Сергей Казинец → Об использовании кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налога на имущество организаций
Государственная дума РФ во втором чтении (23/10/2013) приняла проект закона, вносящего изменения в главу 30 Налогового кодекса РФ в части порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Сейчас в силу ст.375 НК РФ налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которая в свою очередь определяется по остаточной стоимости.
Поправки предлагают определять налоговую базу по кадастровой стоимости (если она определена) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Если кадастровая стоимость установлена для всего здания (а не отдельно для помещений), то налоговую базу предлагается рассчитывать исходя из кадастровой стоимости всего здания пропорционально площади помещений организации в этом здании (площадь общего имущества здания в расчёт не принимается).
Для иностранных организаций налоговая база сейчас определяется исходя из инвентаризационной стоимости имущества (п.2 ст.375 НК РФ). Поправки предлагают также исходить из кадастровой стоимости имущества и только при её отсутствии – определять налог по данным инвентаризации.
При этом поправки устанавливают, что если не определена и инвентаризационная стоимость, то исходить необходимо из рыночной оценки стоимости имущества либо из 5-кратной средней рыночной цены 1 кв.м., устанавливаемой Госстроем по соответствующему региону.
Данные изменения, после принятия закона, должны вступить в силу с 2020 г., а для иностранных организаций – с 2014 г.
Поправки предлагают единый действенный механизм определения налога на недвижимое имущество организаций. Существующий механизм фактически сводит на нет налог на недвижимость, поскольку правила бухгалтерского учёта и учётной политики позволяют существенно занижать налогооблагаемую базу (стоимость недвижимости) по сравнению с рыночной стоимостью.
Кадастровая же стоимость определяется близко к рыночной, что может повлечь существенное увеличение налога на недвижимость, в связи с чем и предлагается сильно отсрочить принятие поправок.
Земельные участки не являются объектом налогообложения по этому налогу, в связи с чем изменения их не затрагивают. Налоговая база для участков уже давно определяется по кадастровой стоимости (ст.390 НК РФ).
Объектами налогообложения по налогу на имущество организаций является любое движимое или недвижимое имущество, за исключением прямо указанных в ст.374 НК РФ. При этом поправки предлагают сделать отдельное уточнение и прямо отнести помещения к объектам этого налога.
Поскольку поправки связаны только с налогом на имущество организаций, граждан они также не затрагивают. Налог на недвижимое имущество граждан, как и прежде, регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» и устанавливается местными органами (или законами – в городах федерального значения) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта.
Сейчас в силу ст.375 НК РФ налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которая в свою очередь определяется по остаточной стоимости.
Поправки предлагают определять налоговую базу по кадастровой стоимости (если она определена) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Если кадастровая стоимость установлена для всего здания (а не отдельно для помещений), то налоговую базу предлагается рассчитывать исходя из кадастровой стоимости всего здания пропорционально площади помещений организации в этом здании (площадь общего имущества здания в расчёт не принимается).
Для иностранных организаций налоговая база сейчас определяется исходя из инвентаризационной стоимости имущества (п.2 ст.375 НК РФ). Поправки предлагают также исходить из кадастровой стоимости имущества и только при её отсутствии – определять налог по данным инвентаризации.
При этом поправки устанавливают, что если не определена и инвентаризационная стоимость, то исходить необходимо из рыночной оценки стоимости имущества либо из 5-кратной средней рыночной цены 1 кв.м., устанавливаемой Госстроем по соответствующему региону.
Данные изменения, после принятия закона, должны вступить в силу с 2020 г., а для иностранных организаций – с 2014 г.
Поправки предлагают единый действенный механизм определения налога на недвижимое имущество организаций. Существующий механизм фактически сводит на нет налог на недвижимость, поскольку правила бухгалтерского учёта и учётной политики позволяют существенно занижать налогооблагаемую базу (стоимость недвижимости) по сравнению с рыночной стоимостью.
Кадастровая же стоимость определяется близко к рыночной, что может повлечь существенное увеличение налога на недвижимость, в связи с чем и предлагается сильно отсрочить принятие поправок.
Земельные участки не являются объектом налогообложения по этому налогу, в связи с чем изменения их не затрагивают. Налоговая база для участков уже давно определяется по кадастровой стоимости (ст.390 НК РФ).
Объектами налогообложения по налогу на имущество организаций является любое движимое или недвижимое имущество, за исключением прямо указанных в ст.374 НК РФ. При этом поправки предлагают сделать отдельное уточнение и прямо отнести помещения к объектам этого налога.
Поскольку поправки связаны только с налогом на имущество организаций, граждан они также не затрагивают. Налог на недвижимое имущество граждан, как и прежде, регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» и устанавливается местными органами (или законами – в городах федерального значения) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта.
2 комментария