Олег Соколов → Поправки к ФЗ "О лотереях" - очередное мошенничество МинФина
МинФин готовит новый инструмент для мошенничества — поправки к ФЗ «О лотереях»
Министерство финансов РФ внесло на рассмотрение в Госдуму поправки к Федеральному закону «О лотереях», принятие которых, по мнению ряда экспертов, способно в потенциале привести к возникновению еще одной одиозной государственной монополии – на проведение лотерей. На подобное решение блогеры и других представители общественности (статья «Вне игры», газета «Комсомольская Правда» от 18 мая 2011 года) незамедлительно ответили акцией «Блогеры против игровых автоматов», которую активно поддержали пользователи «Живого Журнала» и других сообществ.
В документе более ста пятидесяти страниц, и даже при вдумчивом прочтении усмотреть изменения, ставящие организаторов государственных лотерей в преимущественное положение, непросто. Однако – черт в деталях. И вот первая из таких деталей: пункты 5.1. и 5.2. нового законопроекта дают право оформления договора на участие в лотереи способом выдачи лотерейной квитанции или электронного билета только для участия в государственных лотереях в режиме реального времени.
Не очень понятно, правда? Но если перевести юридические формулировки в практическую плоскость, это означает, что организаторам государственных лотерей не понадобится тратиться на печать лотерейных билетов и их доставку, например, в Калининград или Владивосток: игра фактически может вестись в виртуальном пространстве. Но частные компании вынуждены будут работать по старинке: нести типографские расходы на печать билетов, оплачивать склады, где хранится этот тираж до отправки к местам продажи, отстегивать транспортным компаниям, содержать штат продавцов. Все эти расходы могли бы пойти в выигрышный фонд, но авторов поправок к закону это беспокоит мало. Как и то, что разрушаются условия между частными и государственными структурами, проводящими лотереи.
Увы, но на этом претензии экспертов к новому законопроекту не исперпываются. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан «в целях исключения возможности проведения азартных игр под видом лотерей». А теперь – следите за руками! Одной рукой написано: «Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе денежных и натуральных показателей, запрещено».
А вот написанный другой абзац, которым предлагается дополнить закон: «Допускается использование указанных устройств организатором стимулирующей лотереи для заключения договора с участником стимулирующей лотереи и (или) для определения выигравших участников стимулирующей лотереи». Дорога игровым автоматам снова открыта? С воли Думы — да!
В итоге данные поправки регламентируют следующее:
1) МинФин решил потеснить частный бизнес, хотя данный вид бизнеса не имеет никакого отношения к игровым автоматам.
2) МинФин решил «заработать» на своих лотереях в виде гослотерей, которые будут организовываться через «своих» людей, и позволять зарабатывать на этом бизнесе в больших количествах под прикрытием Государства.
3) МинФин нашел возможность легализовать игровые автоматы через лотереи, что и хотел сделать еще давно, но в прошлые разы данные поправки были отклонены.
Министерство финансов РФ внесло на рассмотрение в Госдуму поправки к Федеральному закону «О лотереях», принятие которых, по мнению ряда экспертов, способно в потенциале привести к возникновению еще одной одиозной государственной монополии – на проведение лотерей. На подобное решение блогеры и других представители общественности (статья «Вне игры», газета «Комсомольская Правда» от 18 мая 2011 года) незамедлительно ответили акцией «Блогеры против игровых автоматов», которую активно поддержали пользователи «Живого Журнала» и других сообществ.
В документе более ста пятидесяти страниц, и даже при вдумчивом прочтении усмотреть изменения, ставящие организаторов государственных лотерей в преимущественное положение, непросто. Однако – черт в деталях. И вот первая из таких деталей: пункты 5.1. и 5.2. нового законопроекта дают право оформления договора на участие в лотереи способом выдачи лотерейной квитанции или электронного билета только для участия в государственных лотереях в режиме реального времени.
Не очень понятно, правда? Но если перевести юридические формулировки в практическую плоскость, это означает, что организаторам государственных лотерей не понадобится тратиться на печать лотерейных билетов и их доставку, например, в Калининград или Владивосток: игра фактически может вестись в виртуальном пространстве. Но частные компании вынуждены будут работать по старинке: нести типографские расходы на печать билетов, оплачивать склады, где хранится этот тираж до отправки к местам продажи, отстегивать транспортным компаниям, содержать штат продавцов. Все эти расходы могли бы пойти в выигрышный фонд, но авторов поправок к закону это беспокоит мало. Как и то, что разрушаются условия между частными и государственными структурами, проводящими лотереи.
Увы, но на этом претензии экспертов к новому законопроекту не исперпываются. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан «в целях исключения возможности проведения азартных игр под видом лотерей». А теперь – следите за руками! Одной рукой написано: «Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе денежных и натуральных показателей, запрещено».
А вот написанный другой абзац, которым предлагается дополнить закон: «Допускается использование указанных устройств организатором стимулирующей лотереи для заключения договора с участником стимулирующей лотереи и (или) для определения выигравших участников стимулирующей лотереи». Дорога игровым автоматам снова открыта? С воли Думы — да!
В итоге данные поправки регламентируют следующее:
1) МинФин решил потеснить частный бизнес, хотя данный вид бизнеса не имеет никакого отношения к игровым автоматам.
2) МинФин решил «заработать» на своих лотереях в виде гослотерей, которые будут организовываться через «своих» людей, и позволять зарабатывать на этом бизнесе в больших количествах под прикрытием Государства.
3) МинФин нашел возможность легализовать игровые автоматы через лотереи, что и хотел сделать еще давно, но в прошлые разы данные поправки были отклонены.
А вот что касается второй части заметки (про стимулирующие лотереи) — это демонстрация традиционного непонимания института стимулирующих лотерей. Автор демонстрирует бытующее мнение, что стимулирующая лотерея — это нечто связанное с игорной деятельностью.
На самом деле, стимулирующая лотерея — это всего лишь форма проведения рекламной акции. Когда призы разыгрываются случайным образом среди участников (магазин собирает купоны, а потом разыгрывает призы или под крышкой пива найди код и участвуй в розыгрыше призов — знакомо?). Государство почему-то такие рекламные розыгрыши решило взять под свой особый контроль, законодатель включил их в Закон «О лотереях», придумав таинственный термин «стимулирующая лотерея». И с тех пор пошли все беды.
Мало кто понимает этот термин верно, мало кто вникает в нюансы лотерейного и рекламного законодательства. «Игорщики» стали прикрывать этим термином свои нелегальные азартные игры. Правоохранительные органы отличить азартную игру от стимулирующей лотереи на уровне прочтения буквы закона не в состоянии. Что делать?
Логичным напрашивается выход из ситуации: упростить и упорядочить понятийный аппарат, повысить уровень образования работников правоохранительных органов, рассказать им о положительной судебной практике (по всей стране суды успешно закрывают такие лже-лотерейные клубы и игры).
Нет, нам такой выход не нужен. Законодатель усложняет процедуру проведения стимулирующей лотереи. Звучали даже инициативы вообще запретить стимулирующие лотереи. Весь мир стимулирует продажи товаров, а у нас в России проще запретить, чем отсеять зерна от плевел. Эффективный рекламный инструмент калечим? Да кому она нужна реклама.
И вот, начиная с августа 2010 года, все рекламные розыгрыши запрещено проводить с использованием современных технологий. Никаких программ, никаких компьютеров, даже ручные барабаны находятся под запретом. Приходят сотни тысяч заявок на участие в розыгрыше? Ничего, обработаете ручками и выберете победителя как угодно, вспоминайте, как до 19 века жили?
И вот новый законопроект. Единственная разумная мысль которого — это вернуть право проводить розыгрыши с использованием современных технических средств. Да на самом деле, не нужно оно, это право. Рекламодатели России и так справятся, лишь бы совсем не запретили эти несчастные розыгрыши. Они и вручную победителей отберут.
Но просто обидно, когда единственную рациональную мысль законопроекта выставляют в таком негативном свете. Копать тему глубже надо, товарищи, прежде чем делать такие смелые выводы, как: «МинФин нашел возможность легализовать игровые автоматы через лотереи, что и хотел сделать еще давно, но в прошлые разы данные поправки были отклонены».