Антон Михайлов →  К вопросу о ценностных основаниях романо-германской и англо-американской правовых традиций

1. «Традиция в праве, – указывает А.П. Рожнов, – характеризуется такими признаками, как устойчивость, неизменность, стабильность, повторяемость и характерность. Правовая традиция есть закономерность развития права, определяемая особенностями его национально-исторического развития и проявляющаяся в отчетливо выраженной стабильности, повторяемости и преемственности правового менталитета, источников права, правовых институтов и процедур деятельности».

По верному замечанию И.Ю. Козлихина, традиция предполагает ту или иную иерархию ценностей, способы аргументации, последовательность и логику рассуждений, и поэтому она неизбежно ограничивает исследователя.

На наш взгляд, характерные и неизменно присутствующие черты правовой традиции, ее устойчивость, стабильность определяются, прежде всего, структурами юридической догмы и правовой идеологии.

В любой отдифференцированной правовой системе значимое, а в некоторых видах деятельности центральное, место занимает сообщество юристов. Единство профессионального правосознания юристов, его институционализация, профессиональные виды деятельности закладываются одновременно с образованием юридической догматики, эффективная трансляция и закрепление структур которой предполагает формирование соответствующей правовой идеологии.

Формируемые правовой идеологией ценностно-целевые структуры задают рамки восприятия юридических институтов и видов юридической деятельности со стороны общественного сознания. В свою очередь ценностно-целевые «рамки» способны задавать поиск адекватных юридических средств для разрешения социальных ситуаций, что является центральной задачей догмы права.

2. У западных правовых систем единые христианские истоки, определившие принципы западной политико-правовой системы (Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Диалогическая природа государства и его место в политической системе общества. СПб., 2007. С. 7.), общее античное наследие и философские системы.

Как романо-германской, так и англо-американской системам свойственны ценности индивидуальной свободы, формального равенства, справедливости как соразмерности, гражданского общества, господства права/законности. Обе системы с эпохи Нового времени являются светскими, основываются на философии индивидуализма, которой свойственно противопоставлять индивида обществу и государству, отсюда – концепты гражданского общества, неотъемлемых прав человека, правового государства, предпочтение ценности победы в юридическом процессе над ценностью примирения тяжущихся.
Западные правовые системы рассматривают право в качестве относительно самостоятельной от иных социальных регуляторов ценности, что отражается в отдифференцированном характере правовых систем романо-германского и англо-американского типа.

Именно поэтому, на наш взгляд, немецкие компаративисты делают вывод, что «правовая идеология англосаксонской, немецкой, романской и скандинавской правовых семей в целом совпадает, а различия определяются другими элементами стиля». (Цвайгерт К., Кетц. Х. Указ. соч. С. 115.)/

Вместе с тем Д. Ллойд указывает на то, что континентальная и англо-американская правовые традиции имеют различные религиозные основания (католицизм и протестантизм), противопоставляет рационализм и дедуктивную методу романо-германского права эмпиризму и индуктивному мышлению англо-американского, говорит об университетском академизме континентальной традиции и сугубо практико-прикладной направленности англо-американской системы. (См.: Ллойд. Д. Указ. соч. С. 253—255.)

3. Английское (и, наверное, отчасти американское) отношение к юридической профессии: специалист должен иметь строгую, направленную на профессиональный объект, организацию сознания. Английское юридическое образование в гораздо большей степени ориентировано на догму права. Иными словами, образования в понимании средневековых схоластов как пути, приближающего учащегося к образу Христа, у англичан нет. Юридическое «образование» должно погрузить студента в практическое искусство, каковым является право, а история, философия и прочее — ненужный балласт для юриста-специалиста. Другая концепция, исторически укорененная в особенностях системы общего права, центрированности права на судебном процессе.

Об английской правовой доктрине М. Вебер писал: «Эта юриспруденция не способна служить основой для рациональной систематизации права и даже для рационального подхода к правовым проблемам. Происходит это потому, что понятия, которыми она оперирует, ориентированы на осязаемые, конкретные, повседневные, наглядные и в этом смысле формальные обстоятельства дела». Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. 1956. S. 457. Цит. по: Цвайгерт К., Кетц. Х. Указ. соч. С. 292.

Ср.: «Очень часто французский рационализм противопоставляют англосаксонскому эмпиризму. Это вполне справедливо. /…/ Эмпиризм принадлежит Англии, как свидетельствует вся история ее права и его приспособляемости. Дух традиции не обязательно отмечен консерватизмом: он, главным образом, состоит в умении адаптировать старые категории и ценности к новым реалиям». Рулан Н. Историческое введение в право. Учебное пособие для вузов. М., 2005. С. 263, 288. «Традиции общего права носят в основном протестантский и светский характер и глубоко пропитаны верой в английский эмпиризм». Ллойд. Д. Указ. соч. С. 254.

Есть грандиозное различие в «системах» образования, построенных на рационализме и сенсуализме. Романо-германская традиция берет свои истоки в средневековых университетах, право для нее – это умопостигаемая идея, которую следует найти в тексте, а социальный опыт должен быть подстроен под эту идею. В англо-американской традиции все принципиально иное: если право – это не наука, а практическое искусство, то в основании всех компетентностей юриста лежит не ratio, а опыт. И все многовековые английские школы-гильдии основываются на этом представлении. Именно из такого сенсуалистского основания уже много позже вырастают социологические, «реалистические», антропологические концепции понимания права.

Нет комментариев