Инмар Юридическая фирма → Юридическая компания "Инмар" обратилась с предложением о внесении законодательной инициативы
Павел Фигуров, юрист Юридической компании «Инмар» комментирует обращение компании в Общественный совет при Министерстве транспорта РФ и Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству с предложением о внесении законодательной инициативы, посвященной изменению ряда положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанное обращение вызвано тем, что отдельные положения подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ряда связанных положений на взгляд юристов Юридической компании «Инмар» не соответствуют Конституции Российской Федерации.
В частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся термины «пункт отправления» и «пункт назначения», которые могут быть истолкованы двояко, и тем самым, порождают наличие неопределенных и нечетких норм, что противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни иные действующие нормативные правовые акты не раскрывают содержание таких понятий как «пункт отправления» или «пункт назначения», в связи с чем налогоплательщики и налоговые органы при применении названных норм могут понимать под такими понятиями совершенно разные вещи.
Наличие таких формулировок может позволить налоговым органам приравнять к оказываемым на территории Российской Федерации, а значит и облагаемым налогом на добавленную стоимость услуги по перевозке и (или) транспортировке, когда, к примеру, морское судно из российского порта направляется к судну в исключительной экономической зоне Российской Федерации или в открытом море, осуществляет там погрузку, доставляет груз в иностранный порт и возвращается обратно в российский порт.
Формально налоговые органы могут посчитать, что местом отправления и местом назначения является территория Российской Федерации (российский порт), следовательно такие услуги реализованы на территории Российской Федерации и должны облагаться налогом на добавленную стоимость.
Вместе с тем, очевидно, что местом начала перевозки является судно за пределами территории Российской Федерации (место погрузки), а местом окончания перевозки является иностранный порт (место выгрузки).
Двусмысленность названных понятий также подтверждается наличием в Налоговом кодексе таких фраз как:
— «… при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки...» (подпункт 2.8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся как понятия «пункт отправления» / «пункт назначения», так и «пункт погрузки» / «пункт выгрузки». Наличие в Налоговом кодексе разных понятий, относящихся к одному и тому же виду деятельности дает основания полагать, что такие понятия имеют разное значение, что подчеркивает двусмысленность и нечеткость норм.
По нашему мнению необходимо либо раскрыть понятия «пункт отправления» и «пункт назначения», либо указать другие формулировки — «пункт начала перевозки и (или) транспортировки», «пункт окончания перевозки и (или) транспортировки», «пункт погрузки», «пункт выгрузки», либо ввести иные, более конкретные формулировки, соответствующие понятиями и терминам, содержащимся в транспортном законодательстве — Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушном кодексе Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации и иных нормативных правовых актах
Указанное обращение вызвано тем, что отдельные положения подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ряда связанных положений на взгляд юристов Юридической компании «Инмар» не соответствуют Конституции Российской Федерации.
В частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся термины «пункт отправления» и «пункт назначения», которые могут быть истолкованы двояко, и тем самым, порождают наличие неопределенных и нечетких норм, что противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни иные действующие нормативные правовые акты не раскрывают содержание таких понятий как «пункт отправления» или «пункт назначения», в связи с чем налогоплательщики и налоговые органы при применении названных норм могут понимать под такими понятиями совершенно разные вещи.
Наличие таких формулировок может позволить налоговым органам приравнять к оказываемым на территории Российской Федерации, а значит и облагаемым налогом на добавленную стоимость услуги по перевозке и (или) транспортировке, когда, к примеру, морское судно из российского порта направляется к судну в исключительной экономической зоне Российской Федерации или в открытом море, осуществляет там погрузку, доставляет груз в иностранный порт и возвращается обратно в российский порт.
Формально налоговые органы могут посчитать, что местом отправления и местом назначения является территория Российской Федерации (российский порт), следовательно такие услуги реализованы на территории Российской Федерации и должны облагаться налогом на добавленную стоимость.
Вместе с тем, очевидно, что местом начала перевозки является судно за пределами территории Российской Федерации (место погрузки), а местом окончания перевозки является иностранный порт (место выгрузки).
Двусмысленность названных понятий также подтверждается наличием в Налоговом кодексе таких фраз как:
— «… при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки...» (подпункт 2.8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся как понятия «пункт отправления» / «пункт назначения», так и «пункт погрузки» / «пункт выгрузки». Наличие в Налоговом кодексе разных понятий, относящихся к одному и тому же виду деятельности дает основания полагать, что такие понятия имеют разное значение, что подчеркивает двусмысленность и нечеткость норм.
По нашему мнению необходимо либо раскрыть понятия «пункт отправления» и «пункт назначения», либо указать другие формулировки — «пункт начала перевозки и (или) транспортировки», «пункт окончания перевозки и (или) транспортировки», «пункт погрузки», «пункт выгрузки», либо ввести иные, более конкретные формулировки, соответствующие понятиями и терминам, содержащимся в транспортном законодательстве — Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушном кодексе Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации и иных нормативных правовых актах
Нет комментариев