Алексей Пелевин → Ограниченные возможности интернета
Простота интерфейса и доступность сайта является очень важной частью коммерческого сайта, и несомненно что недоступность и сложность интерфейса оказывает негативное влияние на бизнес. Но что еще хуже недоступные сайты могут подвергнуть владельца или дизайнера к юридической ответственности.
Доступ к интернету людей с ограниченными возможностями.
С момента перехода от текстового оформления к графической подаче материалов появилась проблема для людей с ограниченными возможностями в доступе к таким ресурсам, особенно для инвалидов со зрением или ограниченной подвижностью, которые не могут легко использовать стандартную компьютерную технику. Тем более, что количество таких людей увеличивается с каждым годом, и эти пользователи уже привыкли тратить деньги онлайн. А также используют различные технологии, такие как программы для чтения текста со страниц, облегчающие переход по страницам, заказ товара или использование различных услуг. В результате дизайнеры и разработчики должны соблюдать определенные принципы, чтобы облегчить доступ людей с ограниченными возможностями.
На самом деле, сайт созданный по «универсальному» диайну для обоих категорий пользователей приносит пользу также и обычным пользователям. Как правило «универсальные» сайты проще в использовании и лучше структурированы. Но при этом надо понимать что подобный подход совсем не ограничивает творчество дизайнера.
Почему так важна доступность
Есть несколько причин по которым важно сделать сайт доступным. Во-первых доступный сайт расширяет рынок возможностей для бизнеса, инвалиды также как и обычные люди пользуются интернет-магазинами. Во-вторых создавая сразу универсальный сайт можно значительно съэкономить на разработке, избежав переделок в последствии. Ну и в третьих создание универсальных сайтов позволяет избежать судебных исков. (хотя конечно к России это имеет мало отношения, пока)
Закон об инвалидах и интернет
Основные права, относящиеся к доступности коммерческих веб-сайтов регулируются Законом об инвалидах (ADA), 42 USC § 12101 след. Раздел III «Закона об инвалидах» запрещает дискриминацию в отношении отдельных личностей с ограниченными возможностями в доступе и равному использованию товаров, услуг, льгот, привилегий, преимуществ, или жилья в любых публичных размещениях. Дискриминации включает в себя как отказ от участия, так и ограничения в предоставлении отдельных товаров или услуг. Под «публичным размещением» понимаются места, которые имеют коммерческий эффект. Закон предусматривает 12 основных категорий такие как гостиницы, рестораны, места развлечений, аренда и продажа недвижимости, бытовое обслуживание, места отдыха и образования. Также закон требует разумных изменений, чтобы сделать подобные места доступными для всех.
Верховный суд США до сих пор специально не указывает частным компаниям на Раздел III, чтобы они привели свои сайты в соответствие с этими требованиями. Однако нижестоящие федеральные суды и министерство юстиции, которое принимало Закон об инвалидах дает указание коммерческим сайтам на изменение дизайна. Многие крупные компании, в том числе AOL, Amazon и Target полагались на это указание, решив сделать свои сайты более доступными.
Один из прецедентов по этому вопросу делоCarparts Distribution Center, Inc. против Automotive Wholesaler's Ass'n of New England, Inc., 1994
При этом само дело не было связано с интернет сайтами, но в решении суда трактовка «публичного размещения» описанная в Разделе III не ограничивалась только реальным местом. Позже другой апелляционный суд вынес решение на основе дела Carparts, в котором дал более развернутую трактовку Раздела III:
… владелец или оператор … Веб сайта или другого объекта (в физическом или электронном пространстве), которые находятся в публичном доступе не могут ограничивать инвалидов от использования всех предусмотренных возможностей, которые предоставляются остальным пользователям…
Doe v. Mutual of Omaha Ins. Co., 179 F.3d 557, 559 (7th Cir. 1999)
При этом стоит отметить, что оба дела не связаны напрямую с интернет сайтами.
Дело Target.com
Однако несмотря на эти дела вопрос о доступности коммерческих сайтов для инвалидов все еще оставался открытым. И полное прояснение официальной позиции было дано в деле Национальной федерации слепых против Target Inc. В этом деле истец утверждал, что сайт target.com, который предлагает продает товары и предоставляет информацию об услугах, предлагаемых в магазинах Target был недоступен для инвалидов и нарушал соответствующее законодательство. Ответчик же ходатайствал об отклонении иска, на основании того, что данное законодательство не распространяется на веб-сайты. Суд отклонил это ходатайство по причине того, что физические магазины Target являются «публичным размещением».
Затем суд определил, что сайт target.com является сервисом для физических магазинов на основании транзакций и информационного обмена между сайтом и магазинами. И в результате суд вынес логичное решение, что сайт также является «публичным размещением», а значит регулируется Разделом III Закона об инвалидах.
При этом например другой суд в деле Access Now против Southwest Airlines пришел к иному выводу, не установив связи между сайтом и физической компанией. Но однако это обстоятельство теряет всякий смысл после публикации правил предложенных министерством юстиции, касающихся применения Закона об инвалидах применительно к интернету.
Предстоящие правила
В 20-ю годовщину закона об инвалидах министерство юстиции четко заявило, что она доступ к коммерческие сайтам должен соответствовать закону. 22 апреля 2010 года заместитель помощника генерального прокурора по гражданским правам сказал, что:
министерство юстиции уже давно заняли позицию, что частные сайты, которые попадают под определение «публичного размещения» должны отвечать требованиям Закона об инвалидах. Другими словами, частные сайты будут полностью доступны для инвалидов.
P.S.
Наверное теперь стоит ожидать появления компаний, которые будут заниматься тестированием сайтов среди инвалидов.
Нет комментариев