматически перескочит одну-две строчки, и читающий потеряет нить изложения. Оставьте жирное начертание для заголовков: их необходимо выделять в любом случае, чтобы текст можно было бегло просматривать:

И если у меня кандибобер на голове, это не значит, что я женщина или балерина.

Что касается подчеркивания: не используйте его никогда. Это анахронизм из эпохи печатных машинок. Откройте любую книгу или журнал и попробуйте найти там подчеркнутый фрагмент (журнал «ПТЮЧ» не считаем). А на экране читатель с большой вероятностью примет подчеркнутый текст за гиперссылку или в режиме рецензирования Word фрагмент (функция «показать исправления»).

Несколько менее важных моментов:

1. В некоторых наборах шрифтов присутствует полужирное начертание. Я не вижу смысла в использовании для юридических документов ни его, ни «сверхжирных» начертаний (black, ultra bold и так далее). Хотя некоторые рекомендуют, да.

2. Я надеюсь, что читатель и без моего упоминания не станет выделять текст цветом, р а з р я д к о й или другим шрифтом (т. е. другой гарнитурой, если быть точным). Оставьте эти способы для реклам, спама, журнальных заголовков и дураков.

3. В некоторых случаях выделение курсивом некоторых мест желательно. Самый очевидный пример — выделение слов в цитате:

И если у меня кандибобер (нечто необычное, замысловатое – прим. ред.) на голове, это не значит, что я женщина или балерина.

Часто выделяют иностранные слова в русскоязычном тексте. Однако каких-либо строгих правил на этот счет не установлено — все остается на ваше усмотрение (если не доверяете усмотрению, посмотрите §5 «Справочника издателя и автора»).

4. Некурсивный шрифт называется прямым, а по-английски «roman». «Times New Roman» как раз это и означает: Таймс (газета, которая его заказала) Новый (потому, что заказала его на смену существовавшему) Простой (не курсив). С нежирным сложнее: по-английски он называется regular, на русском языке такой шрифт называют «нормальный» или «светлый» (так по ГОСТ).

5. Для самых любознательных добавлю лайфхак в конце. Как выделить слово в уже выделенном курсивом тексте? Используйте обычное начертание:

И если у меня кандибобер на голове, это не значит, что я женщина или балерина.

2 комментария

Дмитрий Абросимов
Судьи сами требуют, чтобы в тексте присутствовало выделение. Я выделяю заголовок пункта, который в себе содержит суть всего пункта, например, во-первых, судья ошибочно применил ст.… ГК РФ, а также выделяю нарезку из разных статей, чтобы при чтении жирного шрифта получалось правовое обоснование именно моей ситуации, и судье не требовалось читать лишнего, но что я не могу опустить при подготовке текста.
Роман, а название статьи лучше сформулировать по-другому, а то вводит в заблуждение, например, выделение текста.
0
Роман Янковский
Дмитрий, спасибо! Да, я ждал комментария про исковые и другие процессуальные документы. Формальные тексты на то и формальные, что форма в них превалирует над здравым смыслом. Поэтому ограничение там допустимо. То, как составляются наши иски по сравнению с американскими, например — верх адекватности, даже если их целиком жирным писать) В постановлениях о привлечении жирным выделяются установленные формой предложения, названия законов выделяют капсом, в формах заполненные поля подчеркиваются, банки требуют выделять курсивом суммы прописью… в общем, в мире много несовершенства, с которым приходится мириться) Но ничего не мешает начать с себя — в случаях, где это возможно.
0