Анатолий Облачинский →  Дополнительные услуги при оформлении потребительского экспресс кредита


В России потребительский экспресс кредит получил широкое распространение в начале 2000-х. Кредитные учреждения, представляющие данный вид кредита, позиционировали себя, как банки делающие жизнь легче, проще и т.д. Действительно это обоснованно, приходя в магазин с пустыми карманами, покупатель приобретает в кредит дорогостоящий товар. В данном случае не нужно долго копить, откладывать или отказывать себе в чем либо.

Однако, потребительский экспресс кредит является очень рискованным продуктом для самого банка. В связи с этим, кредитные учреждения преднамеренно завышают ставку по кредиту. Это обусловлено тем, что по данным кредитам наблюдается очень высокая доля не возврата. По словам одного из сотрудников коллекторской компании, из трех клиентов, взявших подобный кредит, выплачивает только один. Поэтому все риски банка тянет на себе именно этот один добропорядочный гражданин из трех.

Однако помимо высокой ставки эти кредиты отличаются наличием дополнительных услуг, которые являются платными, увеличивают общую сумму кредита и подключаются по желанию клиента. Самой дорогостоящей услугой является страхование жизни и здоровья заемщика. В качестве страховых случаев определены — смерть заемщика или наступление инвалидности 1 или 2 группы. Именно об этой услуге пойдет речь. Для начала хочется заметить, что услуга страхования является исключительно добровольной и не влияет на решение банка. Однако для кредитных менеджеров установлен план продажи этой услуги и неплохой бонус за его выполнение. Поэтому от сотрудников банка можно услышать любые доводы, вплоть до того, что эта услуга напрямую влияет на решение банка. Видимо эти сотрудники сами условия договора не читали, где жирным черным по белому написано, что эта услуга на решение банка не влияет. Идем дальше. Стоимость этой услуги порой удивляет — она может составлять до 10% от общего размера кредита. И только вдумайтесь, страховка входит в общий размер кредита и процент начисляется на нее тоже. Как это выглядит на практике? Товар стоит 20 т.р. Страхование 2 т.р. Общий размер кредита 22 т.р. Процент по кредиту 25% годовых. В итоге мы 22 т.р. умножаем на 25%. Вот так мы вынуждены платить проценты за проценты.
Кроме того, представьте себе, вы покупаете мобильный телефон в кредит на 6 месяцев. Имеет ли здравый смысл страховать свою жизнь и здоровье?

В итоге хочется задать вопрос подобным кредитным учреждениям — Как долго ваши сотрудники будут «впаривать» банковские услуги юридически неподкованным гражданам России?
Для подготовки анонса использовались материалы статьи "Потребительский экспресс кредит для новичка", размещенной на портале www.nationalpravo.ru

8 комментариев

Герман Зубов
До тех пор, пока банки для государства будут важнее собственных граждан. Чем выше %, тем больше налогов заплатит банк.
Недавно друг переехал на ПМЖ в Канаду, взял кредит на покупку дома 2.3%…
1
Анатолий Облачинский
Я бы скорее отметил стремление банков к сверхприбыли. А вот, что с налоговым контролем? Вот это уже большущий вопрос!
0
Герман Зубов
Так налоговой только лучше, план по налогам выполнит.
0
Артём Чайка
Вы совершенно правы. Это проблема чрезвычайно важна для развития грамотного частного потребления.

Думаю, что скорее всего проблема не в финансовом регулировании, а в правовом. В частности, сегодня сравнить предложения по кредитам от разных банков для обычного человека — дело невозможное. Внимательно читать кредитный договор тоже не все хотят. Каждый банк включает разные условия по комиссионным и сопутствующим услугам. Каждый пытается максимально увеличить свой заработок и снизить предлагаемый «официальный» процент.

Думаю, Нацбанк или парламент должен создать норму о том, как информация о кредите может быть представлена конечному потребителю.
Также, важно выработать ограничения по штрафным санкциям банков, в случае просрочки платежей и запретить продажу сопутствующих обязательных услуг.

Кстати, в США с 1968 существует Закон о Потребительском Кредите (Consumer Credit Protection Act), включающий требования к договору с клиентом, рекламе кредитных услуг и прочее. Это один из важнейших актов, принятых правительством США, который сделал значительный вклад в развитие внутреннего рынка.
1
Анатолий Облачинский
Про закон не слышал, спасибо за расширение кругозора. В нашем случае только законом можно как-то ограничить беспредл, творящийся на рынке.
0
Павел Коновалевски
Всем хочется заработать. Деньги они ведь свой карман греют. Вот и «греют» клиентов.
А ведь, как правило, страховая компания у банка своя. Итого с одного клиента банк имеет не только %, но еще и денюшку за услугу. Одна монета от сюда, другая от туда… Итого мы уже имеем отличную компенсацию за то, что в их банк обратились.
А вообще читай не читай кредитный договор, его никто править под клиента не станет. Кому что доказывать будете? Девочке\мальчику, который шаблонами только пользуется?
Нет контактов, а соответственно, требовать не с кого.
1
Анатолий Облачинский
Да, парадокс именно в том и заключается! что страховая компания либо своя либо в одном холдинге! Выходит так, что современный механизм страхования, который порой реально работает очернен тупым впариванием.
0
Павел Коновалевски
Ну вот и выходит, что мы говорим об одном и том же.
Полный цикл, так сказать, вступает на рынок. Или даже уже вступил.
Можно сказать, что это обратная сторона медали отказа от бюрократии и упрощения процессов.
0