Пользователь № 126736 →  Правда о законе полиции/милиции



По результатам прошедшего всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» гражданами, представителями общественности, экспертами было сформулировано и представлено большое число полезных и важных замечаний и предложений. Неудивительно, что текст документа, направленный Президентом России в Государственную Думу, был существенно скорректирован – как кажется нам, его разработчикам, безусловно, улучшен, доработан в интересах общества и граждан. В целом и изменения, и дополнения могут быть сгруппированы в несколько условных смысловых блоков, которые хотелось бы представить вниманию общественности. Сергей Булавин

Поехали…

Все рассуждения иных участников блога про принцип состязательности в уголовном процессе, про плохой закон о полиции/милиции, являются лишь абстрактной теорий, оторванной от реальной жизни. А вот если бы комментаторы данных мыслей, вернулись бы на землю и посмотрели на реальную ситуацию в милиции (их условия работы), нагрузку, то стало бы понятно почему у нас в стране такая ситуация и с раскрываемостью преступлений, и с текучкой кадров, с материальным обеспечением сотрудников правоохранительных органов. А рассуждать с научной точки зрения легко, особенно когда сам не работаешь в той организации, которой даёшь советы. Булгаков Дмитрий

НАдо заметить: сама по себе структурная реформа сферы государственного принуждения (та самая полицейская реформа) мало что даст. Если у нас не будет подлинно независимых судов (имей мы правосудие, давно бы сформировалась практика наказания за полицейский произвол, отказ от защиты граждан, пытки и издевательства и, соответственно, давно бы «силовики» научились думать о неотвратимой ответственности за средневековое отношение к людям). Во-вторых, трудно надеяться на успех без политической реформы, ибо без создания нормальной системы политической конкуренции реформа ни одного государственного института (ни суда, ни полиции) не может быть полностью успешной.

Главный вопрос для проведения полицейской реформы формулируется просто: какую правоохранительную систему хотело бы иметь общество? Самый общий ответ — такую, чтобы она умела защищать людей от преступных посягательств, моментально реагировать на любые нарушения закона и, наконец, помогать людям. Но даже в такой форме ответ не столь банален, как кажется на первый взгляд. Ведь кто-то формулирует задачу полицейской системы и по-другому, например, как борьбу с преступностью. Вроде бы тоже правильно. Привычно — да, но правильно ли?

Во-первых, само слово «борьба» предполагает «победу». В идеале хорошо, конечно, полностью ликвидировать преступность. Но поскольку это нереально (так уж устроен мир), милитаризация цели милитаризирует и средства ее достижения. Неудивительно, что у нас сегодня силовой стиль доминирует над сугубо правовым, процессуальным.

Во-вторых, «борьба» неизбежно востребует принцип «лес рубят — щепки летят». Поэтому и задача «отличить» преступника от невиновного отходит на задний план. Здесь уже не до защиты человека, не до помощи ему. Главным становится слоган «найти и обезвредить». Так что же, полицейские или контрразведчики должны стать «сестрами милосердия»? Вовсе нет. Но и не «меченосцами», не сотрудниками «карательных органов».

В-третьих, когда речь идет о «борьбе», неизбежно появляется соблазн продемонстрировать ее успехи. Во что это выливается известно: поменьше фиксировать правонарушений, по возможности отказывать в возбуждении дел, выбивать из подозреваемых признание любыми способами, в т.ч. и пытками. В конечном счете это ведет к морально-психологическому разложению самих сотрудников правоохранительных органов. И это разложение приобрело уже масштабный характер. Полицейская функция, можно сказать, «приватизирована», т.е. стала для многих (естественно, не для всех) источником гораздо большего дохода, нежели официальное денежное вознаграждение. Никого уже не потрясают обнародуемые факты полицейского рэкета, прямого или косвенного участия сотрудников правоохранительных органов и спецслужб в организованных преступных сообществах (например, при рейдерстве) и т.д.

Таким образом, неточно ставя задачи, общество не вправе ожидать от полиции и спецслужб адекватной работы — эффективной, но законной, ибо эта работа в психологическом смысле едва ли не самая трудная из всех видов государственной деятельности. Если, например, для медиков существует лишь один принцип — спасать, то полицейские (в широком смысле этого слова) вынуждены и спасать, и «губить». Или если для военнослужащих главная задача — готовиться к возможным боевым действиям, а ведя их, победить врага, то для полицейских, по большому счету, не должно существовать ни понятия «победа», ни понятия «враг», ибо они имеют дело, как правило, со своими же согражданами, чью виновность еще предстоит доказать в суде. И все эти особенности сочетаются с тем, что повседневно имея дело с аномальными, зачастую отвратительными проявлениями человеческой природы, рискуя при этом жизнью и здоровьем, часто находясь в ситуации, когда приходится быстро реагировать на происходящее, полицейский обязан ни на секунду не забывать, что он представляет закон.

Требуются новые законы

Нужно определиться с тем, кто именно выполняет полицейские функции. Российское законодательство оперирует разными терминами — «правоохранительные органы», «спецслужбы», «контролирующие органы», «органы государственной охраны». Однако при этом нет четких критериев отнесения того или иного органа к соответствующей группе. И что особенно важно, законодательно пока четко не определено, какие структуры относятся к собственно полицейским (правоохранительным?). Потому, например, непонятно, как та же Прокуратура должна осуществлять предписанную ей законом «координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», если законодательно не установлена система этих органов?

Правда, в ст.8 Закона о прокуратуре говорится, что прокуроры «координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов». То есть частично правоохранительные органы названы. Но, во-первых, опять-таки не все. А во-вторых, так и не известны критерии отнесения того или иного органа к «правоохранительным» (например, непонятно, почему таможенные органы отнесены к правоохранительным. Или сама Прокуратура – это правоохранительный орган или орган надзорный?)

Слово «полиция» происходит от греческого «politeia» (полития), что означает управление делами государства или просто управление. По мере усложнения государственных функций понятие «полиция» сузилось и стало означать систему «особых органов, обеспечивающих правопорядок и внутреннюю безопасность государства путем надзора и принуждения, а также, в некоторых государствах, разновидность внутренних войск» (цитата из учебника). Если опираться на это определение, придется признать, что у нас существует порядка двадцати ведомств, которые отвечают названным признакам, поскольку вправе (некоторые полностью, некоторые частично):

а) ограничить личную свободу гражданина (задержание, арест);

б) нарушить неприкосновенность жилища и собственности (обыск, выемка, арест или использование транспортных средств и т.п.);

в) нарушить неприкосновенность частной жизни (перлюстрация корреспонденции, прослушивание);

г) нанести вред здоровью или лишить жизни человека (применение физической силы, в т.ч. с помощью огнестрельного оружия).

Итак, для начала нужно создать систему законодательных актов, регулирующих правовой статус правоохранительных органов и спецслужб. Возможна следующая структура законодательства в данной сфере:

· федеральный закон о полицейской деятельности;

· федеральный закон о специальных службах;

· федеральные законы об отдельных ведомствах (полицейских и спецслужбах).

Необходимо изменить критерии оценки работы полицейских ведомств. Среди них (в зависимости от специфики органа, критерии могут варьироваться):

· число выявляемых преступлений и административных правонарушений;

· число предотвращенных преступлений (в т.ч. попыток и покушений на преступление);

· число лиц, обратившихся за помощью и защитой;

· число лиц, обратившихся за помощью и защитой, которым удалось помочь;

· уровень раскрываемости преступлений;

· экономический эффект, в т.ч.: а) сумма средств и материальных ценностей, возвращенных собственникам (государственным и частным); б) сумма взысканного по суду материального ущерба от преступлений;

· число удовлетворенных заявлений (жалоб), поданных в суд, в связи с неправомерными действиями сотрудников полицейских ведомств.

Перестать воевать с гражданами

Пора демилитаризовать органы, входящие в полицейскую систему. В этих целях нужно:

· структурно развести оперативно-следственный аппарат и войсковые структуры (проще говоря, вывести последние из состава соответствующих ведомств);

· пересмотреть военноподобные системы званий (начиная с самого их количества) и порядок прохождения службы во всех структурах. Разумеется, реформирование здесь должно не ухудшить, но, наоборот, существенно улучшить материальное положение сотрудников и создать перспективы профессиональной карьеры.

Следует провести существенную реорганизацию МВД.

И вот на этом хотел бы остановиться подробнее.

А) Задачи (функции) Министерства внутренних дел сегодня настолько разнообразны, что главная задача — защита личности и общества от преступных посягательств — становится отнюдь не главной. По сути, у нас вообще нет ведомства, целиком нацеленного и полностью отвечающего за тяжкую преступность «традиционно уголовного» характера.

Б) Наличие такой крупной задачи МВД, как поддержание боеготовности Внутренних войск и их использование, милитаризует всю полицейскую систему. Это весьма опасно, так как военная и полицейская функции государства имеют не только разный смысл, но и разные психологические основы. Неизбежно возникает соблазн переносить военные методы на полицейскую деятельность, что снижает общий квалификационный уровень последней.

В) Имея разветвленную не только горизонтальную, но и вертикальную структуру, МВД (а с ним и государство в целом) утеряло необходимую маневренность в сфере противодействия преступности (профилактики, выявления, пресечения преступлений, доведения дел до суда). Речь идет о том, что органы МВД (хотя и в виде разных структурных подразделений) обязаны сегодня не только бороться с квалифицированной, профессиональной, организованной преступностью, но и выполнять функции рутинного поддержания порядка. Это ведет к следующим негативным последствиям:

· размывается ответственность местных (региональных и муниципальных) органов власти за состояние правопорядка на их территориях;

· личный состав территориальных органов внутренних дел не ощущает в должной мере свою ответственность перед местными жителями;

· теряется или не повышается квалификация милицейской элиты – сыщиков, в т.ч. и потому, что эти сотрудники часто отвлекаются для выполнения не свойственных им задач (патрулирования, охраны и т.д.);

· централизация разноплановых полицейских функций в рамках МВД не позволяет быстро перестраивать и перенацеливать милицию для решения специфических для данной местности задач (например, где-то акцент должен быть сделан на молодежной, подростковой преступности, где-то – на корыстных преступлениях и т.п.).

Как реорганизовать МВД

Из сказанного вытекают и основные направления реорганизации МВД. Предлагается упразднить МВД, создав вместо этого ведомства несколько самостоятельных систем.

На федеральном уровне создается Федеральная уголовная полиция (в статусе федеральной службы), занимающаяся выявлением, пресечением и расследованием наиболее опасных преступлений (насильственных, корыстных, некоторых преступлений против порядка управления). Их перечень предстоит определить.

Внутренние войска преобразуются в Национальную гвардию, целиком подчиненную Президенту РФ.

Федеральная миграционная служба должна быть полностью самостоятельным органом, в целом сохраняющим свои нынешние функции и полномочия.

В каждом из субъектов РФ создаются полицейские управления со своими нижестоящими подразделениями, в ведении которых будут находиться:

· выявление, пресечение и расследование некоторых преступлений;

· физическая защита контролирующих органов (силами спецподразделений);

· безопасность дорожного движения (эта сфера, видимо, должна быть поделена с муниципальной милицией, о чем ниже);

· вневедомственная охрана,

· разрешительная система (лицензирование оружия и проч.);

· экологическая полиция, «полиция нравов» и т.п. (по усмотрению самого субъекта РФ).

Региональные полицейские управления должны контролироваться органами власти соответствующего субъекта РФ и подчиняться им.

Наконец, на местном (но только поселенческом) уровне создается муниципальная милиция. Замечу, что именно на этом уровне термин «милиция» является оправданным, поскольку изначально и был предназначен для самозащиты граждан (см., например, Поправку II к Конституции США). Собственно говоря, и Ленин применял этот термин только потому, что рассчитывал заменить платную полицию и армию вооружением народа. Разумеется, муниципальная милиция не будет именно таким, непосредственным вооружением народа, а тем более, она не аналог «народных дружин». Это будет фактически сегодняшняя милиция общественной безопасности, но имеющая принципиально иное качество (к сожалению, сопротивление руководства МВД в конце 90-х годов не позволило реализовать указ Президента о формировании муниципальной милиции вне системы МВД).

Во-первых, муниципальная милиция не будет иметь вышестоящего «милицейского» органа, а будет подчиняться только местному сообществу (непосредственно и в лице его выборных органов).

Во-вторых, она будет содержаться исключительно на средства местных бюджетов. Такой способ финансирования представляет собой одну из принципиальных гарантий того, что милиция перестанет смотреть на людей как на потенциальных обитателей «обезьянников». Конечно, переход к этому составляет сегодня трудность, в силу бюджетной нищеты местного самоуправления. Поэтому необходимо будет одновременно пересмотреть и его источниковую базу.

В-третьих, будет введен принцип выборности населением руководителей муниципальной милиции в каждом населенном пункте и их регулярной подотчетности жителям.

В-четвертых, основной задачей муниципальной милиции станет охрана общественного порядка — патрульно-постовая служба с полномочиями по дознанию, институт участковых, детские комнаты милиции и т.п. В городах, возможно, на эту милицию будет возложена и безопасность дорожного движения. Здесь придется поделить эту сферу компетенции с региональными властями.

Таковы некоторые, самые общие и предварительные наброски направлений полицейской реформы, под которой я разумею, конечно же, отнюдь не только реформу милиции, но и спецслужб, и прокуратуры, и ряда контролирующих органов.

575 комментариев

Пользователь № 126736
Я тоже соглашусь с вами Дмитрий. 50 тысяч это достойная зарплата в наше время, так сказать в мегаполисе. А в регионах тем более
0
Пользователь № 126736
Дмитрий, а полковник? сколько?
0
Дмитрий Абрамов
Полковник милиции – где-то 120.
0
Пользователь № 126736
Вы считаете, это реально в условиях современной России с учетом формирования бюджета Российской Федерации?
0
Пользователь № 126736
а откуда деньги на все это?
0
Дмитрий Абрамов
Деньги есть. Бюджет на 2011 год сформирован из расчета 50 долларов за баррель. Сегодня у нас 76 или 74 доллара за баррель. Эта Hаши заработанные деньги.
0
Пользователь № 126736
честно говоря, я в это не верю. В любом случае конкурентоспособной заработной платы; без того, чтобы в милицию шли работать профессионалы, вряд ли что-то кардинально изменится. А у нас, безусловно, в милиционеры приходят работать люди с определенной жизненной позицией. Эти люди должны быть людьми чести, людьми совести…
0
Дмитрий Абрамов
По крайней мере, общество хочет, чтобы они были такими.
0
Пользователь № 126736
Да, но чтобы приходили такие люди, им нужно платить нормальную заработную плату. Потому что ни один здравомыслящий человек не пойдет работать на маленькую заработную плату, обрекая на нищенское существование свою семью. А если он не может позаботиться о своей семье, как он будет заботиться об обществе?

И еще один момент, который мне кажется достаточно важным: необходимо попробовать вернуть те кадры, которые ушли из милиции. Есть люди, которые отработали 10-15 лет, а потом ушли. Они бы могли принести и системе, и обществу достаточно большую пользу…
0
Дмитрий Абрамов
Пользу большую, только их обратно не заманишь
0
Пользователь № 126736
Нормальными заработными платами можно заманить.
1
Дмитрий Абрамов
Это все опять же из области фантазий
0
Пользователь № 126736
Как вы считаете, сейчас у нас есть та молодежь, которую можно брать в милицию, которую нужно брать в милицию, и готова ли она идти в милицию? И если ее нет, сколько нужно времени, чтобы ее вырастить?
1
Ирина Колесник
Есть! Такие замечательные ребятишки приходят, что даже удивительно. Умненькие, чистые, глазенки горят. Смотрю на них с жалостью: куда же вы, ребята, себя добровольно загнали? И в положительные перемены от реформ я не верю. За 16 лет, что я работаю в органах, всяческих реформ — мелких и покрупнее — было множество. И все только ухудшали положение. Так что и этих чистых ребятишек ничего хорошего в нашей системе не ждет. Увы.
1
Пользователь № 126736
Нургалиев вновь заверил. что случайных людей в полиции не будет.

Значит будут только неслучайные. А лишние (последние порядочные) — исчезнут вовсе. Так получается Ирина?)
1
Дмитрий Абрамов
Лучших даже пряником не заманишь в этот беспорядок.

А РН будет проходить переаттестацию? Ему бы не помешало!
1
Ирина Колесник
Он вообще «мастер художественного слова» :-) Тут недавно, поясняя необходимость переименования милиции в полицию, договорился до того, что милиция — это структура, основанная на добровольнных началах, а полиция — служба профессионалов. То есть, как я понимаю, если на службу в милицию люди шли добровольно, то на службу в полицию насильно вербовать будут?! Рекрутский набор с каждого двора?!
1
Дмитрий Абрамов
Конечно, у нас есть такая молодежь. Главное, чтобы правоохранительная практика и реалии дня не уродовали, не корежили и не загоняли в коррупционное русло нашим замечательных молодых девчонок и мальчишек, которые приходят служить в милицию.
1
Пользователь № 126736
Вы знакомы с законопроектом, как я понял, что там нового, кроме названия как вы думаете Дмитрий?
0
Пользователь № 126736
10 отличий российского полицейского от милиционера

Какие из них самые существенные?

Автор — председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора»

Кому интересно, можете прочитать…

Источник: www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/62781-10- glavnyh-novostei-o-politsii
1
Ирина Колесник
Не поленилась — прочитала. Не пожалела. Убедилась, что есть еще толковые люди, которые при формировании мнения о каком-либо документе проводят его анализ, в том числе и в сравнении с другими. Основная мысль абсолютно верная: «Особенность закона «О полиции», утвержденного в среду Советом Федерации и ожидающего только подписи президента, в том, что он абсолютно ничего не меняет ни по содержанию, ни по форме работы структуры. Он заметно детальнее прописывает полномочия полицейских, их подотчетность, условия применения физической силы и спецсредств, правовое положение полицейского». Самой СИСТЕМЫ новый закон не затронул ни в малейшей степени. Когда устраивали «народное обсуждение» закона, расчет как раз и был на то, что никто из так называемых «обывателей» не станет сравнивать его текст с действующим ЗоМ.

Как я уже писала ранее: чисто популистский документ, наспех разработанный и принятый накануне новых президентских выборов. Да и Нургалиеву необходимо было создать имитацию бурной деятельности, поскольку из-за целого ряда громких провалов, случившихся в период его правления, министерское креслице под ним пошатнулось. Хотя, окажись на месте Нургалиева порядочный человек и офицер, он бы уже давно добровольно ушел в отставку, напрмер, сразу же после истории с майором Евсюковым.
2
Пользователь № 126736
Ирина, а как вы думаете… законопроект «О полиции» это инициатива самого Нургалиева? Или кого то другого?
0
Ирина Колесник
Думаю, ему подсказали заботливые помощники. От него я ничего хорошего и не ожидала. А вот как Медведев «повелся» на эту глупость?! Я его считала умным человеком и уважала. Теперь мое уважение пошатнулось.
2
Пользователь № 126736
Вы правильно заметили, в предыдущем посте, что министерское кресло Нургалиева пошатнулось, и с милицией надо было делать что то по этому и затеи ли эту реформу…
1
Ирина Колесник
Честно говоря, еще на февральской Коллегии прошлого года вся милиция страны ждала отставки Нургалиева по итогам 2009. Но не случилось. Видимо, во многом благодаря его «законотворческим инициативам». Теперь будем расхлебывать последствия полной ложкой. И слово, которым обозначается эта каша, заваренная Нургалиевым, в приличном обществе не произносят.
2
Пользователь № 126736
Вы знакомы с законопроектом, как я понял, что там нового, кроме названия как вы думаете?
0
Дмитрий Абрамов
Практически ничего нового, кроме того, что сотрудникам милиции навешали больше обязанностей, они стали в социальном плане менее защищенными. А социальных законов, тех, которые бы устанавливали гарантии, так и не приняли, и, как я понял, они не будут приняты в ближайшем будущем.

Единственное, что есть – это предоставление в течении 6 месяцев жилья участковому. Это положение не будет работать, поскольку противоречит жилищному кодексу, в котором сказано, что помещения выдаются в соответствии с местным законодательством. В Москве, например, мы не можем получить жилье для участковых, потому что установлен ценз в 10 лет проживания в городе.
1
Дмитрий Абрамов
Есть нормы, но они не действуют, социальных гарантий для сотрудников нет, и на зарплату в 12-13 тысяч рублей в среднем по России останутся только те, кому вообще зарплата не нужна.
1
Пользователь № 126736
Порядок приема, увольнения сильно изменился?

Ну почему сразу, так… порядок приема, увольнения сильно изменился. С 2012 года Медведев сказал что у сотрудников полиции будет достойная зарплата, на уровне с европейскими…
1
Денис Беккер
Кстати, о зарплате: я подполковник, старший следователь-важняк, выслуга — 16 лет. Так вот при всем этом оклад по должности у меня 4052 рубля 00 коп., оклад по званию — 2848 рублей 00 коп. Со всеми накрутками, в том числе с ночными и выходными — в среднем 26 тыс. в месяц. Ну а теперь прикиньте, сколько получает лейтенант?! Про рядовой и сержантский состав я уже вообще молчу.
2
Ирина Колесник
Коллеги, извините, нечаянно с компьютера племянника от его имени зашла. Это мой комментарий: Кстати, о зарплате: я подполковник, старший следователь-важняк, выслуга — 16 лет. Так вот при всем этом оклад по должности у меня 4052 рубля 00 коп., оклад по званию — 2848 рублей 00 коп. Со всеми накрутками, в том числе с ночными и выходными — в среднем 26 тыс. в месяц. Ну а теперь прикиньте, сколько получает лейтенант?! Про рядовой и сержантский состав я уже вообще молчу.
2
Дмитрий Абрамов
Becker Berclianec вот про это я выше говорил, что сперва нужно поднять плату за труд, а потом, изменять структуру, название и т.д.
0