Владимир Алеев →  Эффективность правовой информатизации

С момента своего появления, государственная программа «Информационное общество» задает общий темп информатизации. В последнее время был принят ряд нормативных актов, требующих не только открытости власти, но и предоставления государственных услуг в электронном виде." "
Я считаю, что можно выделить три наиболее значимых аспекта, которые необходимо учитывать в процессе правовой информатизации.
Во-первых, это создание унифицированных информационных ресурсов на основе разнородных бумажных и электронных документов.
Во-вторых, необходимость объединения этих ресурсов с государственными информационными системами для оперативного получения информации.
В-третьих, преодоление «лингвистической несовместимости» непрофессиональных поисковых запросов граждан с юридической терминологией правовых документов.

Базовое наполнение правовых информационных систем на основе гетерогенных источников не представляет большой сложности. Эту задачу, как правило, решают сторонние организации, имеющие соответствующий опыт и эффективные технологии создания унифицированных электронных информационных ресурсов.

Любую информацию, в том числе и нормативно-правовые акты, принято разделять на неструктурированную, слабоструктурированную, умеренно структурированную и высокоструктурированную. Задача наполнения – это высокотехнологичный процесс преобразования неструктурированных данных в унифицированные и готовые для размещения в правовой системе электронные документы. Этапы преобразования при этом зависят от степени структурированности информации. Примером реализации подобных проектов служит многолетнее сотрудничество ЭЛАР и компании «Консультант Плюс, где было оцифровано более 2 500 000 листов документов, а также работа в Роспатенте.

Вопрос несовместимости информационных систем решается путём внедрения унифицированных «Электронных архивов правовой информации», открытых для интеграции с государственными информационными системами с целью предоставления из общего банка данных сведений, необходимых для решения конкретных задач.

Существуют различные подходы к интеграции типовых «Электронных архивов правовой информации» с государственными информационными системами. Можно создать электронный информационный ресурс и разместить его непосредственно в существующей системе. При этом следует учитывать, что не всякая система способна без потери эффективности оперировать большими массивами накопленных документов нормативно-правового характера. Можно создать государственную информационную систему непосредственно на базе системы управления контентом. Однако к наиболее распространенным и удобным подходам относят интеграцию созданного электронного информационного ресурса с существующей государственной информационной системой и построение системы управления этим ресурсом.

У данного подхода есть одно существенное преимущество, а именно: пользователь будет работать в привычном интерфейсе, так как получение правовой информации в этом случае не зависит от принципов работы государственной информационной системы.

Доступ граждан — то есть основной категории потребителей правовой информации — осуществляется путём внедрения интеллектуальных систем, не требующих от пользователей профессиональных юридических навыков. Они обрабатывают запросы на «естественном» человеческом языке и выдают аутентичную правовую информацию
Проблему установки «лингвистической совместимости» между текстом запроса гражданина и текстом конкретного документа решают системы нечеткого поиска Convera, Exalead. Такие системы были внедрены в Администрации Президента РФ и Правительстве Пермского края.

Эффективность подобного процесса правовой информатизации заключатся, в первую очередь, в обеспечении полной прозрачности деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, в отсутствии необходимости в специфических юридических знаниях для поиска любого регламентирующего документа. И наконец, в сокращении материальных и временных затрат при обработке поступающих запросов от граждан.

2 комментария

alex Ivanchenko
Да уж. Больше вопросов.
Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

А что такое «унифицированный информационный ресурс» и «лингвистическая несовместимость»
1. Методами формальной унификации являются:
— унификация структур документов;
— создание общих синтаксических правил построения документа;
— унификация методов контроля информации документа.

2. Изучением лингвистики профессионально занимаются лингвисты. И нечего чегот о придумывать!

3. Едем дальше — что такое «Электронных архивов правовой информации»
Насколько мне известно что разработчики всех правовых систем всегда подчеркивают, что статус их единиц информации носит справочный характер. Это факт. А архив данных справок меняется очень часто. ъ
Так вот КАКАЯ цель создания данного архива. Вы хотите скрестить слона с деревом???

4. А Вы видели реестр федеральных государственных информационных систем.
С чем Вы хотите интегрироваться? Получается что существующие системы на которые потрачены немалые деньги неработоспособны?
1
Владимир Алеев
1. Для создания «унифицированных информационных ресурсов» недостаточно методологического подхода. Здесь и принятие ЕДИНЫХ нормативных требований, и, что самое главное — техническое приведение всех разнородных наполняющих информационную систему документов к тому самому унифицированному образцу.

2. Лингвистами и разрабатывались используемые в подобном программном обеспечении семантические структуры и связи. Могу ответить лишь примером: Если я наберу в поисковике «Когда уберут снег на Сухонской улице?», то ответом будет проиндексированный нормативный документ Префектуры Северо-Восточного АО Москвы «Об утверждении графика прохода снегоуборочных машин района Северное Медведково»

3. Да, действительно, правовые системы обладают широким функционалом по сопровождению согласования, принятия, публикации (обычно отдельным модулем) правовых актов. Однако, как и в случае с ERP-системами, они не рассчитаны на хранение больших наработанных, произведенных объемов электронных документов.
Создание электронных архивов – не излишество, а необходимость. Более того, многие система ЭА заменяют собой несколько модулей существующих систем, в частности «закрывают» проблемы 152-ФЗ и обладают набором WEB-сервисов.

4. Да, большинство – недоработано. Мало кто видит необходимость создания ЭА на стадии проектирования. Это некий уровень зрелости информационной системы.
Что же касается интеграции, то здесь никаких проблем несовместимости не существует.
1