Центр Правовых Технологий ЮРКОМ →  Улучшит ли суды общей юрисдикции объединение с арбитражем?

Президент России В.В. Путин недавно предложил идею объединения высших судебных органов страны — Высшего Арбитражного и Верховного судов. Планируется создание на их основе единого Высшего Суда Российской Федерации.
В сфере гражданских споров как между гражданами (в судах общей юрисдикции), так и между организациями (в арбитражных судах) применяются одни и те же нормы гражданского законодательства. Однако, зачастую суды общей юрисдикции и арбитражи применяют их в одних и тех же правовых ситуациях несколько по-разному. Возможно, что одной из целей объединения высших судебных органов является именно унификация судебной практики двух разных ветвей судебной власти.
Также, вероятно, что одной из задач такого объединения является возможность повысить уровень работы судов общей юрисдикции до уровня арбитражных судов. При объединении высших судов возможно будет происходить некоторое заимствование технологий судопроизводства (например, системы электронного документооборота арбитражных судов). Не исключено даже создание единой картотеки гражданских дел в сети Интернет по обеим судебным системам. Кроме того, в отдалённой перспективе может произойти унификация процессуального законодательства, так как к настоящему времени некоторые нормы арбитражного процесса уже включены в гражданское процессуальное право (например, продление срока вступления решений в силу с 10 дней до месяца).
Однако, возникает ряд вопросов, на которые пока не имеется ответа. Например, рассмотрим проблемы унификации судебной практики. В настоящее время высшими судебными органами выносятся совместные постановления, разъясняющие вопросы применения тех или иных норм права, проводятся конференции и заседания по вопросам применения законодательства и т.п. Упомянутые совместные постановления являются обязательными для обеих судебных систем. Фактически судебная практика постепенно унифицируется по обеим ветвям судов. Следует иметь в виду, что законодательная ветвь власти, внося изменения в гражданское законодательство, в сущности, осуществляет это, основываясь на судебной практике обеих судебных систем, и тем самым сводит её воедино уже в самих принимаемых законах.
Кроме того, многие юристы не без оснований опасаются возможного ухудшения работы системы арбитражных судов под влиянием судов общей юрисдикции. Однако, это уже касается вопроса о том, система каких именно судов будет превалировать в организационно-управленческом плане в объединённом Высшем Суде.
Необходимо подчеркнуть, что любая реформа в области организации работы органов государственной власти может дать положительные результаты только, когда улучшение их работы без неё невозможно. В настоящее время не исчерпан внутриорганизационный ресурс для отладки работы обеих систем судов. И необходимость создания единого Высшего суда вызывает сомнения.
Впрочем многое зависит от нюансов законопроекта, который обещал подготовить Президент. Тем более, что это не будет каким-то одним законопроектом, поскольку для объединения судов необходимо вносить огромное число изменений в действующее законодательство, начиная с Конституции Российской Федерации и заканчивая процессуальными кодексами.

Андрей Юрков
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Нет комментариев