Дмитрий Булгаков → Основания возникновения права муниципальной собственности на недвижимость
Уважаемые коллеги! Основаниями возникновения муниципальной собственности условно являются общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность. Если имущество, в отношении которого заявлено требование не было приобретено по сделке и не было создано муниципальным образованием, муниципальная собственность на него могла возникнуть лишь в особом порядке. К таковым следует отнести порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (Постановление № 3020-1).
В приложении № 3 к этому Постановлению содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов.
Так, из объектов недвижимости в муниципальную собственность передавались жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании данного Постановления, регулировалась сначала распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп «Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».
Затем Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» и распоряжением Госкомимущества от 05.02.1993 N 217-р «Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения», согласно которым ОМС было предоставлено право самостоятельного утверждения перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, руководствуясь Постановлением № 3020-1.
В настоящее время названные выше указы и распоряжения Президента РФ и распоряжение Госкомимущества утратили силу.
Сегодня перечень объектов муниципальной собственности установлен ст. 50 Закона № 131.
Так, по делу № А08-9999/2009-12 администрация обратилась в суд с иском к обществу о признании права собственности на нежилое помещение, а коллегия адвокатов предъявила самостоятельный иск о признании права собственности на тот же объект на основании ст. 234 ГК РФ о приобретательской давности.
Решением суда от 23.03.2010 в удовлетворении исков администрации и коллегии адвокатов отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 данное решение суда оставлено без изменения.
Предметом иска о признании права являлось нежилое помещение в жилом доме, которое с момента ввода дома в эксплуатацию в 1965 году занимала и занимает до настоящего времени коллегия адвокатов.
В Законе №131 в перечне объектов муниципальной собственности имущество в виде нежилых помещений, занимаемых адвокатурой, не поименовано. На период разграничения собственности указанное помещение находилось в ведении и на балансе органа местногго самоуправления.
Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании Постановления № 3020-1, администрацией не была соблюдена.
Решение суда об отказе коллегии адвокатов в признании права собственности на спорный объект обосновано, так как в п.15 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 указано, что ст. 234 ГК РФ о приобретательской давности не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Коллегией адвокатов не оспаривалось, владение и пользование имуществом на основании договоров аренды, что с учетом изложенной позиции высших судебных инстанций исключает право на имущество в силу приобретательской давности.
Таким образом, следует учитывать, что если имущество, в отношении которого заявлен иск о признании права муниципальной собственности не было приобретено по сделке и не было создано муниципальным образованием, муниципальная собственность на него могла возникнуть лишь в особом порядке, установленном Постановлением N 3020-1.
В настоящее время перечень объектов муниципальной собственности установлен ст. 50 Закона N 131.
Р.S. На картинке в начале поста: Внутреннее убранство Тобольского губернского суда начала ХХ века.
В приложении № 3 к этому Постановлению содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов.
Так, из объектов недвижимости в муниципальную собственность передавались жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании данного Постановления, регулировалась сначала распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп «Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».
Затем Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» и распоряжением Госкомимущества от 05.02.1993 N 217-р «Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения», согласно которым ОМС было предоставлено право самостоятельного утверждения перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, руководствуясь Постановлением № 3020-1.
В настоящее время названные выше указы и распоряжения Президента РФ и распоряжение Госкомимущества утратили силу.
Сегодня перечень объектов муниципальной собственности установлен ст. 50 Закона № 131.
Так, по делу № А08-9999/2009-12 администрация обратилась в суд с иском к обществу о признании права собственности на нежилое помещение, а коллегия адвокатов предъявила самостоятельный иск о признании права собственности на тот же объект на основании ст. 234 ГК РФ о приобретательской давности.
Решением суда от 23.03.2010 в удовлетворении исков администрации и коллегии адвокатов отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 данное решение суда оставлено без изменения.
Предметом иска о признании права являлось нежилое помещение в жилом доме, которое с момента ввода дома в эксплуатацию в 1965 году занимала и занимает до настоящего времени коллегия адвокатов.
В Законе №131 в перечне объектов муниципальной собственности имущество в виде нежилых помещений, занимаемых адвокатурой, не поименовано. На период разграничения собственности указанное помещение находилось в ведении и на балансе органа местногго самоуправления.
Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании Постановления № 3020-1, администрацией не была соблюдена.
Решение суда об отказе коллегии адвокатов в признании права собственности на спорный объект обосновано, так как в п.15 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 указано, что ст. 234 ГК РФ о приобретательской давности не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Коллегией адвокатов не оспаривалось, владение и пользование имуществом на основании договоров аренды, что с учетом изложенной позиции высших судебных инстанций исключает право на имущество в силу приобретательской давности.
Таким образом, следует учитывать, что если имущество, в отношении которого заявлен иск о признании права муниципальной собственности не было приобретено по сделке и не было создано муниципальным образованием, муниципальная собственность на него могла возникнуть лишь в особом порядке, установленном Постановлением N 3020-1.
В настоящее время перечень объектов муниципальной собственности установлен ст. 50 Закона N 131.
Р.S. На картинке в начале поста: Внутреннее убранство Тобольского губернского суда начала ХХ века.
3 комментария