Алексей Звягинцев →  Безразличие людей

Трагедия на Волге. Погибло много людей, среди них большое количество детей. Прочитав эту новость в интернете, быстро перешел к другим. Через какое-то время поймал себя на мысли, что меня уже не удивляют трагедии, происходящие из года в год на территории нашей страны. Сценарий известен, судно не проходило капитальный ремонт, не соблюдались меры безопасности, возбуждено уголовное дело, Шойгу докладывает первых лицам, сначала Медведеву, потом Путину, или наоборот. Через год кого-нибудь приговорят к лишению свободу в колонии-поселении, но к тому времени все уже забудут про эту историю, можно не сомневаться, что будут другие.

Прочитал еще раз. Два судна проплыли мимо, просивших о помощи людей.
Трагедии происходят каждую неделю в разных точках нашей планеты, а не только в нашей стране. Только последствия и реакция общества и отдельных его членов везде разная.

Основное отличие животного от человека, наличие разума, а вместе с ним морали и внутренних убеждений. Именно наличие этих качеств, позволяет человечеству не сбиваться в стаи и не жить по принципу «кто сильнее, тот и прав». Первая реакция животного при наступлении опасности – спасать свою шкуру. У некоторых людей при наличии достаточной воли, сострадание и оказание помощи не только и себе, но и человеку, находящемуся рядом и также оказавшемуся в беде заглушает безусловный инстинкт самосохранения.

Какая реакция может считаться «нормальной» у человека, сбившего на автомобиле пешехода или ставшего свидетелем этого. Наверное, все-таки оказание первой помощь пострадавшему и перевозка его в медучреждение, или на крайний случай звонок в скорую. Первая реакция в России? Зачастую – как можно скорее покинуть место ДТП.

Пропустить скорую? Нет, конечно, ведь я стою в пробке уже 2 часа и у меня был не самый удачный день. И ведь таких людей далеко не единицы, их много.

Какая реакция должна быть у капитана судна, проплывающего ДНЕМ и видящего большое количество людей в воде, которые очевидно не переплывают Волгу на спор. Правильный ответ – проплыть мимо! Таких судов было два, подобрало, судя по всему, третье.

Аналогичных историй множество, но они не попадают в сводки новостей и никто, никогда о них не узнает. Очень часто, люди сами не могут спасти свою жизнь. Но корабли и соотечественники проходят мимо…

Что происходит!? Что творится в головах у людей?! Безразличие, равнодушие, озлобленность, анабиоз всего общества? Совершенно очевидно, что-то надломилось, время дикого капитализма оставило очень большой отпечаток на всем обществе. Вопрос только в том лечится ли эта болезнь, сколько времени это займет и конечно, сколько это будет «стоить» всем и каждому.

До сих пор не могу понять, как равнодушие может сочетаться с такими характеристиками наших сограждан, как гостеприимство, доброта, альтруизм и т.д. и т.п. Или это все в прошлом? Теперь балом в нашей стране правит жадность, зависть, и эгоизм. Все признаки тяжелобольного общества налицо.

Иногда становится страшно и жутко обидно за свою (а не эту) страну и людей, которые в ней существуют.
Надеюсь, масса людей, которым на все наплевать, в нашей стране еще не перевесила. А может быть точка невозврата уже пройдена?

4 комментария

Александр Алексеев
Огульно говорить о
Таких судов было два
нельзя. Вы же не были на этих судах. Я в юности занимался парусным спортом и хочу сказать, что при соответствующем волнении на воде и ветре трудно что-либо разглядеть на поверхности воды. Однажды, в пылу борьбы, группа спортсменов, в которой был и я, практически натолкнулась на идущую в надводном положении подводную лодку. А если «Булгария» ушла под воду за 3 минуты, а люди спасались без штатных оранжевых (и далеко видных) жилетов и плотов, то разглядеть их довольно трудно. Если капитаны этих судов умышленно так себя повели, то они должны быть наказаны, конечно.

Первая реакция в России? Зачастую – как можно скорее покинуть место ДТП.
Потому что реально можно самому стать «подозреваемым» и «обвиняемым» в отсутствие реальных вышеуказанных.

Кроме того, сограждане видят, что трагедии не ведут к справедливому наказанию настоящих виновных, что никто ничего добиться не может, а кто пытается — умирает от полония, от пуль, в СИЗО, получает по башке в подворотнях (сам получал, борясь с произволом в ЖКХ).

Мне совершенно очевидно, что, выпустив в плавание судно с поломанным двигателем, руководство компании пренебрегло безопасностью в жажде наживы. Но будет ли наказан топ-менеджмент? Или накажут инженера по ТБ, который предупреждал, но, в страхе потерять работу, не сообщил куда следует.

Думаете, что люди мечтают стать очередным Магнитским?
Кто в этом виноват? Кто создает такую атмосферу в стране?
Думаю, что Вам известны ответы.
«Что делать?» — Над этим вопросом ломают копья миллионы людей в различных блогах и форумах. На улицы выплеснулось лишь убийство болельщика Спартака.
Извините, но
масса людей, которым на все наплевать
уже перевесила. Все события последних лет об этом ярко свидетельствуют.
Так, навскидку:
— авария на СШГЭС;
— Евсюков;
— «Хромая лошадь»;
— и др.

А Вы, Алексей, какой видите выход для исправления ситуации? Что и, самое важное, КТО (инопланетяне, вашингтонский обком, народный фронт, список оставлю открытым) должен сделать для того, чтобы ситуация изменилась?
1
Алексей Звягинцев
Безусловно, возможны самые разные ситуации, возможно вы и правы что проход двух судов, лишь трагическая случайность. Однако существует тенденция и в последнее время все чаще можно услышать про равнодушие, которое проявляется в самых различных бытовых ситуациях, что естественно не так бросается в глаза, как заметка про два судна, которые прошли мимо, но является даже более важным, с точки зрения будущего страны.

Практически в любой трагической ситуации есть свои герои и антигерои. Одни помогают, другие наживаются, в этом и проявляются внутренние качества человека. Вспомнить хотя бы историю с терактом в Домодедово, когда одни просили огромные суммы за дорогу в город, а другие бесплатно развозили людей или наводнение в Новом Орлеане, когда одни спасали, а другие мародерствовали. Это было и будет, можно не сомневаться.

Главный вопрос тут, по-моему мнению, не в соотношение первых и вторых, а в количестве людей, которые живут по принципу «моя хата с края». Главная опасность для общества как раз в количестве таких людей — не плохих, не хороших, не добрых, не злых, а людей которым просто все равно.

Что касается вариантов исправления ситуации, то наверное в самом обобщенном виде есть два противоположных подхода. Первый — с низов, второй с верхов. С низов, развитие гражданского общества и соответственно создание различных организаций, координирующих и объединяющие самых разных людей. Второй насаждение государством норм «высокоморального поведения», с помощью социальной рекламы, различных образовательных программ с раннего детства и т.д. и т.п. В чистом виде и первое и второе не самый лучший вариант, лучшее как всегда посередине. В настоящее время в России практически нет ни первого ни второго, ни тем более сотрудничества верхов и низов, скорее наблюдается противостояние.

Искренне хочется надеется, что это все-таки вопрос времени. И что мотивы у наших дирижеров все-таки благородные, хотя в последнее не очень-то верится.
0
Анна Летавина
В одном из постов я писала, что после тотального «общего» общество из одной крайности бросило в другую: «моё» и «не моё». Видимо и в этой крайности надо побыть и прочувствовать её бесперспективность, чтобы найти золотую середину.
В этой истории с «Булгарией» только пару раз слышала, как пассажиры подобравшего их судна отдавали свою одежду и мобильные телефоны. Но такое правильное поведение не будет будоражить умы телезрителей, поэтому сконцентрировались на неправильном поведении.
2
Михаил Куртенэ
www.inopressa.ru/article/12jul2011/inotheme/ russia_bulgaria.html

12 июля 2011 г.
Обзор прессы | InoPressa: тема дня
Наплевательское отношение к людям и взятки вновь привели к трагедии

Кораблекрушение теплохода «Булгария» с гигантским количеством жертв — типично российская трагедия, вероятные причины которой — дряхлая техника советских времен и всепроникающая практика коррупции и безразличия, позволившая туроператорам игнорировать даже элементарные правила. «Россия гниет, и никто не хочет принимать это к сведению», — пишут западные СМИ.

В связи с гибелью старого теплохода на Волге уже звучат публичные обвинения и контробвинения, пишет The Christian Science Monitor, комментируя случившееся с «Булгарией». Один эксперт назвал произошедшее «типичной российской трагедией», вероятные причины которой — не соответствующая стандартам техника советских времен, всепроникающая практика коррупции и безразличия, позволившая туроператорам игнорировать даже элементарные правила техники безопасности, а также невезение: корабль затонул в одном из самых широких и глубоких волжских водохранилищ.

Президент Медведев объявил общенациональный траур, распорядился возбудить уголовное дело и проверить весь речной транспорт в России. «Речной флот насчитывает 1568 судов, причем более сотни еще старше, чем „Булгария“, — говорится в статье.

»Булгария" рано или поздно потерпела бы катастрофу, говорит редактор журнала «Речной транспорт» Михаил Кобранов: теплоход был старый, не имел внутренних переборок и в этот раз был сильно перегружен — вероятно, потому, что не менее 25 «добавочных» пассажиров договорились напрямую с капитаном. «В советские времена эти суда были под жестким контролем, но теперь любой бизнесмен может купить судно и устраивать круизы», — сказал Кобранов, добавив, что госведомства редко проверяют мелких туроператоров.

«В постсоветский период Россия страдает от чрезвычайных ситуаций сходного типа — когда черствая погоня за наживой сочетается с шокирующим пренебрежением техникой безопасности», — пишет газета, напоминая о пожаре в «Хромой лошади» и авариях на шахтах в Сибири. «Привычка давать взятки, чтобы обойти правила, слишком часто является основным фактором, объясняющим то, что иначе необъяснимо», — заметил Алексей Даняев из журнала «Катера и яхты».

После крушения теплохода на Волге президент Медведев распорядился проверить все суда, самолеты, поезда и автобусы в России, утверждает The Washington Post. Но как обеспечить, чтобы проверки, во-первых, были проведены, и, во-вторых, были проведены честно? — пишет журналист Уилл Ингланд.

Россияне шокированы гибелью «Булгарии», однако в стране, где общество обычно смиряется с безразличием чиновников, трудно претворить ужас и сочувствие в конкретные действия. Отличительная черта президентства Медведева — неисполнение его указаний, как иногда сетует он сам. В особенности невосприимчива к его усилиям коррупция, говорится в статье.

Алчность владельцев самолетов и судов, которая сочетается с «систематической коррупцией», помогает объяснить частоту подобных несчастных случаев в России, сказал депутат Госдумы от КПРФ Иван Мельников, по сообщению РИА «Новости». Сергей Шишкарев, глава думского комитета по транспорту, призвал ужесточить законодательство. «Но многие говорят, что в этой стране более жесткие законы обычно влекут за собой лишь один результат — рост взяток», — замечает издание.

В городке Булгар на Волге всего 8 тыс. жителей, однако у него богатое историческое прошлое: каждое лето поток туристов прибывает сюда, чтобы посмотреть на мечети, мавзолей и скверы, разбитые на местах старых городских валов, пишет Berliner Zeitung. Именно Булгар был целью путешествия круизного теплохода «Булгария», который затонул в воскресенье, имея более 200 пассажиров на борту. После пешеходной экскурсии пассажиры должны были снова отправиться вверх по течению, однако спустя короткое время теплоход перевернулся и затонул.

Возможной эту катастрофу сделало преступное легкомыслие тех, кто готовил судно к рейсу, убежден автор комментария. Оно было построено в Чехословакии в 1955 году, однако официально признано устаревшим лишь в июне этого года, в двигателе наблюдались серьезные неполадки. В последнем рейсе на борту находились 208 человек — гораздо больше, чем допустимо. К тому же прокуратура выяснила, что у теплохода не было лицензии на перевозку пассажиров.

По некоторым сведениям, пассажиры и команда пытались отговорить капитана от продолжения поездки, но «кто-то дал ему указание плыть дальше». У пассажиров «Булгарии» было мало надежды на спасение: корабль затонул слишком быстро. Выжившие сообщают, что мимо них проплыли два грузовых судна, даже не попытавшись им помочь. Как пишет автор, погибших примерно 110 человек, 30 из них — дети.

По утверждению экспертов, «Булгария» — это теплоход устаревшей конструкции, способный выдержать течь в течение всего нескольких минут, сообщает L'Express. После крушения судна президент России Дмитрий Медведев поручил провести проверку всего транспорта в стране, отметив, что «количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное». Двухпалубная «Булгария», построенная в 1955 году в Чехословакии, работала на очень популярных среди российских и иностранных туристов круизах по Волге. Как отмечает издание, многие суда, которые ходят по этой реке, переживают «вторую жизнь», а «Булгария» даже получила новое имя: в своей первой, чешской жизни она называлась «Украина».

Следствие выявило, что судно, плавающее уже 56 лет, ремонтировалось 30 лет назад и не имело лицензии для перевозки пассажиров, кроме того, оно было перегружено, а левый двигатель был неисправен, пишет газета. Тем не менее, в июне теплоход прошел техническую проверку и был признан пригодным для навигации.

Издание отмечает, что кораблекрушения в российских водах происходят довольно часто, и напоминает о самом известном — гибели советского круизного лайнера «Адмирал Нахимов» в 1986 году в порту Новороссийска, когда число погибших составило 423 человека.

Спустя 36 часов после затопления «Булгарии» на поверхность извлечены 43 тела погибших, сообщает итальянская La Repubblica. «25 поднятых тел принадлежат детям в возрасте от 1 месяца до 15 лет, и это делает трагедию еще более кошмарной. В момент крушения они находились в музыкальном салоне судна. Родители отправили их туда, чтобы отвлечь от перипетий круиза, переполненного неожиданностями и отягощенного непогодой», — пишет автор статьи.

«Булгария» из-за порывов ветра и под воздействием волн накренилась на левый борт. Один из двигателей вышел из строя. Пассажиров охватила паника: многие поспешили покинуть палубу, чтобы защитить детей и внуков. Из машинного отделения пытались подать сигнал о том, что толпу необходимо переместить на правый борт, но система связи не работала", — рассказывает корреспондент. Как выясняется, на «Булгарии», недавно прошедшей техосмотр, было только две спасательных шлюпки, отсутствовала возможность передавать сообщения об эвакуации, аварийные выходы были заблокированы. Поскольку не работали кондиционеры, все иллюминаторы были открыты — и они превратились в многочисленные маленькие пробоины, которые и привели к гибели судна, утверждает издание.

«Власти, — пишет обозреватель Die Tageszeitung, — демонстрируют решительность: начаты следственные мероприятия по статье „халатность“. Но будут ли найдены виновные в трагедии на Волге? Тот, у кого есть связи и кто может дать взятку, обычно выходит сухим из воды. Катастрофы с человеческими жертвами случаются и в других странах, однако российская статистика впечатляет больше всего. Здесь даже по причине незначительных дефектов гибнет такое количество людей, что прямо-таки в дрожь бросает, — пишет Клаус-Хельге Донат. — Эти цифры отражают равнодушие власть предержащих к жизни людей».

Погибшие стали жертвами коллективного «отрицания реальности», замечает корреспондент: «Россия гниет, и никто не хочет принимать это к сведению». А если родственники погибших начнут требовать детального расследования обстоятельств трагедии, изначальное сочувствие грозит смениться раздражением: они станут нарушителями спокойствия и заведенного порядка.
-1