Александр Петров → О пользе правовой процедуры: на примере того, как инквизитор спасал ведьм
Роль процедурных моментов в праве, ИМХО, нашими юристами недооценивается, поскольку в отечественной культуре не сложилось отношение к правовой да и в целом социальной процедуре как к ценности высокого порядка, что во многом исходит из того, что в России жить надо согласно Идее, а правят не законы, а люди.
А жаль: процедура — это гениальное изобретение человечества, позволяющие минимизировать издержки на борьбу с энтропией и хаосом в обществе.
Причем процедурность в любом социальном регулировании — это огромный плюс, значение которого даже не в упорядочении конкретных отношений, а в создании идеальных конструкций, которые можно использовать как для «бетонирования» сложившихся отношений, так и для разрыва с прошлым.
… В начале 17 века в Испании сложилась обстановка массового психоза, связанного с гневом народным против ведьм и колдунов и самодурством местных судей, которые отправляли на костер сотни людей. Такое «творчество» насторожило руководство Инквизиции и для проверок правильности соблюдения процедур в северные районы страны, где наиболее активно сжигали ведьм, отправили комиссию под руководством молодого инквизитора-иезуита Алонсо де Салазар (Alonso de Salazar; в других источниках — Алонсо де Салазар и Фриас.(Alonso de Salazar y Frias)), кстати, получившего юридическое образование в университете Саламанки.
Так вот, по результатам «анализа и обобщения судебной практики» северных провинций (а постарался инквизитор на славу — было собрано 11 000 страниц доказательственных материалов) сам Алонсо де Салазар пришел к выводу, что ведьм и колдунов в природе нет.
В литературе отмечается, что, опережая время, он действовал как прекрасный методолог: ведь наличие в мире ведьм и колдунов создает колоссальную неопределенность для церковного следствия (как доказывать факты, не поддающиеся объяснению в человеческом понимании?) и, следовательно, невозможность надежных доказательств виновности/невиновности для суда. А значит, «весь изощренный юридический процесс Инквизиции терял смысл. Спасение Инквизиции как общественного института, как беспристрастного церковного суда потребовало «очистить» мир от демонов» (С.Г. Кара-Мурза).
И вот на публичном диспуте (по другим источникам — на ряде конкретных процессов над ведьмами) в 1610 г. в г. Логроньо де Салазар доказал, что ведьм и демонов не существует. Затем Салазара поддержал архиепископ Толедо Великий инквизитор Бернардо де Сандоваль, а затем и Верховный трибунал испанской Инквизиции (1614).
Во всех доступных источниках по теме отмечается колоссальная роль процедурности процессов над ведьмами в итоговом признании их отсутствия.
«Это решение кардинально изменило весь интеллектуальный климат в католических странах, а затем и состояние общества в целом — ведь «колдуны и ведьмы» составляли подавляющее большинство жертв Инквизиции. В результате именно в католических странах по решению Инквизиции прекратилась «охота на ведьм» — на целое столетие раньше, чем в тех частях Европы, где победила Реформация» (С.Г. Кара-Мурза).
Дополнительную информацию см. здесь:
1) Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990.
2) С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием: www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul38.htm#par890
3) Делото на Алонсо Де Салазар Фриас: bgnauka.com/index.php?mod=front&fnc=pub_page&pid=12410
А жаль: процедура — это гениальное изобретение человечества, позволяющие минимизировать издержки на борьбу с энтропией и хаосом в обществе.
Причем процедурность в любом социальном регулировании — это огромный плюс, значение которого даже не в упорядочении конкретных отношений, а в создании идеальных конструкций, которые можно использовать как для «бетонирования» сложившихся отношений, так и для разрыва с прошлым.
… В начале 17 века в Испании сложилась обстановка массового психоза, связанного с гневом народным против ведьм и колдунов и самодурством местных судей, которые отправляли на костер сотни людей. Такое «творчество» насторожило руководство Инквизиции и для проверок правильности соблюдения процедур в северные районы страны, где наиболее активно сжигали ведьм, отправили комиссию под руководством молодого инквизитора-иезуита Алонсо де Салазар (Alonso de Salazar; в других источниках — Алонсо де Салазар и Фриас.(Alonso de Salazar y Frias)), кстати, получившего юридическое образование в университете Саламанки.
Так вот, по результатам «анализа и обобщения судебной практики» северных провинций (а постарался инквизитор на славу — было собрано 11 000 страниц доказательственных материалов) сам Алонсо де Салазар пришел к выводу, что ведьм и колдунов в природе нет.
В литературе отмечается, что, опережая время, он действовал как прекрасный методолог: ведь наличие в мире ведьм и колдунов создает колоссальную неопределенность для церковного следствия (как доказывать факты, не поддающиеся объяснению в человеческом понимании?) и, следовательно, невозможность надежных доказательств виновности/невиновности для суда. А значит, «весь изощренный юридический процесс Инквизиции терял смысл. Спасение Инквизиции как общественного института, как беспристрастного церковного суда потребовало «очистить» мир от демонов» (С.Г. Кара-Мурза).
И вот на публичном диспуте (по другим источникам — на ряде конкретных процессов над ведьмами) в 1610 г. в г. Логроньо де Салазар доказал, что ведьм и демонов не существует. Затем Салазара поддержал архиепископ Толедо Великий инквизитор Бернардо де Сандоваль, а затем и Верховный трибунал испанской Инквизиции (1614).
Во всех доступных источниках по теме отмечается колоссальная роль процедурности процессов над ведьмами в итоговом признании их отсутствия.
«Это решение кардинально изменило весь интеллектуальный климат в католических странах, а затем и состояние общества в целом — ведь «колдуны и ведьмы» составляли подавляющее большинство жертв Инквизиции. В результате именно в католических странах по решению Инквизиции прекратилась «охота на ведьм» — на целое столетие раньше, чем в тех частях Европы, где победила Реформация» (С.Г. Кара-Мурза).
Дополнительную информацию см. здесь:
1) Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990.
2) С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием: www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul38.htm#par890
3) Делото на Алонсо Де Салазар Фриас: bgnauka.com/index.php?mod=front&fnc=pub_page&pid=12410
Александр, вы можете оформлять текст как ссылку (а не вставлять её отдельно), для этого надо выделить нужный текст и использовать кнопку «ссылка» в инструментах.
спасибо, Александр, я в курсе, просто в этом конкретном случае ссылки по тексту не очень удобны, т.к. итоговый текст скомпилирован понемножку отовсюду.
мой телефон 8 (391) 293-78 восемьдесят четыре
всю уходящую неделю я был на больничном, поэтому на телефон не отвечал.
Сборник пока еще не опубликован. Находится в чутких редакторских руках.
Но сам пример не совсем удачен, во времена инквизиции также была своего рода «процедура» по признанию того или иного человека колдуном (женщин ведьмой)и только потом их сжигали.
Мне кажеться процедура иногда призвана закрепить то или иное явление, придать ему «видимую» законность.
с уважением к автору.
с уважением к комметатору.
Тем более в 1600 году на костре сожжен в Риме сожжён Джордано Бруно, процесс над ним был чуть ли идеален с точки зрения процедур и закона, итог известен.
Также надо заметить весь институт инквизиции был базировался на актах принятых церквью, и сама церковь ставила соблюдение процедуры на 1 месте и зорко соблюдала все постулаты.
На каждом процессе были -Юристы- так что сам процесс и правовая процедура была и соблюдалась в каждом процессе.
Ваш пример показателен как довод что инквизиция могла не только сжигать но помиловать жертву но это единичный пример.
Было бы уместней сравнить Ваш пример и пример Джордано Бруно и показать в чем было различие, в чем сходство.
Мой тон к инквизиции… все таки это орган устаршения, но даже там тоже желали законности… но по своему.
С уважением к автору.