Павел Бажанов → Правила лицензирования аутстаффинговых агентств в Китае
20 июня 2013 г. Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР опубликовало правила выдачи лицензий организациям, занимающимся оказанием услуг по предоставлению временного персонала (аутстаффинговым агентствам). Правила выдачи лицензий вступают в силу с 1 июля 2013 г. одновременно с вступлением в силу изменений в Закон КНР «О трудовом договоре», которыми было введено обязательное лицензирование деятельности аутстаффинговых агентств.
В апреле этого года был опубликован проект правил лицензирования для общественных консультаций. Окончательный вариант правил лицензирования, вступающих с 1 июля, имеет ряд существенных отличий от первоначального проекта.
Основные положения правил лицензирования:
1. Как и предполагалось, выдачей лицензий аутстаффинговым агентствам будут заниматься органы Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения. На местном уровне распределение полномочий по выдаче лицензий и осуществлению контроля над деятельностью аутстаффинговых агентств будет осуществляться решением управлений (отделов) трудовых ресурсов и социального обеспечения провинции, автономного района или города центрального подчинения (статья 3).
Скорее всего, основная работа по контролю над деятельностью аутстаффинговых агентств будет возложена на органы уездного уровня (уезды, автономные уезды, городские районы). Доверят ли им выдачу лицензий – пока остается под вопросом.
2. Органы трудовых ресурсов и социального обеспечения обязаны размещать по месту своего нахождения и публиковать на интернет-сайте всю необходимую информацию, а также публиковать на интернет-сайте и, по крайней мере, одной газете регионального охвата перечень аутстаффинговых агентств, получивших лицензии, и сведения о изменении изменений, продлении и аннулировании лицензий (статья 5).
3. Для получения лицензии организация обязана иметь уставный капитал в размере не менее 2 000 000 юаней жэньминьби (около 10 млн. рублей), обладать постоянным местом ведения деятельности и оборудованием, необходимым для ведения деятельности, системой управления предоставлением заемного труда и отвечать другим условиям, установленным положениями законов и административных правовых актов (статья 7). Все требования перенесены из первоначального проекта документа в неизменном виде.
4. Документы, которые заявитель должен предоставить: 1) заявление на выдачу лицензии; 2) Свидетельство о праве предпринимательской деятельности (основной регистрационный документ) или Уведомление о предварительном резервировании наименования предприятия; 3) устав компании, а также подтверждение проверки оплаты уставного капитала или финансовая отчетность компании, прошедшая аудит; 4) подтверждение прав на место ведения деятельности, а также перечень оборудования и информационных систем, необходимых для ведения деятельности; 5) удостоверение личности законного представителя; 6) система управления предоставлением заемного труда (документы, касающиеся управления заключением трудовых договоров, выплаты вознаграждения за труд, социального страхования, временем работы и отдыха, трудовой дисциплины; документы, касающегося внутреннего управления в организации; образцы соглашений о предоставлении заемного труда с организациями, использующими заемный труд).
В окончательном варианте правил лицензирования установлен исчерпывающий перечень заявительных документов (в проекте – открытый перечень). Кроме того, из окончательного варианта исчезло требование к заявителю предоставить подтверждения квалификации сотрудников, которые будут заниматься управлять оказанием услуг заемного труда.
5. Орган трудовых ресурсов и социального обеспечения, принявший к рассмотрению заявление на выдачу лицензии, обязан принять решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии в течение 20 рабочих дней. Срок исчисляется со дня приема заявления к рассмотрению (статья 12). При необходимости срок рассмотрения заявления может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней с разрешения руководителя органа.
6. Выданная лицензия действительна в течение 3 лет (статья 14). В случае изменения сведений об организации, указанных в лицензии (наименование, место нахождения, законный представитель, уставный капитал), организация обязана оформить регистрацию изменений.
7. До 31 марта каждого года аутстаффинговое агентство обязано подавать в орган трудовых ресурсов и социального обеспечения отчетность, включая: 1) сведения о деятельности организации и аудированную финансовую отчетность за предшествующий год; 2) сведения о численности заемных работников, заключенных с ними трудовых договорах и участии их в профсоюзной организации; 3) сведения о выплате заемным работникам заработной платы; 4) сведения об участии заемных сотрудников в социальном страховании и уплате страховых взносов; 5) сведения о работодателях, на работу у которых были направлены заемные работники, численности заемных работников, сроках работы и должностях; 6) сведения о заключенных с работодателями соглашениях о предоставлении заемного труда и исполнении работодателями своих законных обязанностей; 7) сведения о создании филиалов и дочерних компаний (статья 22).
Напомню, что работодатели с 1 июля вправе использовать заемный труд только на временных, вспомогательных или замещаемых должностях и оплачивать труд заемных работников по ставкам, одинаковым со ставками оплаты труда штатного персонала. Факты нарушения данных правил органы трудовых ресурсов и социального обеспечения смогут узнать из отчетности, которую обязаны подавать аутстаффинговые агентства.
8. Новые правила по заключению аутстаффинговыми агентствами трудовых договоров с заемными работниками и соглашений с работодателями, использующими заемный труд, применяются в отношении договоров и соглашений, заключенных с 28 декабря 2012 г. (дата публикации изменений в Закон КНР «О трудовом договоре»).
Организации, занимавшиеся предоставлением заемного персонала до 1 июля 2012 г., вправе продолжить выполнение ранее заключенных договоров и соглашений (заключенных до 28 декабря 2012 г.), но для заключения новых они обязаны сначала получить лицензию. После вступления в силу правил лицензирования ни одна организация не вправе начинать оказывать услуги по предоставлению заемного персонала без лицензии.
9. Из окончательного варианта правил лицензирования исчезло требование о запрете создания аутстаффинговых агентств с 100% иностранным капиталом. Более того, документ не предусматривает никаких специальных правил для предприятий с 100% иностранным капиталом или совместным предприятиям. Следовательно, иностранцы вправе регистрировать в КНР аутстаффинговые агентства на общих условиях.
Скорее всего, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР сделало вывод о том, что отдельные ограничения для иностранных инвесторов нецелесообразны: Закон КНР «О трудовом договоре» и правила лицензирования устанавливают достаточно высокие требования к аутстаффинговым организациям и их отчетности. При этом получение лицензии аутстаффингового агентства не позволит иностранному инвестору направлять китайских временных рабочих за рубеж – для этого необходима отдельная лицензия, для получения которой установлены более строгие требования (Положение «Об управлении международным трудовым сотрудничеством»).
В апреле этого года был опубликован проект правил лицензирования для общественных консультаций. Окончательный вариант правил лицензирования, вступающих с 1 июля, имеет ряд существенных отличий от первоначального проекта.
Основные положения правил лицензирования:
1. Как и предполагалось, выдачей лицензий аутстаффинговым агентствам будут заниматься органы Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения. На местном уровне распределение полномочий по выдаче лицензий и осуществлению контроля над деятельностью аутстаффинговых агентств будет осуществляться решением управлений (отделов) трудовых ресурсов и социального обеспечения провинции, автономного района или города центрального подчинения (статья 3).
Скорее всего, основная работа по контролю над деятельностью аутстаффинговых агентств будет возложена на органы уездного уровня (уезды, автономные уезды, городские районы). Доверят ли им выдачу лицензий – пока остается под вопросом.
2. Органы трудовых ресурсов и социального обеспечения обязаны размещать по месту своего нахождения и публиковать на интернет-сайте всю необходимую информацию, а также публиковать на интернет-сайте и, по крайней мере, одной газете регионального охвата перечень аутстаффинговых агентств, получивших лицензии, и сведения о изменении изменений, продлении и аннулировании лицензий (статья 5).
3. Для получения лицензии организация обязана иметь уставный капитал в размере не менее 2 000 000 юаней жэньминьби (около 10 млн. рублей), обладать постоянным местом ведения деятельности и оборудованием, необходимым для ведения деятельности, системой управления предоставлением заемного труда и отвечать другим условиям, установленным положениями законов и административных правовых актов (статья 7). Все требования перенесены из первоначального проекта документа в неизменном виде.
4. Документы, которые заявитель должен предоставить: 1) заявление на выдачу лицензии; 2) Свидетельство о праве предпринимательской деятельности (основной регистрационный документ) или Уведомление о предварительном резервировании наименования предприятия; 3) устав компании, а также подтверждение проверки оплаты уставного капитала или финансовая отчетность компании, прошедшая аудит; 4) подтверждение прав на место ведения деятельности, а также перечень оборудования и информационных систем, необходимых для ведения деятельности; 5) удостоверение личности законного представителя; 6) система управления предоставлением заемного труда (документы, касающиеся управления заключением трудовых договоров, выплаты вознаграждения за труд, социального страхования, временем работы и отдыха, трудовой дисциплины; документы, касающегося внутреннего управления в организации; образцы соглашений о предоставлении заемного труда с организациями, использующими заемный труд).
В окончательном варианте правил лицензирования установлен исчерпывающий перечень заявительных документов (в проекте – открытый перечень). Кроме того, из окончательного варианта исчезло требование к заявителю предоставить подтверждения квалификации сотрудников, которые будут заниматься управлять оказанием услуг заемного труда.
5. Орган трудовых ресурсов и социального обеспечения, принявший к рассмотрению заявление на выдачу лицензии, обязан принять решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии в течение 20 рабочих дней. Срок исчисляется со дня приема заявления к рассмотрению (статья 12). При необходимости срок рассмотрения заявления может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней с разрешения руководителя органа.
6. Выданная лицензия действительна в течение 3 лет (статья 14). В случае изменения сведений об организации, указанных в лицензии (наименование, место нахождения, законный представитель, уставный капитал), организация обязана оформить регистрацию изменений.
7. До 31 марта каждого года аутстаффинговое агентство обязано подавать в орган трудовых ресурсов и социального обеспечения отчетность, включая: 1) сведения о деятельности организации и аудированную финансовую отчетность за предшествующий год; 2) сведения о численности заемных работников, заключенных с ними трудовых договорах и участии их в профсоюзной организации; 3) сведения о выплате заемным работникам заработной платы; 4) сведения об участии заемных сотрудников в социальном страховании и уплате страховых взносов; 5) сведения о работодателях, на работу у которых были направлены заемные работники, численности заемных работников, сроках работы и должностях; 6) сведения о заключенных с работодателями соглашениях о предоставлении заемного труда и исполнении работодателями своих законных обязанностей; 7) сведения о создании филиалов и дочерних компаний (статья 22).
Напомню, что работодатели с 1 июля вправе использовать заемный труд только на временных, вспомогательных или замещаемых должностях и оплачивать труд заемных работников по ставкам, одинаковым со ставками оплаты труда штатного персонала. Факты нарушения данных правил органы трудовых ресурсов и социального обеспечения смогут узнать из отчетности, которую обязаны подавать аутстаффинговые агентства.
8. Новые правила по заключению аутстаффинговыми агентствами трудовых договоров с заемными работниками и соглашений с работодателями, использующими заемный труд, применяются в отношении договоров и соглашений, заключенных с 28 декабря 2012 г. (дата публикации изменений в Закон КНР «О трудовом договоре»).
Организации, занимавшиеся предоставлением заемного персонала до 1 июля 2012 г., вправе продолжить выполнение ранее заключенных договоров и соглашений (заключенных до 28 декабря 2012 г.), но для заключения новых они обязаны сначала получить лицензию. После вступления в силу правил лицензирования ни одна организация не вправе начинать оказывать услуги по предоставлению заемного персонала без лицензии.
9. Из окончательного варианта правил лицензирования исчезло требование о запрете создания аутстаффинговых агентств с 100% иностранным капиталом. Более того, документ не предусматривает никаких специальных правил для предприятий с 100% иностранным капиталом или совместным предприятиям. Следовательно, иностранцы вправе регистрировать в КНР аутстаффинговые агентства на общих условиях.
Скорее всего, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР сделало вывод о том, что отдельные ограничения для иностранных инвесторов нецелесообразны: Закон КНР «О трудовом договоре» и правила лицензирования устанавливают достаточно высокие требования к аутстаффинговым организациям и их отчетности. При этом получение лицензии аутстаффингового агентства не позволит иностранному инвестору направлять китайских временных рабочих за рубеж – для этого необходима отдельная лицензия, для получения которой установлены более строгие требования (Положение «Об управлении международным трудовым сотрудничеством»).
Нет комментариев