Мария Глазкова →  Вторая жизнь чека



Те читатели, для которых книга Николая Носова «Незнайка на Луне» стала в свое время кратким введением в капитализм, вероятно обратили внимание на привычку ее героев вести товарно-денежное общение, выписывая друг другу чеки. Такой способ передачи денег был весьма характерен для героев литературы советского периода, однако, когда капитализм добрел, наконец, до России, чеки не были уже так популярны. Для повседневных нужд гораздо удобнее использовать кредитки, и с чеками современный человек имеет дело в очень редких случаях (например, когда получает деньги от Google AdSense). Вернее, наш абстрактный читатель считает, что редко видит чеки. На самом деле он пользуется ими всегда, когда оплачивает что-либо через электронные платежные системы или получает через них деньги.

В интернете довольно часто обсуждается то, соответствует ли закону деятельность таких систем, но в суде этот вопрос был разобран сравнительно недавно. Давайте посмотрим, как это было.

Общие требования к расчетам чеками содержит Гражданский кодекс. В статье 877 ГК РФ говорится о том, что чек представляет собой «ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю». Проще говоря, выписывая чек, владелец счета в банке дает право предъявителю этого чека получить со своего счета указанную сумму. То же самое можно гораздо удобнее сделать с помощью кредитки, так что бумажные чеки вполне закономерно отходят в прошлое.

Кроме ГК, расчеты чеками регулируются несколькими подзаконными актами, например, седьмой главой Положения Центрального банка «О безналичных расчетах в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 7.1 Положения, чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

А о том, как производить расчеты чеками могут физические лица, говорится в другом Положении Центробанка. Именно этими документами руководствовался суд, разбирая то самое дело, о котором сейчас пойдет речь. Касалось оно законности деятельности крупнейшей российской платежной системы Webmoney. Началось все с того, что налоговая служба оштрафовала ООО «Гарантийная компания», якобы за предоставление неверной налоговой отчетности. Те, кто имел дело с системой Webmoney, знают, что это за ООО, а для остальных поясним: «Гарантийная компания» как раз занимается продажей карт этой платежной системы, переводами между Webmoney и банками, и так далее.

Так вот, «Гарантийная компания» при подаче налоговой декларации за третий квартал 2009 года заявило о льготе по оплате НДС в размере, превышающем миллиард рублей, поскольку основная ее деятельность была связана с продажей ценных бумаг, не облагаемой этим налогом. Налоговая служба зпросила подтверждающие документы, которые были представлены. Однако, это не помогло: решением ИФНС по г. Москве ООО было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа почти на тридцать восемь миллионов. Вдобавок, было доначислено еще почти сто девяносто миллионов рублей – тот самый НДС, от уплаты которого, по мнению налоговой, общество уклонялось.

ООО начало обжаловать это решение в суде. Еще до начала судебного разбирательства налоговая свое решение отменила, однако, суд все равно состоялся. Его решение ценно не только для юристов, но и для широких кругов интернет-пользователей – прежде всего тем, что оно содержит подробный разбор законности деятельности платежной системы. До сих пор вопрос этот считался спорным: существовало мнение, будто расчеты через Webmoney российскому законодательству не соответствуют. Теперь в споре можно, пожалуй, ставить точку: решение не только вступило в силу, но и выдержало попытку обжалования.

Итак, посмотрим, чем же руководствовался суд при его вынесении. Налоговая служба при привлечении ООО к ответственности не признала «ценными бумагами» чеки Webmoney, поскольку применяемый «Гарантийной компанией» порядок их выпуска и оборота якобы не соответствовал закону. Не понравилось налоговой то, что такие чеки в электронной форме могут быть выпущены любым юридическим лицом, без использования «бланков строгой отчетности», и вообще в электронной форме). По мнению представителей налоговой службы, выдать чек может только банк или иная банковская кредитная организация. Однако, суд пришел к выводу о том, что банк, как и написано об этом в Положении «О безналичных расчетах в Российской Федерации», является только плательщиком. Чекодержателем в таких расчетах является «Гарантийная компания», она выпускает бланки в электронной форме и определяет порядок их выдачи. А чекодателем выступает клиент, который приобрел карту Webmoney.

Таким образом, вывод налогового органа о том, что выдать чек может только банк или банковская кредитная организация, является неверным. Все необходимые лицензии для того, чтобы осуществлять подобные операции, по мнению суда, «Гарантийная компания» получила. Не понравилось налоговой еще и то, что бланки чеков, которые являются «документами строгой отчетности», не хранятся в бумажном виде и не учтены соответствующим образом, как того требует все то же Положение о безналичных расчетах.

По мнению налоговиков, существование чеков «в бездокументарной форме», то есть, в виде электронных документов, законом не предусмотрено. Однако, и здесь доводы эти не нашли понимания у суда: согласно Положению «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» и одному из информационных писем Центробанка, такому учету подлежат бланки чековых книжек и другие бланки, имеющие типографские номера. Если же бланк «изготовлен без применения типографского способа», проще говоря, существует только в электронном виде, то и номеров у него может не быть, и учитывать его так же, как бумажные бланки, не обязательно.

Законодательством не установлено требований к форме чека и соблюдению «бумажной» его формы. В соответствии со статьей 877 ГК РФ, порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом, а в той части, которая им не урегулирована, другими законами и банковскими правилами. Форма чека может определяться организацией самостоятельно и быть электронной. Кроме того, при безналичных расчетах законом допускается использование аналогов собственноручной подписи. Это, кстати, еще один важный момент: существует мнение о том, что для электронных документов обязательна «электронно-цифровая подпись», причем не абы какая, а выполненная с помощью сертифицированных в России средств. На самом деле, этого не требуется: закон вообще не регламентирует детально, какими могут быть «аналоги собственноручной подписи», оставляя это на усмотрение сторон сделки. Упоминавшимся уже Положением Центробанка «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» также предусмотрена возможность оформления чеков в электронном виде. В общем, никаких препятствий к тому, чтобы считать «вебмани» именно чеками, полностью соответствующими требованиям отечественного законодателтьства. А продажа карт Webmoney является, таким образом, просто формой оплаты за покупку таких чеков.

5 комментариев

Сергей Романов
Что сказать? суд оказался в данном случае более современным, чем ИФНС. Правда и ИФНС понять можно: у них задача собирать налоги, поэтому любой пробел в законодательстве они трактуют в свою пользу. Суд же справедливо встал на сторону налогоплательщика.
2
Сергей Романов
Думаю, что законодательство должно отражать современные тенденции отношений участников рынка в электронном виде. Думаю, что таких вышеуказанных пробелов у нас предостаточно.
1
Александр Заблоцкис
А Маша — большая молодец. Доступно и интересно. Даже я понял)
2
Анна Летавина
Очень хорошо статья написана. Это я как журналист пишу. Все очень доступно для понимания.
1
Иван Иванов
Отличная статья! Огромное спасибо :)
0