Олег Сидельников → Политико-правовой режим современной России (2008 г.)
Развитие политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа государства, устремленного к демократии. Политико-правовой режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Сложившуюся систему можно назвать «режимно-государственной», при которой в центре режима находится президент с большим объемом полномочий. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Его особенностью является несовпадение интересов государства и общества. Общественная власть еще не оформилась институционально.
Современный политико-правовой режим в России еще во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Отдельные аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Поскольку в России до сих пор не сформирован массовый средний класс, нет самостоятельных влиятельных партий и независимого от власти местного самоуправления, перспективы трансформации авторитарно-олигархической системы в демократическое общество во многом зависят от наличия в самой правящей элите демократического лобби и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество».
Легитимность политико-правового режима в России зависит от его способности порождать и постоянно поддерживать доверие к себе, общественного согласия с тем, что институты этого режима отвечают подлинным интересам народа, общества, государства. Легитимность политико-правового режима предполагает, во-первых, демократический способ его установления; во-вторых, справедливую и гуманную сущность; в-третьих, объективную сущность; в-четвертых, объективную необходимость и полезность для большинства населения; в-пятых, четкость и эффективность функционирования, обеспечивающие надежную защиту прав человека. Без этого вся пира¬мида власти может оказаться шаткой и непрочной, лишенной несущих конструкций, твердого основания.
Тенденции к авторитаризму, усилившиеся в последние годы, являются закономерной стадией после радикальных перемен в жизни общества. Можно сказать, они забирают назад те завоевания прошлого, к которым общество ещё не готово. Примером тому может служить период контр-реформ Александра III после отмены крепостного права. Но они не приводят к полному уничтожению завоеванных свобод граждан. Так, например, закономерным результатом именно реформ Александра II стал манифест 17-го августа 1905 года. В России и сейчас наступает период, когда необходимости в авторитарном стиле правления уже нет и на повестке дня лежит дальнейшая демократизация жизни общества. На законодательном уровне этот новый этап должен серьезно затронуть как многие поправки и законы последнего времени и убрать оставшиеся недоработки законодательства, принятого в первые годы суверенного существования Российской Федерации. Важно повышать политико-правовую культуру людей, которая, непосредственно отражается на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений и определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования. Для обеспечения плюрализма необходимо пересмотреть сложившуюся политику, направленную на уменьшение количества партий. В отличие от США, нельзя сказать, что у нас уже всё готово для создания двухпартийной системы. Зарегистрированные партии не охватывают весь спектр конструктивных политически активных сил страны, огромное число партий действует без регистрации. Другой адекватной мерой было бы возвращение к смешанной избирательной системе. Эти действия могли бы обеспечить возможность всем активным силам законными методами отстаивать интересы поддерживающих их социальных слоев. Отсутствие же такой возможности толкает их на радикализацию методов борьбы, нарушает консенсус в обществе.
К спорным результатам привела отмена выборности руководителей субъектов федерации путем всенародного голосования. Их независимость от общественного мнения собственного региона также является преградой на пути построения демократического государства. Зависимость их от региональных законодательных собраний, опять же, отсекает значительную часть общества от возможностей законным путем оказывать влияние на главное лицо в своем субъекте федерации.
Вместе с усилением контроля за соблюдением независимости СМИ, продолжением взятого в последние месяцы вектора политики по законодательной защите некоммерческих организаций, меры по обеспечению плюрализма и гласности в России помогут стране перейти к демократическому режиму, что, несомненно, скажется и на благополучии граждан.
Опубликовано: Персональный сайт Олега Сидельникова и Ярославский научный портал.
При перепечатке и использовании материала в сети интернет активная гиперссылка на sidelnikov.name/ или yarnauka.ru/ обязательна.
Печатная версия (библиография): Сидельников О. С. Политико-правовой режим современной России // Россия в период трансформации: актуальные проблемы [Электронный ресурс]: материалы третьей международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (26 — 27 марта 2009 г., Ярославль) / Московское представительство Фонда имени Конрада Аденауэра; Международная академия бизнеса и новых технологий ( МУБиНТ ). — Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2009. С.101-103.
Современный политико-правовой режим в России еще во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Отдельные аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Поскольку в России до сих пор не сформирован массовый средний класс, нет самостоятельных влиятельных партий и независимого от власти местного самоуправления, перспективы трансформации авторитарно-олигархической системы в демократическое общество во многом зависят от наличия в самой правящей элите демократического лобби и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество».
Легитимность политико-правового режима в России зависит от его способности порождать и постоянно поддерживать доверие к себе, общественного согласия с тем, что институты этого режима отвечают подлинным интересам народа, общества, государства. Легитимность политико-правового режима предполагает, во-первых, демократический способ его установления; во-вторых, справедливую и гуманную сущность; в-третьих, объективную сущность; в-четвертых, объективную необходимость и полезность для большинства населения; в-пятых, четкость и эффективность функционирования, обеспечивающие надежную защиту прав человека. Без этого вся пира¬мида власти может оказаться шаткой и непрочной, лишенной несущих конструкций, твердого основания.
Тенденции к авторитаризму, усилившиеся в последние годы, являются закономерной стадией после радикальных перемен в жизни общества. Можно сказать, они забирают назад те завоевания прошлого, к которым общество ещё не готово. Примером тому может служить период контр-реформ Александра III после отмены крепостного права. Но они не приводят к полному уничтожению завоеванных свобод граждан. Так, например, закономерным результатом именно реформ Александра II стал манифест 17-го августа 1905 года. В России и сейчас наступает период, когда необходимости в авторитарном стиле правления уже нет и на повестке дня лежит дальнейшая демократизация жизни общества. На законодательном уровне этот новый этап должен серьезно затронуть как многие поправки и законы последнего времени и убрать оставшиеся недоработки законодательства, принятого в первые годы суверенного существования Российской Федерации. Важно повышать политико-правовую культуру людей, которая, непосредственно отражается на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений и определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования. Для обеспечения плюрализма необходимо пересмотреть сложившуюся политику, направленную на уменьшение количества партий. В отличие от США, нельзя сказать, что у нас уже всё готово для создания двухпартийной системы. Зарегистрированные партии не охватывают весь спектр конструктивных политически активных сил страны, огромное число партий действует без регистрации. Другой адекватной мерой было бы возвращение к смешанной избирательной системе. Эти действия могли бы обеспечить возможность всем активным силам законными методами отстаивать интересы поддерживающих их социальных слоев. Отсутствие же такой возможности толкает их на радикализацию методов борьбы, нарушает консенсус в обществе.
К спорным результатам привела отмена выборности руководителей субъектов федерации путем всенародного голосования. Их независимость от общественного мнения собственного региона также является преградой на пути построения демократического государства. Зависимость их от региональных законодательных собраний, опять же, отсекает значительную часть общества от возможностей законным путем оказывать влияние на главное лицо в своем субъекте федерации.
Вместе с усилением контроля за соблюдением независимости СМИ, продолжением взятого в последние месяцы вектора политики по законодательной защите некоммерческих организаций, меры по обеспечению плюрализма и гласности в России помогут стране перейти к демократическому режиму, что, несомненно, скажется и на благополучии граждан.
Опубликовано: Персональный сайт Олега Сидельникова и Ярославский научный портал.
При перепечатке и использовании материала в сети интернет активная гиперссылка на sidelnikov.name/ или yarnauka.ru/ обязательна.
Печатная версия (библиография): Сидельников О. С. Политико-правовой режим современной России // Россия в период трансформации: актуальные проблемы [Электронный ресурс]: материалы третьей международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (26 — 27 марта 2009 г., Ярославль) / Московское представительство Фонда имени Конрада Аденауэра; Международная академия бизнеса и новых технологий ( МУБиНТ ). — Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2009. С.101-103.
1 комментарий