Александр Петров →  Citius? Altius? Fortius? Непутевые заметки о всероссийской олимпиаде школьников по праву сего года

В этом году у меня, можно сказать, первый (и, может быть, последний (?!)) околоолимпиадный юбилей – 5 лет, как я сопровождаю школьников из Красноярского края на всероссийскую олимпиаду по праву.
И пятая олимпиада в моих глазах заслуживает отдельной песни хотя бы в силу своей юбилейности. Но не только поэтому. Главным образом потому, что это самая неоднозначная олимпиада: вроде бы и самое лучшее выступление (2 призера из 4-х участников от края), но не покидает щемящее ощущение отсутствия цельности в личном отношении к олимпиаде. Надеюсь, это чувство дискретности передастся и читателю этих строк, сумевшему дойти до конца текста. Во всяком случае, я постараюсь, передать это в моих, сугубо личных впечатлениях от олимпиады.
Это будет что-то типа мини-дневника. Не претендующего на объективность и полноту. Просто мои впечатления о главном и не главном.
21 марта

5:25 утра. Добрались. Нижний Новгород встретил ранним морозным утром. Выгрузились на Московском вокзале. Приветливая студентка-блондинка из оргкомитета довела до автобуса, в нём мы проторчали полчаса, дожидаясь еще кого-то, и поехали в хорошо знакомый по прошлому году Центр одаренных детей. Где и будут проходить основные события нашей истории.
Вот он - ЦОД НН
8.35. Заселились. Позавтракали. Как и в прошлом году: стандартные комнаты общаги-интерната на четверых. Один плюс – хоть два соседа вместо трех. Необходимый минимум благ есть, но не более. Чтобы не отвлекались от олимпиады. Еда: сбалансированная, скромная, столовская. И правильно — чего баловать изысками. Тем более, рядом большой магазин.
15.40. Прошло открытие олимпиады в Нижегородском госуниверситете. Народа меньше, чем обычно (потом узнаю, что 59 регионов вместо 69 в прошлом году). Непафосная рутинная церемония, в основном, «для галочки», лично мне сильно понравились только дети из театра «Пиано». Это действительно захватывает. Искренне и неподкупно. Сильно и душевно. Руководители театра и Учителя делают Большое и крайне полезное Дело, снимаю шляпу перед ними!

19.27. На собрании руководителей делегаций нам поведали, что организация олимпиады дается с большим трудом, так как деньги из федерального бюджета еще не пришли. И вуз проводит олимпиаду на свои средства. Вероятнее всего, это нарушение и бюджетного законодательства, и законодательства о госзакупках. Так что грустно, что олимпиаду по праву проводят вот так.

22 марта

09.53. Послал ребят писать тест, на прощанье пожелав им про себя «Aut vincere aut mori». Представил, что им предстоит: 80 тестовых заданий за 2 часа. Получается, полторы минуты на одно задание.
А теперь, читатель, попробуй решить за 1,5 минуты, например, этот тест:

В качестве наследников какой очереди могут призываться к наследованию пасынки, падчерицы, отчим и мачеха?
А. 3,
Б. 4,
В. 5,
Г. 6,
Д. 7.

Слабо?! Мне вот тоже, честно говоря. Правильный ответ, кстати, «д». И вот такие «тестики» сплошь да рядом.

13.40. Кратко обсудили впечатления от теста: лучше, чем региональная олимпиада, но тоже не очень. Посмотрим. Сегодня еще после обеда надо решать задачи. Это, кстати, первый раз, вроде, – в один день два тура, так что ребята напрягаются по полной и нервничают. Еще бы, мозг работает в режиме нон-стоп пять часов. Зато олимпиада на день короче будет. Значит, дешевле.

19.25. Обсуждаем задания. Общее впечатление – какие-то скользкие задания. Много задач на трудовое право, гражданский и уголовный процесс. Тут при подготовке не угадали немного. Жалко.

23 марта

16.00. Узнал, что жюри и в этом году сняли с оценивания некоторые задания. Ненормальная ситуация, на мой взгляд, когда в финале всероссийской олимпиады есть такие некачественные задания, что их нужно снимать. Хотя, как гордо признались позже на встрече со школьниками члены так называемого молодежного жюри олимпиады (аспиранты и студенты МГУ и МГЮА, которые помогают жюри), задания реально составляют именно они. Хорошо. Но зачем делать такие задания, которые потом жюри вынуждено снимать? И кто тот эксперт, который дал комплекту заданий положительную оценку? И еще, смотрите, вот, например, такое задание сняли:

Какие полномочия признавались за собственником римским правом?
А. Правомочие пользования
Б. Правомочие извлечения плодов и доходов
В. Правомочие владения
Г. Правомочие распоряжения
Д. Правомочие судебной защиты права собственности.

А вот такое оставили:

Представителями психологической теории возникновения государства являлись:

А. З.Фрейд
Б. Л.И.Петражицкий
В. Л.Фейербах
Г. Е.Н.Трубецкой

Думаю, Зигмунд Фрейд перевернется в гробу, если узнает, что его составители тестов для русских школьников записали в представители психологической теории возникновения государства.

18.30. Дети порадовали результатами: по итогам первых двух туров с учетом апелляции поборолись достойно и отсудили приличное количество баллов. Главное, апелляция прошла весьма корректно и спокойно. Жюри трактовало спорные ситуации в пользу участников. Что не может не радовать. Судя по результатам, практически все наши ребята имеют шанс зацепиться за призовые места.

24 марта

8.10. Сегодня у одиннадцатиклассников игра в рулетку – написание и защита эссе на правовые темы. Жалко, никто не знает конкретных критериев, по которым жюри оценивает выступления.
Темы эссе этого года, как выяснится позже, мягко говоря, специфичны. Хотя бы такая: «Правительство – паруса; народ – ветер; государство – корабль; время – море».
И еще: зачем три темы про налоги – непонятно (картинка прояснится только на закрытии олимпиады, когда окажется, что один из членов жюри работает в «Пепеляев Групп» и известная фирма разорилась на подарки некоторым участникам).

9.50. Пока одни в поте лица работают над эссе, другие (то есть я и десятикоалссники) осматриваем местный зоопарк, где больше всего запомнился наш девятиюродный родич по Дарвину – гиббон, который такое вытворяет: то сальто в воздухе скрутит, то на кого-то из корчащих ему рожи будущих Кони и Плевако направит струю…

16.50. Обсуждаем эссе. Света собою очень довольна, Ира – не очень. Посмотрим. Все какие-то уставшие. И не мудрено.

23.10. Окончательных результатов по 11 классу, которые обещали вывесить к вечеру, нет.

25 марта

8.00. Окончательных результатов, которые обещали вывесить, нет. Собираемся на награждение. Как-то волнительно. Практически каждый из наших может войти в призеры.

Это команда Красноярского края

11.00. Приехали на награждение в Нижегородский госуниверситет. По рассадке нас посадили прямо за руководством нижегородского образования. Строгая тетушка в очках потребовала, чтобы мы тихо себя вели, не матерились при министре образования и попросила охранять кресла для VIP-ов от посягательств других, пока она отлучится.





11.30. Зал стоя аплодирует замечательному директору ЦОДа – заслуженному учителю России Игорю Аркадьевичу Чапраку, который уже второй год с нами работает. Штрих: он каждый день лично проверял самое главное – как кормят (на фото он справа, а слева — областной министра образования).

Министр, кстати, очень любит петь и в этот раз тоже порадовал нас устным народным творчеством. Душевной такой народной песней… Мне понравилось.

Правда, говорят, он пел то же самое, что и в прошлом году. Но не знаю, правда ли это, врать не буду.

11.50. И вот — минута славы!

Денис Беккер (справа) и Александр Булавкин – призеры.
Отлично!!! Молодцы!!!

Так, теперь подходит очередь 11 класса. Посмотрим…

12.30. А вот одиннадцатиклассницам не повезло. Их нет в призерах. Таким образом, двое из четырех. Жутко обидно.

На фото после награждения это видно.



Вот ведь парадокс: в феврале я бы прыгал от радости от такого результата, а так — хоть и очень рад за ребят, но безумно жалко, что Света и Ира не заняли призовых мест, т.к. они реально очень достойно выступали! Грустновато даже как-то. Тем более – 11 класс.

Вставка из будущего: Ирина Балаганская стала победителем Всероссийской олимпиады по праву СПбГУ, а Светлана Коркина — ее призером. СФУ засчитывает эти результаты, так что мы очень ждем девушек на юрфаке.

20.00. Официальных письменных результатов так и нет, так что, можно сказать, по 11 классам формально итоги и не подводились, поскольку в соответствии с обязательными требованиями, «официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов Жюри» (п. 8.13). Ну да ладно, оспаривать нет смысла, так как все уже разъехались.

21.00. Выходим из ЦОДа к автобусу – через полчаса будем на Московском вокзале, ночной поезд умчит нас в Москву, там мы день будем скрываться от стужи и пурги (не ожидал такую погоду в марте), случайно зайдем в самый странный из тех, где я был, музей — музей Маяковского, вечером – самолет; и утром в Красноярске, где плюс пятнадцать и солнце…

И последнее – по порядку, но не по значимости: Слова благодарности.

Огромное спасибо всем, благодаря кому сие достижение (2 призера из 4-х участников) получилось, то есть:
— детям!
— их родителям!
— школьным учителям и преподавателям из Межрегионального правового колледжа СФУ
— профессору Владимиру Моисеевичу Шафирову, без которого это бы никогда не состоялось
— преподавтелям нашего юрфака, которые помогли с подготовкой (Светлане Александровне Серебренниковой, Валентине Владимировне Терешковой, Илье Александровичу Шевченко, Александру Александровичу Брестеру)
— Ольге Александровне Хариной из краевого УФАС
— аспиранту кафедры ТГП Евгению Геннадиевичу Ростовцеву
— студенткам нашего юрфака — Анне Степановне Толстых и Нине Олеговне Литвиновой, а также всем другим сьудентам из тусовки «правовой школы», кто верил и поддерживал!
— Эвелине Михайловне Фролович с кафедры гражданского процесса Пермского госуниверситета — за хорошие фотки!

46 комментариев

Илья Шевченко
Строгая тетушка в очках потребовала, чтобы мы тихо себя вели, не матерились при министре образования

А не при министре можно? :)))
0
Александр Петров
из песни слов не выкинуть
1
Егор Воронов
Ненормальные вопросы на олимпиаде.
кстати про наследников я правильно ответил за 30 сек. правда ответа я не знал, а отвечал наугад. )
как по мне так лучшеб задачки задавали, для решения которых необходимо не наличие конкретных знаний (которые кстати приобретаются либо в силу опыта либо зубрежки, при этом опыта у школьников быть не может по определнию, а зубрежка несет в себе больше вредного чем полезного) , а подключение логики.
0
Александр Петров
Задачи, которые во втором туре, в подавляющем большинстве адекватные. А вот тесты — да!
если Вам интересно, вопросы полностью можно здесь посмотреть
0
Юрий Петров
На эссе какие-то странные темы предлагаются…
P.S. Кстати в теме №1 говорится, что для государства как корабля парусами является правительство, а в теме № 16 уже утверждается, что паруса — это налоги)…
0
Егор Воронов
Кстати, темы для написания эссе вполне демократичные.
недавно например в чеченской республике все школьники (с 1го по 11ый класс) писалли эссе на тему: «Рамзан Кадыров — герой нашего времени»
0
Егор Воронов
пардон за орфографические ошибки
0
Анна Северова
"… молодежного жюри олимпиады (аспиранты и студенты МГУ и МГЮА, которые помогают жюри), задания реально составляют именно они."
Может быть, пора кого-нибудь из Красноярского края отправить в МГУ? Или МГЮА? :)
2
Александр Петров
надо. Добровольцы есть?
0
Анна Северова
Думаю, нужно объявить конкурс! На таких мероприятиях всегда выясняется, что желающих на самом деле много!
Вот только боюсь, что вуз задумку не оценит… :)
0
Марина Тарасова
Спасибо, мы там уже были. :)) Я туда даже под расстрелом не поеду. :))
1
Марина Тарасова
Аргументация есть железная, но это — не в блоге.
0
Игорь Караваев
Вопросы как всегда в духе «попробуй угадай». Сами, небось, без книжки и не ответят…
p.s. уступи iPad девушке, не будь жадиной
2
Александр Петров
p.s. уступи iPad девушке, не будь жадиной

конкурсы погубят блог :)
0
Илья Шевченко
тебе нужен айпад? :))))
1
Александр Петров
нахаляву и водка вкусная :)

как ты понимаешь, у меня самого времени, чтобы его целенапаравленно выигрывать, просто уйма
0
Сергей Романов
Работать с подрастающим поколением работа, которая вызывает уважение!
0
Илья Шевченко
Если эта работа научает людей мыслить и принимать обоснованные решения, то такая работа вызывает уважение ещё больше.
9
Ирина Колесник
А если еще знать, что все это практически на голом энтузиазме, почти безо всякой официальной поддержки! Низкий поклон таким энтузиастам, которые дают талантливым детям путевку в жизнь!
9
Ирина Помогалова
Без комментариев. В этом и состоит основная задача преподавателя.
1
Валерий Иволга
Во как поперло с голосами)))так держать, в том же духе)))))
2
Александр Петров
Валера! мне много больше нравится статистика просмотров:
3
Пользователь № 126736
Александр, жалко что мою статью неосновательно, " убрали" с участия с конкурса, а то было бы сейчас 500 или 600 балов)) а посещаемость около 3-4 тысяч. Так что это у вас нет конкуренции такового)
-6
Александр Петров
Жора, я не понял, честно говоря, почему это вопрос а) ко мне и б) в этой теме
2
Илья Шевченко
Это Вы называете конкуренцией? :)))
-1
Мария Петрова
Да, вопросы поражают своей «логичностью»: в принципе собственник со своим имуществом может делать, все, что там названо. Другое дело, что в римском праве существовали как самостоятельные вещные права владения, узуфрукта, а законный владелец мог защищать свои права так же как и собственник. Таким образом постановка вопроса или нелогичная или явно нацелена на то, чтобы сбить с правильного пути. Признаюсь, я тоже не сразу его «раскусила», но по-моему, таких вопросов, особенно в олимпиадах для школьников быть не должно.
3
Нина Литвинова
Всех ребят поздравляю в тысячный раз. Конечно, отдельная благодарность преподавателям СФУ и всем остальным, кто нашел время для помощи в подготовке!
А тут еще комментарий Валеры порадовал. ))). И как-то вспомнилась та эпоха ПШ (и Марина! — первый наш российский победитель) ровно до следующего поколения, Света же поехала в правовую ровно, когда мы уже стали студентами и впервые поехали в качестве стажеров. Вот я даже помню, что сначала довольно посредственно как-то к праву относилась, а потом настолько стало интересно (видимо, благодаря преподавательскому составу), да? Вот и результаты. А вообще всем желаю дальше развиваться и не зазнаваться, а то один мой знакомый после поступления в им.Баумана настолько почувствовал себя уверенным, что все в результате завершилось отчислением. Но я думаю, у вас все получится и мы еще услышим ваши имена. И сохраните вашу дружбу.
5
Светлана Коркина
Нина, да я помню, как поехала впервый раз и именно правовая школа поменяла моё отношение к праву, спасибо преподавателям! Надеюсь, когда-нибудь тоже поеду в качестве педагога. Обещаю не зазнаваться, потому что все, что я сделала, это ничто по сравнению с тем, чего я хочу достичь.
3
Денис Беккер
Спасибо за помощь и поддержку. Не волнуйся, не зазнаемся, только наоборот будем стремиться к ещё большему успеху! Спасибо большое судьбе, что случай занёс меня в прошлом году на краевую олимпиаду по праву, а то сейчас всё могло бы быть совсем по-другому. Дружбу сохраним, это главное. Спасибо ещё раз!!!
4
Марина Тарасова
Пишу, что думаю по теме и не очень по теме :)):
1. Я, не в тысячный, конечно, раз :)), но все равно поздравляю ребят. Это очень высокий результат, потому что, если сравнивать олимпиадные задания 2007 и 2011 года, видно, что с каждым годом все сложнее и сложнее готовиться к таким заданиям. Теперь первое место надо кому-то брать. :))
2. Александр Александрович, а почему это последний Ваш (правда под вопросом :)) юбилей? Если Вы сейчас отойдете от олимпиадного движения, то — это фактически все сначала: снова будут неудачи… какое-то время, снова накопление опыта методом «проб и ошибок», с нуля. Вам собственную работу, которая делалась в течение 5 лет, не жалко? А с 2007 года много воды утекло, и этим делом многие могли бы заниматься, если есть:
— желание,
— опыт участия в олимпиадах,
— и время.
Вот у меня не было до сих пор только последнего слагаемого, Вы знаете — почему. А со следующего года можно будет пробовать.
3. Девчонки, Света, Ира, я, конечно, понимаю, что это легко сказать, но: не переживайте сильно по этому поводу, потому что, кто займет место, а кто его не займет, решает жюри, а это всего-навсего субъективное мнение конкретных людей, которое может быть и ошибочным, и это всего-навсего школьная олимпиада, пусть и всероссийская; у вас впереди очень много перспектив… и побед, и они обязательно у вас будут, (причем, побед гораздо более значимых, чем Всероссийская олимпиада школьников по праву). Как-то так получается, что в каждой победе, как правило, зачатки будущего поражения, а в каждом поражении, тоже, как правило, зачатки будущих побед (это не просто красивая фраза, истинность данного высказывания проверена на собственной шкуре). Так что я присоединяюсь к Нине — «мы еще услышим ваши имена» :))
4. Нина, по Правовой школе тоже ностальгия. Если летнюю сессию переживу (да переживу! куда я денусь :))), надеюсь, поеду туда в качестве преподавателя. Я вот пробовала читать лекции в Правовой школе, вроде получалось, но я поняла, насколько это сложно — сложно предельно просто, понятно и доступно излагать материал. Да еще так, чтоб было интересно, так, чтоб захотелось этим заниматься.
Написала не все, что хотела, но уже и так много получается :))
4
Александр Петров
Марина, с удовольствием буду с Вами работать по олимпиадам!
0
Алан Гутиев
Спасибо Петрову Александру Александровичу, правовой школе, колледжу… если бы я 3 года назад не попал в колледж и не познакомился с Александром Александровичем, я бы сейчас вряд ли учился на одном из лучших юридических факультетов России (юрфак СПбГУ).Спасибо вам!
2
Александр Петров
да ладно, Алан! я тут мало при чем :)
1
Илья Шевченко
Передавайте там привет Н.Г. Стойко :)))
1
Алан Гутиев
Как увижу Николай Геннадьевича, сразу передам!)
1
Мария Петрова
Не, ты молодец. Я по собственному опыту, знаю как много зависит от преподавателя.
0
Ирина Колесник
Многое, но, к сожалению, не все. Есть такие ученики, что какой бы золотой-серебряный преподаватель (учитель) не был — не поможет. Счастье, когда есть возможность работать с одаренными детьми. Но много таких, от ответов которых у преподавателей случаются натуральные истерики. Моя подруга на днях принимала у 9-классников экзамен по истории. Сама была в шоке и меня в него ввергла. Несколько примеров. Девочка рассказывает о гражданской войне. Плывет и путается на каждом слове. Добрые учителя, в попытке «вытянуть» задают простенький вопрос: «Скажи хотя бы, большевики — »красные" или «белые»? Девочка, ничтоже сумняшеся, отвечает: «белые», их же было много. Еще пример с того же экзамена. Ученицу спрашивают: кто такой «тушинский вор»? Если думаете, что Лжедмитрий II, то глубоко заблуждаетесь. Это оказался человек, который мясные туши воровал. Печально все это. Особенно, если учесть, что история — не обязательный экзамен, как математика и русский язык, а ПО ВЫБОРУ! То есть эти дети были уверены, что хорошо знают этот предмет!!!
1
Мария Петрова
Ирина, я немного о другом. Бывает и так конечно, как вы говорите. Но у меня было наоборот: бывает, не понимаешь предмет совсем в школе, ну не нужен он тебе, думаешь. Вот мне, думалось, зачем мне физика, если я гуманитарий. Но… у нас сменился учитель и предмет стал восприниматься совершенно иначе- стало интересно и захотелось его учить, разбираться. Через полтора годика, к окончанию школы мне удалось попасть в число лучших учеников класса по предмету. Подобное было у меня и в вузе. Очень важно уметь преподнести, преподать свой предмет ученикам, заинтересовать, в этом мастерство настоящего преподавателя. Это, конечно, в первую очередь касается обыкновенных учеников (вундеркинды и сами готовы ночами грызть гранит науки), но ведь таких большинство и именно они потом по большей части работают с населением. А случается, что и из таких «заинтересованных» выходят талантливые люди. Талант надо увидеть, раскрыть, а не убить. В этом мастерство преподавателя. Но иногда бывает и наоборот — от некоторых горе-преподавателей на долгие годы теряется интерес к предмету. Хотя, безусловно вы праву, поскольку " учителя отворяют ученику дверь, но войти в нее придется самому". Главное, чтобы не было наоборот.
2
Ирина Колесник
Да, согласна, помню свои школьные годы: когда ты еще не определился, что именно пригодится тебе в жизни, то учишься по принципу «нравится учитель — знаю предмет». И, соответственно, наоборот. Но сейчас много таких детей, которым просто неинтересно учиться. Они не хотят брать знания ни в какой форме. Знания им не нужны — нужен аттестат (или диплом). Потом пишет мне в протоколе такой вот горе-ученик с ПОЛНЫМ средним образованием «в услугах АБЛАКАТА нуждаюсь».
1
Мария Петрова
Да, но тогда это уже клинический случай…
0
зина Балысова
Сан Саныч)) ВООБЩЕ МОЛОДЕЦ)))))) ЛУЧШИЙ И ЛЮБИМЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ)))))
2
Александр Петров
да ладно, Зина! я прям смущаюсь — и это, конечно, оффтоп :)
0
Николай Рыженков
Самое обидное, что отношение к олимпиадному движению, одаренным детям никакое! Каждый может что-то не сделать, упустить, не доработать, а ведь от этого, простите, зависит судьба человека!!!
0