Александр Петров → Сверхзанимательные задания регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву 2011
В этом году те, кто придумывает задания регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву, постарались на славу и создали настолько казуистичные тесты, что прям мурашки по коже.
Выношу на суд читателей самые одиозные, на мой взгляд, вопросы (по классам). Вот, что требуется знать школьникам, по мнению предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по праву, чтобы пробиться в финал олимпиады:
9 класс
4. С какого возраста гражданин РФ может стать судебным приставом-исполнителем:
А. с 18 лет
Б. с 20 лет
В. с 25 лет
Г. с 30 лет
28. К недвижимым вещам не относятся:
А. Морские суда
Б. Самолеты
В. Суда внутреннего плавания
Г. Космические объекты
Д. Объект незавершенного строительства
38. Дети могут быть переданы на усыновление:
А. В течение 6 месяцев со дня поступления сведений в государственный банк данных;
Б. По истечении 6 месяцев со дня поступления сведений в органы опеки и попечительства;
В. По истечении 3 месяцев со дня поступления сведений в государственный банк данных;
Г. По истечении 3 месяцев со дня поступления сведений в органы опеки и попечительства.
10 класс
Трудовая повинность по Кодексу законов о труде РСФСР, принятому в декабре 1918 г., вводилась для лиц:
А. от 18 до 50 лет;
Б. от 16 до 45 лет;
В. от 18 до 55 лет;
Г. от 16 до 50 лет.
18. Исполнительными документами являются:
А. Судебные приказы
Б. Определение суда о повороте исполнения решения
В. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов
Г. Постановления судебного пристава-исполнителя
32. Кто имеет право на получение алиментов от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, после расторжения брака
А. Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения ребенком возраста 18 лет
Б. Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным через 2 месяца после расторжения брака
В. Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным в течение брака
Г. Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим совершеннолетним ребенком – инвалидом II группы
Д. Нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста через 4 года после расторжения брака, при условии, что супруги
состояли в браке 15 лет.
48. Бюджетные ассигнования – это:
А. Денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету на возвратной и возмездной основе
Б. Форма финансирования проектов, включенная в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации.
В. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем году для исполнения бюджетных обязательств
49. В течение какого срока заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством работы, если гарантийный срок на результат работы не установлен:
А. в течение трех месяцев;
Б. в течение шести месяцев;
В. в течение одного года;
Г. в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата.
11 класс:
8. Дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются в порядке:
А. Вызывного производства
Б. Производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
В. Упрощенного производства
Г. Заочного производства
В этом вопросе, вообще, нет правильного ответа.
9. Налоговый контроль включает в себя:
А. Получение объяснений налогоплательщиков;
Б. Налоговые проверки;
В. Контроль за правильностью исчисления налогов в бюджетную систему;
Г. Проверка данных учета и отчетности;
Д. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли)
19. Срок действия исключительного права писателя, на книгу, изданную под псевдонимом, составляет:
А. 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования
Б. Срок жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
В. 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования
Г. Срок жизни автора и 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
23. Не относятся к теориям происхождения государства:
А. нормативистская
Б. общественного договора
В. диффузионная
Г. интегративная
Д. органическая
А где здесь правильный ответ???
25. Согласно законодательству о банкротстве, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если:
А. соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены
Б. сумма обязательств превышает стоимость имущества юридического лица
В. верно и А, и Б.
30. Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено судом, если сумма требований к нему составляет не менее:
А. 50 тысяч рублей
Б. 100 тысяч рублей
В. 200 тысяч рублей
Г. 500 тысяч рублей
31. Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:
А. Привлечение денежных средств во вклады
Б. Размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности
В. Инкассация денежных средств
Г. Ведение банковских счетов
Д. Выдача банковских гарантий
32. Кто имеет право на получение алиментов от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, после расторжения брака
А. Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения ребенком возраста 18 лет
Б. Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным через 2 месяца после расторжения брака
В. Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным в течение брака
Г. Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим совершеннолетним ребенком – инвалидом II группы
Д. Нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста через 4 года после расторжения брака, при условии, что супруги
состояли в браке 15 лет.
47. На какой срок выдается квалификационный аттестат аудитора:
А. три года
Б. пять лет
В. семь лет
Г. без ограничения срока его действия.
48. Бюджетные ассигнования – это:
А. Денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету на возвратной и возмездной основе
Б. Форма финансирования проектов, включенная в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации.
В. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем году для исполнения бюджетных обязательств
49. Программа ООН по окружающей среде является:
А. одним из учредительных документов ООН
Б. документом, утвержденным резолюцией Генеральной ассамблеей ООН
В. международным договором
Г. международной организацией
Выношу на суд читателей самые одиозные, на мой взгляд, вопросы (по классам). Вот, что требуется знать школьникам, по мнению предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по праву, чтобы пробиться в финал олимпиады:
9 класс
4. С какого возраста гражданин РФ может стать судебным приставом-исполнителем:
А. с 18 лет
Б. с 20 лет
В. с 25 лет
Г. с 30 лет
28. К недвижимым вещам не относятся:
А. Морские суда
Б. Самолеты
В. Суда внутреннего плавания
Г. Космические объекты
Д. Объект незавершенного строительства
38. Дети могут быть переданы на усыновление:
А. В течение 6 месяцев со дня поступления сведений в государственный банк данных;
Б. По истечении 6 месяцев со дня поступления сведений в органы опеки и попечительства;
В. По истечении 3 месяцев со дня поступления сведений в государственный банк данных;
Г. По истечении 3 месяцев со дня поступления сведений в органы опеки и попечительства.
10 класс
Трудовая повинность по Кодексу законов о труде РСФСР, принятому в декабре 1918 г., вводилась для лиц:
А. от 18 до 50 лет;
Б. от 16 до 45 лет;
В. от 18 до 55 лет;
Г. от 16 до 50 лет.
18. Исполнительными документами являются:
А. Судебные приказы
Б. Определение суда о повороте исполнения решения
В. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов
Г. Постановления судебного пристава-исполнителя
32. Кто имеет право на получение алиментов от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, после расторжения брака
А. Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения ребенком возраста 18 лет
Б. Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным через 2 месяца после расторжения брака
В. Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным в течение брака
Г. Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим совершеннолетним ребенком – инвалидом II группы
Д. Нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста через 4 года после расторжения брака, при условии, что супруги
состояли в браке 15 лет.
48. Бюджетные ассигнования – это:
А. Денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету на возвратной и возмездной основе
Б. Форма финансирования проектов, включенная в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации.
В. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем году для исполнения бюджетных обязательств
49. В течение какого срока заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством работы, если гарантийный срок на результат работы не установлен:
А. в течение трех месяцев;
Б. в течение шести месяцев;
В. в течение одного года;
Г. в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата.
11 класс:
8. Дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются в порядке:
А. Вызывного производства
Б. Производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
В. Упрощенного производства
Г. Заочного производства
В этом вопросе, вообще, нет правильного ответа.
9. Налоговый контроль включает в себя:
А. Получение объяснений налогоплательщиков;
Б. Налоговые проверки;
В. Контроль за правильностью исчисления налогов в бюджетную систему;
Г. Проверка данных учета и отчетности;
Д. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли)
19. Срок действия исключительного права писателя, на книгу, изданную под псевдонимом, составляет:
А. 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования
Б. Срок жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
В. 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования
Г. Срок жизни автора и 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
23. Не относятся к теориям происхождения государства:
А. нормативистская
Б. общественного договора
В. диффузионная
Г. интегративная
Д. органическая
А где здесь правильный ответ???
25. Согласно законодательству о банкротстве, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если:
А. соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены
Б. сумма обязательств превышает стоимость имущества юридического лица
В. верно и А, и Б.
30. Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено судом, если сумма требований к нему составляет не менее:
А. 50 тысяч рублей
Б. 100 тысяч рублей
В. 200 тысяч рублей
Г. 500 тысяч рублей
31. Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:
А. Привлечение денежных средств во вклады
Б. Размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности
В. Инкассация денежных средств
Г. Ведение банковских счетов
Д. Выдача банковских гарантий
32. Кто имеет право на получение алиментов от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, после расторжения брака
А. Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения ребенком возраста 18 лет
Б. Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным через 2 месяца после расторжения брака
В. Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным в течение брака
Г. Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим совершеннолетним ребенком – инвалидом II группы
Д. Нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста через 4 года после расторжения брака, при условии, что супруги
состояли в браке 15 лет.
47. На какой срок выдается квалификационный аттестат аудитора:
А. три года
Б. пять лет
В. семь лет
Г. без ограничения срока его действия.
48. Бюджетные ассигнования – это:
А. Денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету на возвратной и возмездной основе
Б. Форма финансирования проектов, включенная в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации.
В. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем году для исполнения бюджетных обязательств
49. Программа ООН по окружающей среде является:
А. одним из учредительных документов ООН
Б. документом, утвержденным резолюцией Генеральной ассамблеей ООН
В. международным договором
Г. международной организацией
Но мне чего-то стало так противно от всего этого… От нашего формализма, спешки, глупости во всех сферах, от отчетности, от показателей количества студентов на конференциях, а не качества их доклада, от ненужной работы и и т.п. Какой же хренью скоро все вокруг наполнится! Какой хренью приходится заниматься всем нам и нашим детям…
Вот такой выплеск от того, что я прочитал. Я бы победителей такой олимпиады никуда бы не брал, а авторов отправил бы проходить курс классической российской и зарубежной литературы. Так, для общего развития.
С уважением к автору.
Здесь речь идет про олимпиады т.е соревнования между лучшими, проверка их знаний но причем тут проверка их памяти и информированности? в моем понимании олимпиада должна быть не слабее марофонского бега когда из человека выжимают все от а до я…
Тест как мера измерения знаний для олимпиад, по моему мнению, это шаг назад в процессе обучения.
Есть анднака сторонники таких тестов.
Только вот что мне интересно. Школьник, который знает ответы на все эти вопросы является умнее того, кто этих отdетов не знает? Или может у первого правосознание и правовая культура выше? Очень в связи с этим хотелось бы узнать у разработчиков таких тестов, что именно они собственно тестируют. Запоминалку?
судя по логике заданий в основном проверяется память. Т.е. если у тебя есть понимание логики юридической квалификации, но тебе лень учить отдельные нормы и понятия, ты, максимум, решишь задачи — а это баллов 40 максимум из 100
Память да, наверное хорошая штука. Но я б этих ребят, будь моя воля, занял бы лучше игрой в шахматы, математикой, логикой и риторикой. Подозреваю, что по итогу из них получились бы гораздо лучшие юристы, чем из зубрил кодексов.
Там ведь вот какая штука. У нас привыкли, хотя уж и разучились, по моему, учить этому. А надо, кажется, учить этим. Только вот чему???
Почему Вы так считаете?
разной
«Я бы победителей такой олимпиады никуда бы не брал»
это ты зря, там иногда встречаются вундеркинды реально.
«а авторов отправил бы проходить курс классической российской и зарубежной литературы»
Главный идеолог и многолетний реальный руководитель предметно-методической комиссии и жюри всероссийской олимпиады по праву — Светлана Игоревна Володина
law.edu.ru/person/person.asp?persID=1130895
:)
Вундеркинды, Саша, встречаются везде:) Надо смотреть только.
не понял, что ты имел в виду?!
Ты делаешь скоропалительные выводы.
Если Вася плохой, я его не люблю. Отсюда вывод: я люблю хороших.
А предложение у меня такое: вот вы, три преподавателя юрфака, создайте свой вариант олимпиады школьников по праву, которая будет проверять не «запоминалку», а умение мыслить, наличие юридической логики, высокий уровень правовой культуры (хотя знание основных норм и понятий тоже должно быть). А то, знаете, критиковать легко… По ее результатам, победителей и призеров зачислять на юрфак вне конкурса. И работать с ними, я думаю, вам будет интересней, чем с льготниками. Практически вообще возможно создать такую олимпиаду на уровне Университета? Ну или не университета. Обозвать каким угодно конкурсом. Название не меняет сути.
Другие — какие? Поделитесь, пожалуйста.
В прошлом году из 6 призеров Всерос. олимпиады СПбГУ 4 поступили к нам, 2 — в СПбГУ и ГУ ВШЭ.
Надо понимать, что помимо собственно желания умного школьника учиться в более классном чем СФУ центральном вузе, есть еще и реальность нашего социально-экономического положения (у нас объективно расстояния ближе, родители не так далеко, расходов на жизнь меньше и остатки советской системы здравоохранения еще есть, и маршрутка 13 рублей, а не 28 и т.д.)
нет. Для этого нужен статус всероссийской олимпиады
Мы думать об этом даже не отвыкли, потому что никогда об этом думать не привыкали. А ты задаёшь такие вопросы. Давайте уж честно друг с другом хоть разговаривать.
И сейчас олимпиада, на сколько я понимаю, состоит из разных заданий. Но, к сожалению, большая часть из них тесты, которые представляют собой вырезки статей.
Думаю, тесты надо менять (а именно подход к их составлению), а не структуру олимпиады в целом. Есть тестовые вопросы, по которым видно: случайный человек или нет.
Например: К недвижимым вещам не относятся:
А. Морские суда
Б. Самолеты
В. Суда внутреннего плавания
Г. Космические объекты
Д. Объект незавершенного строительства
( в ответах дан вариант «б» простите, с каких пор самолеты не относятся к воздушным судам, которые в свою очередь являются недвижимым имуществом?)
И это далеко не самый абсурдный пример.
Большинство тестовых заданий требуют банальное заучивание норм. В связи с этим мне не совсем понятны цели такой олимпиады. (Никогда не думала, что юристу важнее знать точные статьи законов, а не вникать в их суть) меня к счастью учили думать, логически мыслить, а не заучивать нормы, возможно для написания олимпиады это не совсем полезно, зато для моего дальнейшего обучения это огромная база.
О тестах.Безусловно тестовые задания должны быть, но при их составлении следует уделять им наибольшее внимание (минимальное их количество при максимальном качестве)
Основой олимпиады я все же вижу задания с открытыми вариантами ответов, как минимум для ученика это интереснее.
Ели в дальнейшем составители кардинально не пересмотрят свое отношение и задачи олимпиады, то Всероссийская олимпиада школьников, которая является уникальным продуктом российской системы образования, окончательно потеряет свою ценность!
В общем это я к тому, что не стоит считать победителей таких вот олимпиад заучивающими статьи ребятами. Как показывают годы практики, школьники статьи не учили, не учат ( и правильно делают!). Но даже такие задания выявляют среди них таланты! Не помню, чтобы в лидеры пробивались люди, которые совсем о праве ничего не знают.
Не всё так плохо! Но есть к чему стремиться!
Я допускаю тесты, лишь потому что есть некоторые области юриспруденции где мы можем давать точные ответы(опять же вопрос качества задания).
Нужно искать качественную и целесообразную альтернативу тестам, придумывать новые виды заданий.
структура олимпиады такова, что если убрать тесты останутся одни задачи и небольшое количество заданий на соотношение понятий итп.
Какова альтернатива тестам?
Пусть в этот раз он ответил неправильно, но тот факт, что он включил свое мышление (может даже не зная ответа на вопрос) приводит меня к мысли, что при правильном профессиональном развитии у него будет большое будущее.
что о бюджетных местах, по-моему уже давно это не «шанс для умных, но материально необеспеченных людей поступить в институт» а поступление льготников и квотников большую часть из которых отчисляют после первого семестра, поэтому больше мест больше льготников, для простого ученика шансы остаются примерно такими же.
а вот льготы по олимпиадам действительно шанс.Это поддерживаю!
Ну, и далеко не все льготники вылетают после первой сессии — в нашей группе на 1м курсе половина льготники были. Так мы дошли до выпуска почти неизменным составом (из 33 человек доучились 25-26). И у нас самая сильная группа была — 16 красных дипломов как-никак. К тому же нельзя забывать, что есть люди «сделавшие» себе льготу — такие тоже далеко не всегда вылетают на первой сессии.
Тест же, напротив, похож на лотерею — из 3-4 вариантов, которые опять же заготовил кто-то, нужно выбрать, про этом возможности объяснить, почему ты выбрал именно этот вариант, у тебя просто нет. А ведь в суде никого не интересует, что ты можешь сказать, важно, что ты можешь ДОКАЗАТЬ. Отвечая на тесты, ты не тратишь время на поиски нужной тебе информации, нужного тебе закона, ты, по сути, останавливаешься в своем развитии.
2. Смотря какие тесты. Вы тестолог? У меня есть компетентное (не моё) мнение, в соответствии с которым тестами можно измерять всё. Только тесты нужны соответствующие.
Что представляет собой анализ? Это «операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы».
Следовательно анализ помогает в изучении обстоятельств дела. Но ведь на нём никто не останавливается, разве нет? Затем идёт юридическая квалификация правоотношений (индукция), выбор правовых норм, подлежащих применению (индукция, сравнительный метод), и собственно их применение. Творчества может не быть в составлении искового заявления по, например, банальнейшей долговой расписке, где нужно только даты и данные сторон и суда вписать в готовую форму. В случаях же «пограничных», особенно в ситуации пробелов в праве — творчество просто необходимо. Вы почитайте прецедентные судебные акты ВАС, например! Или КС РФ. Они представляют собой порой просто произведение искусства. И, поверьте, исковые заявления и жалобы, написанные в рамках этих процессов тоже были результатом кропотливого творческого труда. ИМХО.
см. тут: www.pravo.ru/interpravo/doc/view/72/
смотри: наша теория базируется на том, что создание и применение норм — это два разнонаправленных процесса, причем в процессе правоприменения новых, оригинальных, правил поведения не создается.
А Кельзен, насколько я понял, говорит: принципиальной разницы между созданием и применением норм нет, и там и там по сути формулируются правила, только в одном случае общие (источники права), а в другом — индивидуальные (акты применения права). Но для того, чтобы правоприменители (прежде всего — судьи в континентальной семье правовых систем) не стали «беспределить» от осознания своей безграничной власти (в тех случаях, когда нет общих правил) и чтобы повысить степень определенности права вводятся разные ухищрения типа «применения общих принципов права»
Посмотрел задания… удивлен, конечно, требованиям. Особенно, если учесть, что в идеале для их решения нужно только школьной программой владеть!