Пользователь № 126736 →  Правда о законе полиции/милиции



По результатам прошедшего всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» гражданами, представителями общественности, экспертами было сформулировано и представлено большое число полезных и важных замечаний и предложений. Неудивительно, что текст документа, направленный Президентом России в Государственную Думу, был существенно скорректирован – как кажется нам, его разработчикам, безусловно, улучшен, доработан в интересах общества и граждан. В целом и изменения, и дополнения могут быть сгруппированы в несколько условных смысловых блоков, которые хотелось бы представить вниманию общественности. Сергей Булавин

Поехали…

Все рассуждения иных участников блога про принцип состязательности в уголовном процессе, про плохой закон о полиции/милиции, являются лишь абстрактной теорий, оторванной от реальной жизни. А вот если бы комментаторы данных мыслей, вернулись бы на землю и посмотрели на реальную ситуацию в милиции (их условия работы), нагрузку, то стало бы понятно почему у нас в стране такая ситуация и с раскрываемостью преступлений, и с текучкой кадров, с материальным обеспечением сотрудников правоохранительных органов. А рассуждать с научной точки зрения легко, особенно когда сам не работаешь в той организации, которой даёшь советы. Булгаков Дмитрий

НАдо заметить: сама по себе структурная реформа сферы государственного принуждения (та самая полицейская реформа) мало что даст. Если у нас не будет подлинно независимых судов (имей мы правосудие, давно бы сформировалась практика наказания за полицейский произвол, отказ от защиты граждан, пытки и издевательства и, соответственно, давно бы «силовики» научились думать о неотвратимой ответственности за средневековое отношение к людям). Во-вторых, трудно надеяться на успех без политической реформы, ибо без создания нормальной системы политической конкуренции реформа ни одного государственного института (ни суда, ни полиции) не может быть полностью успешной.

Главный вопрос для проведения полицейской реформы формулируется просто: какую правоохранительную систему хотело бы иметь общество? Самый общий ответ — такую, чтобы она умела защищать людей от преступных посягательств, моментально реагировать на любые нарушения закона и, наконец, помогать людям. Но даже в такой форме ответ не столь банален, как кажется на первый взгляд. Ведь кто-то формулирует задачу полицейской системы и по-другому, например, как борьбу с преступностью. Вроде бы тоже правильно. Привычно — да, но правильно ли?

Во-первых, само слово «борьба» предполагает «победу». В идеале хорошо, конечно, полностью ликвидировать преступность. Но поскольку это нереально (так уж устроен мир), милитаризация цели милитаризирует и средства ее достижения. Неудивительно, что у нас сегодня силовой стиль доминирует над сугубо правовым, процессуальным.

Во-вторых, «борьба» неизбежно востребует принцип «лес рубят — щепки летят». Поэтому и задача «отличить» преступника от невиновного отходит на задний план. Здесь уже не до защиты человека, не до помощи ему. Главным становится слоган «найти и обезвредить». Так что же, полицейские или контрразведчики должны стать «сестрами милосердия»? Вовсе нет. Но и не «меченосцами», не сотрудниками «карательных органов».

В-третьих, когда речь идет о «борьбе», неизбежно появляется соблазн продемонстрировать ее успехи. Во что это выливается известно: поменьше фиксировать правонарушений, по возможности отказывать в возбуждении дел, выбивать из подозреваемых признание любыми способами, в т.ч. и пытками. В конечном счете это ведет к морально-психологическому разложению самих сотрудников правоохранительных органов. И это разложение приобрело уже масштабный характер. Полицейская функция, можно сказать, «приватизирована», т.е. стала для многих (естественно, не для всех) источником гораздо большего дохода, нежели официальное денежное вознаграждение. Никого уже не потрясают обнародуемые факты полицейского рэкета, прямого или косвенного участия сотрудников правоохранительных органов и спецслужб в организованных преступных сообществах (например, при рейдерстве) и т.д.

Таким образом, неточно ставя задачи, общество не вправе ожидать от полиции и спецслужб адекватной работы — эффективной, но законной, ибо эта работа в психологическом смысле едва ли не самая трудная из всех видов государственной деятельности. Если, например, для медиков существует лишь один принцип — спасать, то полицейские (в широком смысле этого слова) вынуждены и спасать, и «губить». Или если для военнослужащих главная задача — готовиться к возможным боевым действиям, а ведя их, победить врага, то для полицейских, по большому счету, не должно существовать ни понятия «победа», ни понятия «враг», ибо они имеют дело, как правило, со своими же согражданами, чью виновность еще предстоит доказать в суде. И все эти особенности сочетаются с тем, что повседневно имея дело с аномальными, зачастую отвратительными проявлениями человеческой природы, рискуя при этом жизнью и здоровьем, часто находясь в ситуации, когда приходится быстро реагировать на происходящее, полицейский обязан ни на секунду не забывать, что он представляет закон.

Требуются новые законы

Нужно определиться с тем, кто именно выполняет полицейские функции. Российское законодательство оперирует разными терминами — «правоохранительные органы», «спецслужбы», «контролирующие органы», «органы государственной охраны». Однако при этом нет четких критериев отнесения того или иного органа к соответствующей группе. И что особенно важно, законодательно пока четко не определено, какие структуры относятся к собственно полицейским (правоохранительным?). Потому, например, непонятно, как та же Прокуратура должна осуществлять предписанную ей законом «координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», если законодательно не установлена система этих органов?

Правда, в ст.8 Закона о прокуратуре говорится, что прокуроры «координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов». То есть частично правоохранительные органы названы. Но, во-первых, опять-таки не все. А во-вторых, так и не известны критерии отнесения того или иного органа к «правоохранительным» (например, непонятно, почему таможенные органы отнесены к правоохранительным. Или сама Прокуратура – это правоохранительный орган или орган надзорный?)

Слово «полиция» происходит от греческого «politeia» (полития), что означает управление делами государства или просто управление. По мере усложнения государственных функций понятие «полиция» сузилось и стало означать систему «особых органов, обеспечивающих правопорядок и внутреннюю безопасность государства путем надзора и принуждения, а также, в некоторых государствах, разновидность внутренних войск» (цитата из учебника). Если опираться на это определение, придется признать, что у нас существует порядка двадцати ведомств, которые отвечают названным признакам, поскольку вправе (некоторые полностью, некоторые частично):

а) ограничить личную свободу гражданина (задержание, арест);

б) нарушить неприкосновенность жилища и собственности (обыск, выемка, арест или использование транспортных средств и т.п.);

в) нарушить неприкосновенность частной жизни (перлюстрация корреспонденции, прослушивание);

г) нанести вред здоровью или лишить жизни человека (применение физической силы, в т.ч. с помощью огнестрельного оружия).

Итак, для начала нужно создать систему законодательных актов, регулирующих правовой статус правоохранительных органов и спецслужб. Возможна следующая структура законодательства в данной сфере:

· федеральный закон о полицейской деятельности;

· федеральный закон о специальных службах;

· федеральные законы об отдельных ведомствах (полицейских и спецслужбах).

Необходимо изменить критерии оценки работы полицейских ведомств. Среди них (в зависимости от специфики органа, критерии могут варьироваться):

· число выявляемых преступлений и административных правонарушений;

· число предотвращенных преступлений (в т.ч. попыток и покушений на преступление);

· число лиц, обратившихся за помощью и защитой;

· число лиц, обратившихся за помощью и защитой, которым удалось помочь;

· уровень раскрываемости преступлений;

· экономический эффект, в т.ч.: а) сумма средств и материальных ценностей, возвращенных собственникам (государственным и частным); б) сумма взысканного по суду материального ущерба от преступлений;

· число удовлетворенных заявлений (жалоб), поданных в суд, в связи с неправомерными действиями сотрудников полицейских ведомств.

Перестать воевать с гражданами

Пора демилитаризовать органы, входящие в полицейскую систему. В этих целях нужно:

· структурно развести оперативно-следственный аппарат и войсковые структуры (проще говоря, вывести последние из состава соответствующих ведомств);

· пересмотреть военноподобные системы званий (начиная с самого их количества) и порядок прохождения службы во всех структурах. Разумеется, реформирование здесь должно не ухудшить, но, наоборот, существенно улучшить материальное положение сотрудников и создать перспективы профессиональной карьеры.

Следует провести существенную реорганизацию МВД.

И вот на этом хотел бы остановиться подробнее.

А) Задачи (функции) Министерства внутренних дел сегодня настолько разнообразны, что главная задача — защита личности и общества от преступных посягательств — становится отнюдь не главной. По сути, у нас вообще нет ведомства, целиком нацеленного и полностью отвечающего за тяжкую преступность «традиционно уголовного» характера.

Б) Наличие такой крупной задачи МВД, как поддержание боеготовности Внутренних войск и их использование, милитаризует всю полицейскую систему. Это весьма опасно, так как военная и полицейская функции государства имеют не только разный смысл, но и разные психологические основы. Неизбежно возникает соблазн переносить военные методы на полицейскую деятельность, что снижает общий квалификационный уровень последней.

В) Имея разветвленную не только горизонтальную, но и вертикальную структуру, МВД (а с ним и государство в целом) утеряло необходимую маневренность в сфере противодействия преступности (профилактики, выявления, пресечения преступлений, доведения дел до суда). Речь идет о том, что органы МВД (хотя и в виде разных структурных подразделений) обязаны сегодня не только бороться с квалифицированной, профессиональной, организованной преступностью, но и выполнять функции рутинного поддержания порядка. Это ведет к следующим негативным последствиям:

· размывается ответственность местных (региональных и муниципальных) органов власти за состояние правопорядка на их территориях;

· личный состав территориальных органов внутренних дел не ощущает в должной мере свою ответственность перед местными жителями;

· теряется или не повышается квалификация милицейской элиты – сыщиков, в т.ч. и потому, что эти сотрудники часто отвлекаются для выполнения не свойственных им задач (патрулирования, охраны и т.д.);

· централизация разноплановых полицейских функций в рамках МВД не позволяет быстро перестраивать и перенацеливать милицию для решения специфических для данной местности задач (например, где-то акцент должен быть сделан на молодежной, подростковой преступности, где-то – на корыстных преступлениях и т.п.).

Как реорганизовать МВД

Из сказанного вытекают и основные направления реорганизации МВД. Предлагается упразднить МВД, создав вместо этого ведомства несколько самостоятельных систем.

На федеральном уровне создается Федеральная уголовная полиция (в статусе федеральной службы), занимающаяся выявлением, пресечением и расследованием наиболее опасных преступлений (насильственных, корыстных, некоторых преступлений против порядка управления). Их перечень предстоит определить.

Внутренние войска преобразуются в Национальную гвардию, целиком подчиненную Президенту РФ.

Федеральная миграционная служба должна быть полностью самостоятельным органом, в целом сохраняющим свои нынешние функции и полномочия.

В каждом из субъектов РФ создаются полицейские управления со своими нижестоящими подразделениями, в ведении которых будут находиться:

· выявление, пресечение и расследование некоторых преступлений;

· физическая защита контролирующих органов (силами спецподразделений);

· безопасность дорожного движения (эта сфера, видимо, должна быть поделена с муниципальной милицией, о чем ниже);

· вневедомственная охрана,

· разрешительная система (лицензирование оружия и проч.);

· экологическая полиция, «полиция нравов» и т.п. (по усмотрению самого субъекта РФ).

Региональные полицейские управления должны контролироваться органами власти соответствующего субъекта РФ и подчиняться им.

Наконец, на местном (но только поселенческом) уровне создается муниципальная милиция. Замечу, что именно на этом уровне термин «милиция» является оправданным, поскольку изначально и был предназначен для самозащиты граждан (см., например, Поправку II к Конституции США). Собственно говоря, и Ленин применял этот термин только потому, что рассчитывал заменить платную полицию и армию вооружением народа. Разумеется, муниципальная милиция не будет именно таким, непосредственным вооружением народа, а тем более, она не аналог «народных дружин». Это будет фактически сегодняшняя милиция общественной безопасности, но имеющая принципиально иное качество (к сожалению, сопротивление руководства МВД в конце 90-х годов не позволило реализовать указ Президента о формировании муниципальной милиции вне системы МВД).

Во-первых, муниципальная милиция не будет иметь вышестоящего «милицейского» органа, а будет подчиняться только местному сообществу (непосредственно и в лице его выборных органов).

Во-вторых, она будет содержаться исключительно на средства местных бюджетов. Такой способ финансирования представляет собой одну из принципиальных гарантий того, что милиция перестанет смотреть на людей как на потенциальных обитателей «обезьянников». Конечно, переход к этому составляет сегодня трудность, в силу бюджетной нищеты местного самоуправления. Поэтому необходимо будет одновременно пересмотреть и его источниковую базу.

В-третьих, будет введен принцип выборности населением руководителей муниципальной милиции в каждом населенном пункте и их регулярной подотчетности жителям.

В-четвертых, основной задачей муниципальной милиции станет охрана общественного порядка — патрульно-постовая служба с полномочиями по дознанию, институт участковых, детские комнаты милиции и т.п. В городах, возможно, на эту милицию будет возложена и безопасность дорожного движения. Здесь придется поделить эту сферу компетенции с региональными властями.

Таковы некоторые, самые общие и предварительные наброски направлений полицейской реформы, под которой я разумею, конечно же, отнюдь не только реформу милиции, но и спецслужб, и прокуратуры, и ряда контролирующих органов.

575 комментариев

Мансур Магамедов
на детекторе лжи надо проверять, каждого кто остается служит, хотя ни один не пройдет наверно
0
Святослав Гусев
«Детектор лжи» это такая «вещь в себе». То как она сработает зависит не от проходящего тестирование, а от персонала прибора. Дальше продолжать?
0
Едуард Анкоси
Еще один острый вопрос касается сокращения милиции-полиции.Численность МВД предписано сократить на 20 процентов. «Сокращайте, но не за счет участковых, дознаваталей, уголовного розыска, За счет кого сокращать?
0
Екатерина Маринина
Можно провести сокращения, в частности, за счет обслуживающих подразделений — тыл, наверное, штабные подразделения, в небольшой части кадры, различного рода редакционно-издательские подразделения. Посмотреть учебные заведения, многие выпускники, получив великолепное образование, уходят в диаметрально противоположную сферу, детективные агентства, экономику. Сейчас в МВД действует 21 учебное заведение. Не надо столько. Будет около десятка, но курсант подпишет контракт, по которому будет обязан прослужить пять-десять лет после окончания вуза. Сколько именно, пока не решено. Если захочет уйти, то должен будет возместить расходы на обучение".
0
Константин Звонарев
надо ввести полный запрет на досмотр граждан для проверки документов. это позор для страны и главный исток коррупции. за проверку без оснавании увольнять с лишением всех льгот как ппс так и гибдд.и паралельно судеиская реформа штобы они были независимыми и справедливими. по статистике судебние решения выносятся в ползу сотрудников мвд и гибдд в 99 процентов и только 1 процент в пользу граждан.так не бывает.нада лишить их такой вседозволенности.отсуда итог.во всех странах полициа это зашита а у нас угроза
0
Левон Джомидава
не думайте что милицейский хлеб — лёгкий. если вы думаете, что там работаю те, кто привык подчиняться принципу «где бы не работать, лишь бы не работать» то смею вас уверить это далеко не так. Тому кто пашет по-настоящему не до безделья. Есть конечно те, кто привык давать «общие указания» и на за что не отвечать. Вы знаете сколько приходится сотруднику сидеть в засадах без выходных, не доедать, не досыпать? Если он что-то делать не так, то получит нагоняй, если где добьётся реальных результатов лавры всё равно достанутся не ему а начальству. Заступаться за мента всё равно некому — профсоюзов всё равно никогда там не было. Каждому неустанно твердят: «Ты носишь погоны. Если что-то не нравится — уходи. Держать не будем. Рабочий день у тебя не нормированный». А он тоже человек, у него заботы есть ещё и семейные. Родственники постоянно не довольны. Вот и спиваются ребята и гибнут кто от водки, кто кончает жизнь самоубийством, к сожалению. Потому, что постоянно ты перед кем-то виноват, постоянные стрессы, нервотрёпки. Помощь чаще всего в виде очередных указаний сверху: ускорить, улучшить, форсировать и т.д. И это всё за нищую зарплату. За то, что почти все знают, что переименование в полицию выглядит просто насмешкой. Кардинальных мер всё равно не предпринимается. Поэтому от взяточничества всё равно не избавиться, и полицейские и милицейские будут «брать» и просить, пока у каждого в мозгах сидит чем он завтра будет кормить семью. Почему в других странах, если человек отслужил в армии, на флоте или в полиции, он обеспечен на всю жизнь? А мы то чем хуже? Что у на денег нет? Враньё. Просто во властных структурах наверняка есть категории людей, прямо заинтересованных держать мента «на коротком поводке». А то не дай бог он и до коррупции в верхах доберётся.
0
Наталья Никитина
Меня порой вводят в сильное недоумение люди, гребущие всех под одну гребёнку!!! Тот, кто не работал в системе МВД, видит все абсолютно поверхностно. Мой муж из военный, и видела в Армии «настоящих офицеров», которые измывались над солдатами, однако, авторитет Армии для меня нисколько не страдает. В любой структуре есть недостойные люди, тут уж не структура виновата, а общество с его устоями и воспитанием (взгляните на современную молодежь, и предствавьте, какие из них получатся сотрудники). А отличных парней, да и девушек в милиции предостаточно и из-за какого-то падонка всех осуждать нелогично. Будем надеяться на реформу…
0
Михаил Морозов
ИМЕННО!!! Подонков из рядов милиции не вычистить. Выгони старых — придут новые. Но позвольте не согласиться с предыдущим комментарием. Не через одного подонки. Их гораздо меньше. Согласен, в семье не без урода, но их меньшинство, гораздо меньше, чем честных порядочных сотрудников. Обиднее другое — наблюдать, как хорошие по сути парни, пришедшие в милицию — сначала разочаровываются, потом испытывают разбитость от собственного бессилия, потом материальные затруднения… И за пару лет успевают так оскотиниться, что начинают БРАТЬ, а далее деградация развивается очень стремительно.
0
Тельман Рамазанов
Да, реформа МВД несомненно необходима, но не такая, которая проводится от бессилия или не знания, а то и вовсе-потому что надо.Ведь милиция и армия составляет «костяк» любого зарубежного государства, где сотрудники данных ведомств обеспечены и защищены государством полностью не только во время службы, но и по выходу на пенсию.В Росии все происходит с точностью наоборот.
0
Елена Вохикова
От нынешней реформы что-то положительное не получится, потому что все в ней опирается на том, что сотрудник ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, БУДЕТ УВОЛЕН, НАКАЗАН и т.д..., а взамен никаких благ и гарантий. Будет заинтересованность сотрудника в работе, будет стимул работы — будет и отдача соответствующей.Не даром гласит русская пословица: «не помажешь — не поедет». Нужно радикально и объективно подходить к реформированию, а не «рубить с плеча».
0
Андрей Карпов
Нужно нормально платить за работу а потом спрашивать за это, просто убрать палочную систему.Как сотрудник может работать на 10-14т руб.Как в Европе если у тебя на участке всё хорошо значит ты хорошо проводишь профилактику.
0
Радик Артамонов
Клоунов действительно много, которые работать не хотят а занимаются кражами и грабежами на улицах. Раньше статья за туниядство была, в ЛТП алкашей отправляли. А теперь какие рычаги?
0
Олёна Лешак
О том что много клоунов в городах это правильно
0
Шамиль Абдулаев
предлагаю в вести для полиции ( браслеты определения места нахождения)на время выполнения служебного долга.причина? много клоунов в городах.
0
Пользователь № 126736
Их (глонанс навигаторы) и так будут скоро устанавливать в патрульные машины.
0
Марина Каспарова
Вышел 25 приказ палочная система отменена, но все равно Давай, Давай! Работаешь на износ, про выходные вообще молчу, переработка колоссальная.Начинаешь возмущаться, Не нравится проваливай! Правильно говоря: Рыба гниет с головы!.. А то как в старину:… Верхи не хотят(что то менять) низы не могут(что то изменить).Сделайте достойное существование, тогда и спрос, коррупция отпадет за ненадобностью(во всяком случае станет по меньше).
0
Владислва Чеснаков
Закон принимают, но никто не слышит «крики» обычных людей, которые уже не верят никому и хотят чтобы их просто оставили в покое, которые боятся, что создается новый механизм «управления» массами, а не механизм улучшения безопасности жизни людей.
0
wertewrt вапапавп
Ой, как я вас всех понимаю! У меня жена в дознании работает. Сказали, ты все равно аттестацию не пройдешь, пиши по собственному. Или мы тебе статью организуем. Вот так. А у нас ипотека и маленький ребенок. И жена с высшим образованием, после института сразу пошла в органы, работала не за страх, а за совесть.
0
Николай Коньков
О чем вообще речь ??? водка льется ручьями десятками литров в ивс увд,,, в наглую,, хорошие деньги кому то в карман текут ?? А ТУТ РАЗГОВОР О КАКОЙ ТО РЕФОРМЕ, что изменится меньше на этом деньги рук. состав делать будет что ли)))Вот когда Вы это искорените вот тогда и поговорим может быть о реформе)))
0
Ольга Смирнов
Термин «милиция» за последние годы себя дискредитировал (к сожалению), термин «полиция» имеет негативное отражение у людей старшего поколения («полицейское государство», «полицай»). Может, использовать другой термин — синоним слова «защита» — Гвардия? Например, Общественная гвардия или Федеральная гвардия (тем более если финансирование и управление станет именно федеральным).
0
Ирина Артеменко
Известна сумма, в которую выливается переименование? Потребуется заменить: вывески на зданиях, дорожные указатели, надписи на транспорте, нашивки на одежде и сопутствующей атрибутике(!), документы, удостоверения, пропуска, базы данных и другие электронные документы, и во что переименуется небезызвестный ОМОН?

Мне, к примеру, все равно — милиция или полиция, но смена названия — это не манна небесная, нужны какие-то более радикальные изменения.
0
Максим Самойлич
Одно только переименование даст 30% успеха всей реформы!

Потому как милиция наработала своему имени колоссальную негативную репутацию, которая въелась в головы людей. Если уж мы хотим коренным образом преобразовать правоохранительный орган государства, то надо дать этому новому образованию возможность дыхнуть свободно и заработать себе новое славное имя, а не прогибаться под стереотипами старого обозначения.
0
КРИСТИНА БАРИСОВА
Если что-то и может действительно изменить работу милиции/полиции, так это прямые выборы на уровне города, р-на, обязательный внешний аудит деятельности с информированием населения о результатах, аудит по запросу со стороны населения и возможность досрочного прекращения полномочий по инициативе граждан. А от перемены лейбла суть не меняется.
0
Владимир Поида
Состав и структура полиции не должны определяться президентом. Еще не хватало, чтобы каждый президент под себя устраивал правоохранительные органы.
0
Игорь Волков
В любой стране полиция одна! Она и дорогу охраняет, и тротуар. А у нас получается: ГИБДД дорогу, а тротуар уже не они. Это нормально?
0