Антон Михайлов → Философские спекуляции в методологии и истории правоведения
Философские спекуляции – принятый в философии метод размышления в рамках категорий и способов, не нуждающихся в обращении к практике, экспериментальной проверке выводов (Н.Н. Тарасов).
В современном правоведении философские спекуляции широко используются при обсуждении таких принципов права как справедливость, гуманизм, проблематики ценностей в праве, сущности и функций права. В основе спекулятивного познания – система целенаправленных операций, которые не обосновываются, не рационализируются, а принимаются.
Причем целенаправленное обращение юридического сообщества к спекулятивному способу познания актуализируется в переходные периоды эволюции правовых систем, когда общество – в силу ряда факторов – теряет устойчивую основу в виде общепризнанных ценностей, фундирующих собой восприятие государственно-правовой действительности. Через обращение к философским спекуляциям юристы, как правило, выстраивают основания правовой идеологии с претензией сформировать ценностно-целевой фундамент действующей правовой системы, который придает ей осмысленность и устойчивость.
Последний такой период в истории российского правоведения датируется концом 80-х – началом 90-х гг. XX столетия, когда юристы искали в («классическом» и «возрожденном») естественно-правовом учении, (нео)кантианстве и (нео)гегельянстве замену официальной доктрины марксизма-ленинизма.
Философия права – самостоятельная сфера юридической мысли, она пытается сформировать идеальный образ права. Задача философии права не в том, чтобы обращаться к некоторым реальностям, рефлектировать некоторые практики, заниматься обобщением и строить понятия научного типа, а в том чтобы, дедуцируя универсальные философские принципы задать идеальный образ права, картину, к которой должно стремиться человечество. Миссия – идеальный образ права, юридическая же наука и практика ориентируются на этот образ, приближаются к этому состоянию, и тем самым достигается общественное здоровье, состояние социального порядка, основанного на универсальных ценностях и идеалах.
Философия права со времен классической немецкой философии – спекулятивная (метафизическая) философия. Метод философских спекуляций доходит до предельных оснований, которые рассматриваются как экзистенциональные, т.е. не имеющие дальнейших способов рациональной аргументации.
Спекулятивная философия традиционно исключается из разного рода позитивистских и неопозитивистских концепций, аналитической юриспруденции. Наиболее последовательно стремясь к естественно-научному идеалу познания права, их сторонники, как правило, отвергают любые представления о праве, которые не могут быть проверены эмпирическими методами и, следовательно, не подлежат включению в состав правовой науки как метафизические (Н.Н. Тарасов).
Основания юридического знания могут формироваться двумя основными путями. Во-первых, юристы могут обратиться к рефлексии наличной правовой реальности как определенного аспекта социальной действительности. Данный путь можно назвать эмпирическим. Во-вторых, юристы могут посредством метода интроспекции обратиться к исследованию действительности разума в попытке найти рациональные первоначала права не во внеположной сознанию реальности, а в самом разуме. Этот путь можно назвать спекулятивным, умозрительным. Ф. Бэкон рассматривал данные способы познания как крайне ограниченные и символично именовал их, соответственно, «путем муравья» и «путем паука».
«Путь муравья» – такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм. Данный способ познания основывается на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Ученые-эмпирики, подобно муравьям, день за днем собирают частицы, из которых состоит их жилище. Таким образом, эмпирики получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
«Путь паука» – получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта, что неизбежно ведет к построению спекулятивных конструкций логического порядка и свободному жонглированию ими. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума». «Путь паука», по мнению Бэкона, приводит к очень шатким и ненадежным гипотезам. (Действительно, если проследить путь движения мысли Гегеля, то он напоминает плетение паутины.)
Рационализм нового времени, ведущим представителем которого является Р. Декарт, ищет несомненные первоначала познания спекулятивным путем. Так, важнейшее онтологическое утверждение рационализма «я мыслю, следовательно/, существую» основывается на положении, что невозможно сомневаться в собственном сомнении. И именно сомневающаяся мысль становится основанием утверждения подлинного существования.
Основания для метода философских спекуляций закладываются Платоном, который впервые в истории философии помыслил и концептуализировал мир как двуединый – мир идей и мир вещей, т.е. раздвоил действительность на идеальную, умозрительную, и реальную, чувственно познаваемую. Причем истина, согласно «мифу о пещере» Платона, достигается путем выхода за пределы «пещеры», где возможно видеть лишь фрагментарные, искаженные отражения – тени действительных феноменов. Следовательно, первоначала действительности могут быть схвачены только спекулятивным путем. Ведь в понимании греческой философии теория – есть чистое, внутреннее созерцание объекта, вглядывание в его сущность, лишенное какого-либо практического мотива, т.е. по своей сути теоретическое знание спекулятивно, связано с мысленным поиском идеи (природы) объекта.
Обращение «внутрь» сознания является неизбежным способом, если ставится цель выйти на неизменные и всеобщие, т.е. абсолютные основания, на фундаменте которых строится истинная система знаний. Если социальная эмпирическая действительность постоянно изменяется и разум не может найти в ней такие основания, то мыслитель неизбежно обратится к действительности сознания, что и есть спекулятивный путь познания.
Если Аристотель был убежден, что путем сравнительного исследования и выделения общих черт у действующих правопорядков можно определить естественный закон, не зависящий от места и являющийся выражением природы человека (эмпирический путь познания), то Платон отрицал возможность достижения идеала действующими правопорядками.
Спекулятивная традиция в правоведении будет выражена, помимо прочего, в убеждении целого ряда ученых-неокантианцев, что посредством сравнительного правоведения невозможно постичь сущность права. Иными словами, сущность права постигается исключительно спекулятивно как действительность должного; между «сущим» и «должным» имеется невосполнимый разрыв, природа права относится к миру долженствования, является плодом разума, а не эмпирической реальности.
(К. Цвайгерт, Х. Кётц, «Введение в сравнительное правоведение…») Штаммлер категорически отказался рассматривать сравнительное право в качестве средства познания «подлинного права»: еще ни разу не удавалось путем сравнения постичь безусловную действенность полета мысли, без чего не могло бы обойтись ни одно научное исследование права (Учебник философии права, 1922, II). Даже Радбрух, в статье «О сравнительно-правовом методе» (1905/1906) энергично отстаивая ценность сравнительного права как «вспомогательного средства законотворчества для получения максимально объективной картины действующего права», отрицал его значение для выявления сути права. С его точки зрения, рассмотрение множества действующих законодательств не приведет к постижению подлинного права. Оно проявляется не эмпирически, а априорно.
Для целей правового регулирования в ситуации, когда ставится цель сформировать на основе права новую систему социальных институтов, метод философских спекуляций не имеет себе равных в плане эффективности. Идею безусловного долженствования, безусловной значимости определенных ценностей невозможно задать эмпирически – всегда будут существовать альтернативные интерпретации тех или иных социальных обстоятельств. Метод философских спекуляций единственно способен задать идею безусловного долженствования, постулировать принципы правового регулирования. Так, категорический императив Канта выводится не эмпирически (что невозможно), а лишь спекулятивно.
Допустимо утверждать, что один из способов построения оснований политики права – философские спекуляции. Они позволяют задавать правовой идеал, осуществлять критическое исследование действующего права с позиции идеала и предлагать способы и средства реформирования и системы позитивного права с целью приближения к правовому идеалу. На данной идее строится понимание ведущей функции «возрожденного естественного права» у П.И. Новгородцева – в противовес пониманию политики права у Л.И. Петражицкого.
Философская спекуляция в правоведении – один из действенных способов противостояния сложившейся социокультурной традиции, один из путей формирования новой «парадигмы», основания юридического знания. Так, рационалистическое крыло школы естественного права нового времени (прежде всего, французские просветители) спекулятивно постулировало определенный комплекс ценностей как универсальный и неизменный, связав его с естественно-правовой традицией и противопоставив действующему позитивному праву, чем и сформировало мощнейшую идейную основу для последующих буржуазных революций в Европе.
В истории романо-германского правоведения философские спекуляции играли значимую роль. Во-первых, именно спекулятивный образ мышления средневековых университетских докторов права соединенный со схоластическим типом сознания дал возможность сформировать традицию экзегетического и системного исследования авторитетных текстов – традицию юридической догматики. Р. Зом: «Для схоластика имеет значение не опыт, а исключительно в разуме найденный принцип. Спекулятивная философия составляет все. Только то имеет научную силу, что может быть логически выведено из общих понятий; только то есть, что разумно». Во-вторых, философские спекуляции позволили школе естественного права сформировать правовую идеологию нового времени, которая до сих пор составляет фундамент конституционного правового регулирования в государствах западной традиции права. В-третьих, философские спекуляции сформировали фундамент как метафизического, так и диалектического методов познания правовой действительности.
В современном правоведении философские спекуляции широко используются при обсуждении таких принципов права как справедливость, гуманизм, проблематики ценностей в праве, сущности и функций права. В основе спекулятивного познания – система целенаправленных операций, которые не обосновываются, не рационализируются, а принимаются.
Причем целенаправленное обращение юридического сообщества к спекулятивному способу познания актуализируется в переходные периоды эволюции правовых систем, когда общество – в силу ряда факторов – теряет устойчивую основу в виде общепризнанных ценностей, фундирующих собой восприятие государственно-правовой действительности. Через обращение к философским спекуляциям юристы, как правило, выстраивают основания правовой идеологии с претензией сформировать ценностно-целевой фундамент действующей правовой системы, который придает ей осмысленность и устойчивость.
Последний такой период в истории российского правоведения датируется концом 80-х – началом 90-х гг. XX столетия, когда юристы искали в («классическом» и «возрожденном») естественно-правовом учении, (нео)кантианстве и (нео)гегельянстве замену официальной доктрины марксизма-ленинизма.
Философия права – самостоятельная сфера юридической мысли, она пытается сформировать идеальный образ права. Задача философии права не в том, чтобы обращаться к некоторым реальностям, рефлектировать некоторые практики, заниматься обобщением и строить понятия научного типа, а в том чтобы, дедуцируя универсальные философские принципы задать идеальный образ права, картину, к которой должно стремиться человечество. Миссия – идеальный образ права, юридическая же наука и практика ориентируются на этот образ, приближаются к этому состоянию, и тем самым достигается общественное здоровье, состояние социального порядка, основанного на универсальных ценностях и идеалах.
Философия права со времен классической немецкой философии – спекулятивная (метафизическая) философия. Метод философских спекуляций доходит до предельных оснований, которые рассматриваются как экзистенциональные, т.е. не имеющие дальнейших способов рациональной аргументации.
Спекулятивная философия традиционно исключается из разного рода позитивистских и неопозитивистских концепций, аналитической юриспруденции. Наиболее последовательно стремясь к естественно-научному идеалу познания права, их сторонники, как правило, отвергают любые представления о праве, которые не могут быть проверены эмпирическими методами и, следовательно, не подлежат включению в состав правовой науки как метафизические (Н.Н. Тарасов).
Основания юридического знания могут формироваться двумя основными путями. Во-первых, юристы могут обратиться к рефлексии наличной правовой реальности как определенного аспекта социальной действительности. Данный путь можно назвать эмпирическим. Во-вторых, юристы могут посредством метода интроспекции обратиться к исследованию действительности разума в попытке найти рациональные первоначала права не во внеположной сознанию реальности, а в самом разуме. Этот путь можно назвать спекулятивным, умозрительным. Ф. Бэкон рассматривал данные способы познания как крайне ограниченные и символично именовал их, соответственно, «путем муравья» и «путем паука».
«Путь муравья» – такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм. Данный способ познания основывается на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Ученые-эмпирики, подобно муравьям, день за днем собирают частицы, из которых состоит их жилище. Таким образом, эмпирики получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
«Путь паука» – получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта, что неизбежно ведет к построению спекулятивных конструкций логического порядка и свободному жонглированию ими. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума». «Путь паука», по мнению Бэкона, приводит к очень шатким и ненадежным гипотезам. (Действительно, если проследить путь движения мысли Гегеля, то он напоминает плетение паутины.)
Рационализм нового времени, ведущим представителем которого является Р. Декарт, ищет несомненные первоначала познания спекулятивным путем. Так, важнейшее онтологическое утверждение рационализма «я мыслю, следовательно/, существую» основывается на положении, что невозможно сомневаться в собственном сомнении. И именно сомневающаяся мысль становится основанием утверждения подлинного существования.
Основания для метода философских спекуляций закладываются Платоном, который впервые в истории философии помыслил и концептуализировал мир как двуединый – мир идей и мир вещей, т.е. раздвоил действительность на идеальную, умозрительную, и реальную, чувственно познаваемую. Причем истина, согласно «мифу о пещере» Платона, достигается путем выхода за пределы «пещеры», где возможно видеть лишь фрагментарные, искаженные отражения – тени действительных феноменов. Следовательно, первоначала действительности могут быть схвачены только спекулятивным путем. Ведь в понимании греческой философии теория – есть чистое, внутреннее созерцание объекта, вглядывание в его сущность, лишенное какого-либо практического мотива, т.е. по своей сути теоретическое знание спекулятивно, связано с мысленным поиском идеи (природы) объекта.
Обращение «внутрь» сознания является неизбежным способом, если ставится цель выйти на неизменные и всеобщие, т.е. абсолютные основания, на фундаменте которых строится истинная система знаний. Если социальная эмпирическая действительность постоянно изменяется и разум не может найти в ней такие основания, то мыслитель неизбежно обратится к действительности сознания, что и есть спекулятивный путь познания.
Если Аристотель был убежден, что путем сравнительного исследования и выделения общих черт у действующих правопорядков можно определить естественный закон, не зависящий от места и являющийся выражением природы человека (эмпирический путь познания), то Платон отрицал возможность достижения идеала действующими правопорядками.
Спекулятивная традиция в правоведении будет выражена, помимо прочего, в убеждении целого ряда ученых-неокантианцев, что посредством сравнительного правоведения невозможно постичь сущность права. Иными словами, сущность права постигается исключительно спекулятивно как действительность должного; между «сущим» и «должным» имеется невосполнимый разрыв, природа права относится к миру долженствования, является плодом разума, а не эмпирической реальности.
(К. Цвайгерт, Х. Кётц, «Введение в сравнительное правоведение…») Штаммлер категорически отказался рассматривать сравнительное право в качестве средства познания «подлинного права»: еще ни разу не удавалось путем сравнения постичь безусловную действенность полета мысли, без чего не могло бы обойтись ни одно научное исследование права (Учебник философии права, 1922, II). Даже Радбрух, в статье «О сравнительно-правовом методе» (1905/1906) энергично отстаивая ценность сравнительного права как «вспомогательного средства законотворчества для получения максимально объективной картины действующего права», отрицал его значение для выявления сути права. С его точки зрения, рассмотрение множества действующих законодательств не приведет к постижению подлинного права. Оно проявляется не эмпирически, а априорно.
Для целей правового регулирования в ситуации, когда ставится цель сформировать на основе права новую систему социальных институтов, метод философских спекуляций не имеет себе равных в плане эффективности. Идею безусловного долженствования, безусловной значимости определенных ценностей невозможно задать эмпирически – всегда будут существовать альтернативные интерпретации тех или иных социальных обстоятельств. Метод философских спекуляций единственно способен задать идею безусловного долженствования, постулировать принципы правового регулирования. Так, категорический императив Канта выводится не эмпирически (что невозможно), а лишь спекулятивно.
Допустимо утверждать, что один из способов построения оснований политики права – философские спекуляции. Они позволяют задавать правовой идеал, осуществлять критическое исследование действующего права с позиции идеала и предлагать способы и средства реформирования и системы позитивного права с целью приближения к правовому идеалу. На данной идее строится понимание ведущей функции «возрожденного естественного права» у П.И. Новгородцева – в противовес пониманию политики права у Л.И. Петражицкого.
Философская спекуляция в правоведении – один из действенных способов противостояния сложившейся социокультурной традиции, один из путей формирования новой «парадигмы», основания юридического знания. Так, рационалистическое крыло школы естественного права нового времени (прежде всего, французские просветители) спекулятивно постулировало определенный комплекс ценностей как универсальный и неизменный, связав его с естественно-правовой традицией и противопоставив действующему позитивному праву, чем и сформировало мощнейшую идейную основу для последующих буржуазных революций в Европе.
В истории романо-германского правоведения философские спекуляции играли значимую роль. Во-первых, именно спекулятивный образ мышления средневековых университетских докторов права соединенный со схоластическим типом сознания дал возможность сформировать традицию экзегетического и системного исследования авторитетных текстов – традицию юридической догматики. Р. Зом: «Для схоластика имеет значение не опыт, а исключительно в разуме найденный принцип. Спекулятивная философия составляет все. Только то имеет научную силу, что может быть логически выведено из общих понятий; только то есть, что разумно». Во-вторых, философские спекуляции позволили школе естественного права сформировать правовую идеологию нового времени, которая до сих пор составляет фундамент конституционного правового регулирования в государствах западной традиции права. В-третьих, философские спекуляции сформировали фундамент как метафизического, так и диалектического методов познания правовой действительности.
Нет комментариев