Александр Сидоров → Юридические аспекты создания mash-up сервиса
Здравствуйте!
Участвую в разработке mash-up сервиса (агрегатора), который работает по схожим с Гуглом принципам: показываются данные разнообразных сайтов с указанием ссылок на оригиналы. Для сайтов, которые агрегируются, наш сервис, скорее, является врагом, нежели другом (несмотря на наличие ссылок), так как в перспективе может отнять существенную долю трафика. Меня интересует, имеем ли мы юридическое право использовать материалы сайтов с указанием ссылок? Мораль говорит мне, что в общем-то нет, но с другой стороны, Гугл же ни у кого не спрашивает, можно ли пропарсить сайт.
Участвую в разработке mash-up сервиса (агрегатора), который работает по схожим с Гуглом принципам: показываются данные разнообразных сайтов с указанием ссылок на оригиналы. Для сайтов, которые агрегируются, наш сервис, скорее, является врагом, нежели другом (несмотря на наличие ссылок), так как в перспективе может отнять существенную долю трафика. Меня интересует, имеем ли мы юридическое право использовать материалы сайтов с указанием ссылок? Мораль говорит мне, что в общем-то нет, но с другой стороны, Гугл же ни у кого не спрашивает, можно ли пропарсить сайт.
Что касается размещения указанных материалов на сайте, то тут важно учитывать два момента:
1) К какому виду информации относятся, найденные материалы.
2) Не превышает ли объем информационного сообщения допустимые пределы.
В соответствии со ст. 1274 ГК РФ допускается свободное использование произведений, в том числе информационных целях, но с обязательным указанием источника заимствования и автора произведения. Пункт 3 указанной статьи гласит: «воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем».
В качестве примера можно привести поисковую систему Яндекс использующую лицензионное соглашение (http://company.yandex.ru/legal/termsofuse/), которое фактически представляет собой публичную оферту, а регистрация сайта в поисковой системе рассматривается как акцепт – согласие владельца с установленными положениями договора.
Также возможно рассматривать полученную в результате информацию как, полученную в личных целях пользователем, при помощи использования услуг поисковой системы, к которой поисковик просто показывает путь.
В целом можно сказать, что опубликование в информационных целях материалов, принадлежащих правообладателю, с ссылкой на источник информации не будет являться нарушением авторских прав.