Владимир Гуков → К вопросу о соблюдении школами законодательства
Будучи школьником, у меня не возникало никаких вопросов касательно деятельности учителей и директрисы, когда на возмущенные возгласы родителей о нагрузке в школе и прочее они говорили, что «есть устав и есть закон». Поводом для этого топика послужил недавний скандал в одной из школ моего города.
Коротко — детей средних классов переводили с первой учебной смены на вторую и задавали немыслимое количество домашнего задания. В конце-концов терпение у родителей лопнуло и начались разборки. Давление на учителей и администрацию школы было бесполезным, так как они отнекивались СанПиНом. Тогда родители сами познакомились с СанПиНом, затем со школьным Уставом. Удивительно, но положения СанПиНа разительно расходились с реальностью, и школе ничего не оставалось, как смириться и выполнить требования родителей.
Я косвенно участвовал во всем этом деле и мне стало интересно: я прочитал СанПиН, прочитал Устав школы, где я когда-то учился. И у меня появились вопросы:
Почему школы так грубо нарушают законодательство?! Нарушаются эти нормы в каждой второй школе РОССИИ! Пункт 2.3.1 СанПиНа — наполняемость класса не должна превышать 25 человек. Да сейчас в младшей и средней школе минимум 30 человек на класс! Таблица 3 говорит, что, в частности, для 5 классов при 6-дневной неделе размер максимальной нагрузки составляет 31 час, у детей было 36 часов! Где та динамическая пауза не менее 40 минут для учащихся первых классов? Это — лишь малая часть.
Почему ничего не делают?! Я удивляюсь, нарушение закона прямо перед носом, но ни инспекции, ни родители, никто даже и не думает что-то делать. Почему?
Я уверен, что родителям не безразлично физическое и психологическое здоровье ребенка. Так боритесь за его права, пишите жалобы, запрашивайте документы школы, давите юридической силой, как угодно, но заставьте школы соблюдать букву закона.
Коротко — детей средних классов переводили с первой учебной смены на вторую и задавали немыслимое количество домашнего задания. В конце-концов терпение у родителей лопнуло и начались разборки. Давление на учителей и администрацию школы было бесполезным, так как они отнекивались СанПиНом. Тогда родители сами познакомились с СанПиНом, затем со школьным Уставом. Удивительно, но положения СанПиНа разительно расходились с реальностью, и школе ничего не оставалось, как смириться и выполнить требования родителей.
Я косвенно участвовал во всем этом деле и мне стало интересно: я прочитал СанПиН, прочитал Устав школы, где я когда-то учился. И у меня появились вопросы:
Почему школы так грубо нарушают законодательство?! Нарушаются эти нормы в каждой второй школе РОССИИ! Пункт 2.3.1 СанПиНа — наполняемость класса не должна превышать 25 человек. Да сейчас в младшей и средней школе минимум 30 человек на класс! Таблица 3 говорит, что, в частности, для 5 классов при 6-дневной неделе размер максимальной нагрузки составляет 31 час, у детей было 36 часов! Где та динамическая пауза не менее 40 минут для учащихся первых классов? Это — лишь малая часть.
Почему ничего не делают?! Я удивляюсь, нарушение закона прямо перед носом, но ни инспекции, ни родители, никто даже и не думает что-то делать. Почему?
Я уверен, что родителям не безразлично физическое и психологическое здоровье ребенка. Так боритесь за его права, пишите жалобы, запрашивайте документы школы, давите юридической силой, как угодно, но заставьте школы соблюдать букву закона.
Школьная программа в большинстве своем устанавливается сверху, а не в школах. И что прикажете делать учителям, если часы по русскому языку сократили, а программу выдать надо? Естественно они задают большее количество домашних заданий. Вы же потом, как родитель, придете к ним и скажете — мой ребенок не сдал ЕГЭ, потому что его плохо учили!!!
Бороться надо не со школами, а с теми кто утверждает школьную программу. С теми, кто не в состоянии выделить школе финансирование.
Ваши аргументы бесспорны. Я согласен, что не только школы несут ответственность за происходящую ситуацию. Тем не менее, то, что они в силах сделать, они не делают. И это правильно?
А) Отказать значительному числу людей в их конституционном праве на получение бесплатного школьного образования, мотивируя это отсутствием мест и недостаточным финансированием. Догадываетесь, что будет, если они так сделают? — Родители съедят на обед и директора и учителей. Посыпятся жалобы, может кто-то даже иск в суд подаст. В итоге муниципальные чиновники — свалят все на самодеятельность директора и прикажут ему все исправить. Исправлено будет все разумеется так, как исправляется сейчас, потому что нету у школы денег на дополнительный класс. И как бюджетному учреждению взять эти деньги ей неоткуда.
Б) Снизить нагрузку на учеников. Вот только беда, основные программы по большинству предметов — устанавливаются не школой. Гимназии могут увеличить количество часов для профильных предметов, по которым они специализируются или ввести факультативы, но они не могут влиять на те предписания, которые спускаются им сверху. Каким образом школа, например, увеличит часы русского языка, если им предписали их уменьшить и ввести вместо них дополнительные уроки труда (или как они нынче называются)?
Школы, как правило, делают все что в их силах. Да, учителя увеличивают количество домашних заданий, но, объективно, у них нет другого выхода. И, если честно, я полагаю что ничего страшного с ребенком не случиться, если он лишний час позанимается русским или математикой, вместо того чтобы этот же лишний час потратить на игры в компьютер. Были бы наши школьники так уж сильно загружены — он-лайн игры не были бы переполнены школьниками.
Хочу заметить, что иные он-лайн проекты требуют не меньше времени на себя, нежели школа, и каким-то чудом школьники в них обычно преуспевают.
Спасибо, Дмитрий, за хороший и справедливый комментарий, единственное, что хотелось бы, что бы Вы указали на нормативную базу, инструкции, вот эти самые предписания. Если Вы ими располагаете или знаете, где их найти, реквизиты и названия документов, буду весьма благодарен.
Если вас интересуют образовательные стандарты, то их можно найти тут:
mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Но это лишь вершина Айсберга, по сути вам нужны акты органов местного самоуправления, всевозможных местных департаментов (министерств) образования. Ознакомится с ними можно на сайте соответствующего органа местного самоуправления (если повезет). Если не повезло, то можете заглянуть в школу и побороться за свое право свободного получения информации там. :)
Да в том то и дело, что отказываются выдавать документы. Уставы устарелые лежат на сайте, а всевозможные инструкции и новые уставы в школе, что называется, «за семью печатями».
Спасибо!