Дмитрий Дедов → Бунт против Уолл Стрит
Опять бунт. Против Уолл Стрит. На этот раз задело Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, в общем, всю Америку.
Уолл Стрит олицетворяет мировой фондовый рынок, а для бунтовщиков – алчность и спекуляции, периодически раздувающие и лопающие фондовый «мыльный» пузырь, экономику «роста» (то есть спекулятивного роста курса акиий). После всех кризисов и манипуляций рынком мы опять ждем роста, мы продолжаем жить в прежней парадигме. Как вы догадываетесь, если не изменить характер системных отношений, когда изменения требуются, прежняя система перестанет существовать, а ее элементы (то есть мы с вами) образуют иную систему взаимоотношений.
Странно, что пресса сообщает только о массовых арестах бунтовщиков, среди которых в основном студенты, и не позволяет себе никакого анализа причин этого недовольства. Оснований для этого может быть только два: 1) или это простое хулиганство, не достойное внимания; или 2) бунт является проявлением системного кризиса, не экономического, а более фундаментального, затрагивающего основы всего современного социального порядка.
Иррациональность бунтовщиков, замутненность их сознания очевидна. Они пишут неприличные надписи про капитализм, они куражатся и просят полицейских арестовать себя. Они не формулируют четких требований. Что же конкретно им (и нам в том числе) может не нравиться: имущественное неравенство, получение богачами бонусов и других привилегий, которые они на самом деле не заработали? Да, но это не имеет ничего общего с тем настоящим капитализмом, который олицетворяют такие созидатели, как Генри Форд, Билл Гейтс, Стив Джобс и многие другие.
Сегодня США являются страной, наиболее последовательно претворявшей в жизнь концепции общества потребления и постиндустриальной экономики. Все это время они старались доказать, что объем потребления может расти бесконечно при неизменности числа потребителей. В результате экономические отношения доведены до абсурда: потребителям стало казаться, что можно жить в долг вечно, перезанимая под растущий курс акций и недвижимости. Такой самообман. Но самообман ли? Никто не заставлял в это верить. Кроме банков и государства.
Постиндустриальность как способ организации экономики, рассчитывающий на сферу услуг, а не производство (в результате все производство перемещено в Китай), оказался мифом. Но это куда более катастрофичная ошибка, потому что постиндустриальность затронула не только экономику, но и социальный порядок (хотя никто не сомневается в их взаимосвязи).
Но ведь не капитализм в лице производителя и торговца виноват в этом, а американские экономисты, наполучавшие кучу нобелевских премий за обоснование данной парадигмы, в которой мы все оказались. Американская элита допускала бесконтрольное и потому высокорисковое предложение кредита, не останавливала банки и потребителей. Из чего и те и другие сделали вывод, страшный, губительный по своей сути, вывод, противоречащий самой сути капитализма: можно быть безответственным.
Не претендуя на истину, я буду благодарен за просвещенные мнения моих читателей по этой проблеме.
Уолл Стрит олицетворяет мировой фондовый рынок, а для бунтовщиков – алчность и спекуляции, периодически раздувающие и лопающие фондовый «мыльный» пузырь, экономику «роста» (то есть спекулятивного роста курса акиий). После всех кризисов и манипуляций рынком мы опять ждем роста, мы продолжаем жить в прежней парадигме. Как вы догадываетесь, если не изменить характер системных отношений, когда изменения требуются, прежняя система перестанет существовать, а ее элементы (то есть мы с вами) образуют иную систему взаимоотношений.
Странно, что пресса сообщает только о массовых арестах бунтовщиков, среди которых в основном студенты, и не позволяет себе никакого анализа причин этого недовольства. Оснований для этого может быть только два: 1) или это простое хулиганство, не достойное внимания; или 2) бунт является проявлением системного кризиса, не экономического, а более фундаментального, затрагивающего основы всего современного социального порядка.
Иррациональность бунтовщиков, замутненность их сознания очевидна. Они пишут неприличные надписи про капитализм, они куражатся и просят полицейских арестовать себя. Они не формулируют четких требований. Что же конкретно им (и нам в том числе) может не нравиться: имущественное неравенство, получение богачами бонусов и других привилегий, которые они на самом деле не заработали? Да, но это не имеет ничего общего с тем настоящим капитализмом, который олицетворяют такие созидатели, как Генри Форд, Билл Гейтс, Стив Джобс и многие другие.
Сегодня США являются страной, наиболее последовательно претворявшей в жизнь концепции общества потребления и постиндустриальной экономики. Все это время они старались доказать, что объем потребления может расти бесконечно при неизменности числа потребителей. В результате экономические отношения доведены до абсурда: потребителям стало казаться, что можно жить в долг вечно, перезанимая под растущий курс акций и недвижимости. Такой самообман. Но самообман ли? Никто не заставлял в это верить. Кроме банков и государства.
Постиндустриальность как способ организации экономики, рассчитывающий на сферу услуг, а не производство (в результате все производство перемещено в Китай), оказался мифом. Но это куда более катастрофичная ошибка, потому что постиндустриальность затронула не только экономику, но и социальный порядок (хотя никто не сомневается в их взаимосвязи).
Но ведь не капитализм в лице производителя и торговца виноват в этом, а американские экономисты, наполучавшие кучу нобелевских премий за обоснование данной парадигмы, в которой мы все оказались. Американская элита допускала бесконтрольное и потому высокорисковое предложение кредита, не останавливала банки и потребителей. Из чего и те и другие сделали вывод, страшный, губительный по своей сути, вывод, противоречащий самой сути капитализма: можно быть безответственным.
Не претендуя на истину, я буду благодарен за просвещенные мнения моих читателей по этой проблеме.
Правда, их позиция отличается в части возникновения такого порядка. У элиты США в 1970-е гг. просто не было другого выхода — стагфляция гуляла по стране.
Возникает вопрос – маргиналы или нет? – У нас был еще один вопрос не раскрыт, я пообещал пример. Он у меня уже расписан – о докторе Йозефе Менгеле ( блог Акунина на Эхо: echo.msk.ru/blog/b_akunin/817708-echo/ ).
–Можно ли оправдать преступления этого человека. Интересно было в «отвалах породы» находить золотинки истины, исследуя этот вопрос. Кстати, он был маргиналом по отношению к своему государству?
Я опубликую обязательно это исследование на своем блоге www.твой1адвокат.su/wordpress/
По поводу самой темы – не стоит задавать статическую модель отношений общества и государства. Это динамический (???) – слово механизм, — не поворачивается язык, — это элемент жизни. Общество исходит из того, что например, РЕБЕНКУ, который ничего не понимает ни в праве ни в экономике – жить не удобно в таком мире…
А значит:
– мир надо менять.
Вот тут у нас, русских (это не национальность, а государственная принадлежность) – тромб в голове, и мы не готовы изменять ни себя, ни предъявлять требования окружающим – чтобы они тоже как-то менялись…
Но мы свободны и это уже не исправимо. Кстати, вчера 28.10.2011 мир отметил 125-летие Статуи Свободы. Она с нами… уже… навсегда!!!
С уважением, адвокат Сергей Шубин
П.С. Всем хороших выходных!!!
Эти люди получают социальные выплаты за счёт обществ, в которых ничего не делают, позволяя себе совершать грубейшие правонарушения.
В оценке этих событий я полностью склонен согласиться с уважаемой Ю. Латыниной:
new.novayagazeta.ru/politics/48064.html
Если вам будет занятно моё мнение о том, каковы глубинные социально-психологические основания происходящего (ведь вы вроде бы именно это желаете обсудить), то я изложу следующее.
1. Производительные силы развиваются быстрее производственных отношений, в то время как приведение данных отношений в соответствие с указанными силами приведёт к резкому сокращению рынка труда.
Вы же, Дмитрий Иванович, очень умный и образованный человек, догадываетесь, о чём речь? — автоматизация, информатизация и децентрализация как основные принципы модернизации предполагают, что для обслуживания производительных сил потребуется весьма небольшое (особенно по современным меркам) число высококвалифицированных широких профессионалов-творцов. А та работа, которую в нынешних производственных отношениях выполняют чрезмерно узкие специалисты-исполнители сомнительной квалификации, будет выполняться автоматом (микро-, нано- или ещё каким-то). Сами понимаете, конечно, в новом обществе нужны будут и судьи, и художники, и писатели… да только эти виды деятельности не слишком многочисленны (не смогут занять всех ненужных, сирых и убогих), да и у них весьма высокие и избирательные требования к кандидатам.
И все эти «лишние» люди в развитых странах… они и без сложного теоретического освоения действительности чувствуют общее направление развития, которое делает их «лишними»… Они хотят остановить развитие производственных и иных, связанных с ними, отношений, чтобы сохранить свою значимость (таким вот образом вы поймёте истинный смысл антиглобализма, например).
2. Человеческая природа такова, что почти всякий человек (за редким исключением) ценит то, что имеет, только если он это по-настоящему «заработал». Поясню.
Знаменитое китайское изречение говорит нам о том, что… «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь».
В чём состоит ошибка, как видно из изречения, когда государство просто даёт «рыбу» (социальные выплаты и гарантии) обычному трудоспособному человеку?
Во-первых, такой человек приучится к зависимости, у него сложится мнение о том, что «все ему должны» (в первую очередь, кто даёт — государство), у него состоится потребительское отношение к общественной жизни (а не деятельное, ответственное и преобразующее).
Во-вторых, обычный человек (не беру в расчёт исключения), живя за счёт государства, скучает. У него, как правило, не происходит самореализации и самоутверждения от того, что он и его деятельность важны для общества. Он забивает своё освободившееся время «мусором» и самоутверждается за счёт других людей, считая при этом себя «особенным».
В-третьих, происходит обыкновенная несправедливость. Человек может «ловить рыбу» и сам — а эта его обязанность обеспечивать собственную жизнедеятельность необоснованно и недобровольно «перекладывается» на государство, иными словами — на добросовестных граждан.
На вопрос «кто виноват» — мой ответ прост:
1. государство, которое не хочет научить бездельников «ловить рыбу», а также не желает сократить их популяцию до минимальных требований, которые предъявляются уровнем развития производительных сил (более этого, в развитые страны идёт поток ещё большего «человеческого мусора» — эмигрантов);
2. добросовестные налогоплательщики, которые не придали своему государству живительной силы на претворение в жизнь разумной политики.
Мальчики, громящие лондонские прилавки, конечно, могут признаваться виновными в совершении только тех деяний, которые именно они и совершили (уничтожили чужое имущество и прочее). К общим социально-психологическим основаниям своего собственного поведения они при этом не причастны — это как обвинять инфузории-туфельки в том, что они быстро размножаются в тёплой луже… Какие условия им создали — так они себя и ведут.
Как-то так, уважаемый Дмитрий Иванович, как-то так…
«…поэтому они выкрикивают свой вызов «системе», не понимая, что они – самые что ни на есть верные и послушные ее ученики, что их бунт – это бунт против ее интеллектуальной «элиты», которая поглотила все затертые идеи «либералов», в том числе и крылатые фразы об альтруизме, преданности «угнетенным» и такому удобному делу, как «борьба с нищетой». Восстание под лозунгами, не содержащими ничего, кроме банальностей, не слишком убедительное и не слишком вдохновляющее зрелище.»
«В отсутствие интеллектуальной оппозиции идеи бунтовщиков постепенно будут абсорбированы культурой. Сегодняшние нелепости, против которых никто не возражает, превратятся в общепринятые лозунги завтра. Они будут приниматься постепенно, по частям, по общему смыслу, по недопониманию, по умолчанию, пока не придет день, когда они будут провозглашены официальной идеологией государства. Студенческие активисты – не более чем наемники, которым было дано задание установить идеологические буйки, отмечающие путь полномасштабного наступления тоталитарно-коллективистских сил на останки американского капитализма.»
РэндА. Выгодное дело: студенческие волнения. 1965.
Если хотите, для процессуальной экономии могу вкратце изложить теорию Хазина, чтобы обсуждение могло двигаться дальше.
Выйти из кризиса 1970-х США помогли два фактора. Первый — они начали расширять рынки сбыта за счет активного кредитования (рейганомика), второе — после крушения СССР они быстро разграбили его ресурсы и забрали его рынки сбыта. Между тем, это лишь временное решение проблемы. Постоянное кредитование спроса возможно лишь пока падает стоимость кредита, чтобы потребители могли постоянно перекредитовываться, поскольку реальные доходы практически не росли. В результате такой политики возникли гигантские структурные диспропорции. Объем финансового рынка вырос с 10% в начале 20 века до 70-80% к началу 21 века. Кроме того, поскольку доллар стал единственной резервной валютой, то США сосредоточили на себе очень большую долю мирового конечного спроса.
К началу 21 века стоимость кредита упала практически до нуля и перекредитовывать спрос далее стало невозможным, при этом вернуть все кредиты в масштабах экономики просто невозможно. Соответственно, конечные потребители будут экономить, спрос будет резко падать до объемов реальных доходов.
Это значит, что мировой конечный спрос упадет примерно вдвое, финансовый сектор будет скачкообразно уменьшаться в объемах, во много раз с громкими банкротствами и скандалами. Резкое падение спроса приведет к серьезным проблемам у производителей. Конкуренция обострится настолько, что вероятнее всего ВТО просто прекратит существование, либо будет существовать только формально. В результате будет расти безработица, стремительно упадет уровень жизни большей части населения. В худшем случае термин «средний класс» уйдет в историю.
Сжатие рынков сбыта в объемах приведет и к невозможности существовать в парадигме научно-технического прогресса. Нет, конечно, открытия будут совершаться, но это не будет основой экономики.
Недостаточно ресурсов и дискредитация идеи при таком развитии событий угрожают и гибелью Западного проекта как идеологии. То есть возникает идеологический вакуум. Это приведет к появлению враждебно настроенных по отношению друг к другу кластеров.
Это — база. При необходимости я могу ее дополнить по конкретным вопросам, регионам и пр.
А) это не я выступаю с пророчествами, это я стараюсь сокращенно изложить тезисы, подтвержденные расчетами. да, в общем-то, и практикой до настоящего момента все подтверждается. это, на мой взгляд, ключевой критерий. первоначальный прогноз Хазиным и ко. был дан более 10 лет назал, с тех пор он только уточнялся в деталях. реальные события так и находятся в русле прогноза.
Б) конечно, факторов расширения более одного. важно какой ведущий.
В) даже если основания для расширения — успех (хотя я здесь противоречий не вижу), то это не отменяет дальнейшие построения. что произойдет с успешным бизнесом, если рынок сбыта уменьшится вдвое? полагаю, он может стать неуспешным.
Что касается капитализма, то я не разделяю вашего подразумеваемого утверждения, что это лучшее и новой формации никогда не будет.
Он, кстати, не очень-то мешает великим открывателям умирать в нищете, все-таки сливки со своих открытий обычно снимают вовсе не они.
Данное направление развития экономики основанное на фальшивых потребностях является следствием развития в двадцатом веке (даже думаю во второй его половине) духовного кризиса человечества, дипрессии общечеловеческого мышления основанной на том, что человека лишили возможности и причины во что либо верить. Человеку не во что верить, ему незачем жить, не к чему стремится, ведь Ницше сказал «Бог умер!»!!! Лишенное каких-либо доховных ценностей, целей, принципов жизни, человечество шарахнулось к неограниченному потреблению. Принцип жизни последних лет пятидесяти состоит в следующем, думаю: «Чем больше я потребляю чего быто нибыло, вне зависимости от того нужно ли мне это реально, тем более я счастлев, и тем более я реализую цели существования человека в этом мире!». Из этих пустых ценностей потребителя и сложилась современная экономика потребления бесконечного и безцельного. Экономика потребления — это тупиковый путь экономики рожденный дипрессией Человека. Лишь решив проблемы духовные, найдя более достойные способы растрачивания жизни чем потребление человечество окончательно решит проблемы вствшие остро перед ним в настоящее время и варазившиеся в том числе в кризисе.
Интересно, где она это видела?
Но именно потребление стимулирует развитие производства товаров и услуг, а непроизводственная сфера экономики включает не только обслуживание в ресторане, но и транспорт, науку, и т.д.
И снижение непроизводственной доли экономики вполне логично: чем «высокотехнологичнее» производство, тем меньше оно потребляет чел. ресурсов, эл. энергии, металла и т.д. А чем плох вывод производства, не требующего высококвалифицированного персонала, в другие страны? Это же залог их развития.
А вот про науку, например, такого не скажешь — с каждым годом все дороже и дороже обходятся разработки и научные открытия.
Обратите внимание на данные по производительности труда в промышленности, в США они чуть ли не самые высокие в мире.
Пока альтернативы американской модели никто не предложил и не продемонстрировал на практике. А все эксперименты, направленные на то, чтобы «обогнать Америку» закончились провалом.
Дмитрием Ивановичем задана очень интересная тема мотивации кооперативного поведения.
Эта тема исследовалась Джоном Нэшем в 50- е годы. В 1994 году он получает Нобелевскую премию – как «пионер в анализе равновесия в теории кооперативных игр». После этого в Принстоне приняли решение выделить ему кабинет и дали возможность преподавать. Нэш утверждает, что, невзирая на свой солидный возраст и проблемы со здоровьем, он вполне готов поразить мир своими математическими разработками.
Разработки Нэша активно используются в анализе олигополии – поведении небольшого количества конкурентов в отдельном секторе рынка. Кроме того, с теорией игр успешно работают в юриспруденции, социальной психологии, спорте и политике…
Он получил Премию Нобеля на старом багаже своих работ пятидесятых годов. Чем они гениальны – молодой Нэш опроверг теорию Адама Смита и доказал преимущество кооперации в ролевых играх.
О нем снят замечательный фильм Игры разума с участием Рассела Кроу neinvalid.ru/biografii/john-forbes-nash-igry-razuma/
В свете вышезаданной темы – в качестве ответа на первую часть вопроса:
«почему вместо стремления себя реализовать, люди предпочитают жить на подачки, почему ожидания появления совершенной конкуренции в производственной сфере не оправдываются, почему вместо желания конкурировать и быть независимым, чаще всего предпочитают быть зависимым и тихо воровать. Надо ли винить людей, что их отучили от конкуренции хорошим качеством жизни, тем, что дальше стимулов становится все меньше, и они не такие сильные и их смысл не так очевиден».
я хочу высказать предположение:
— возможность кооперации – потенция к социальному поведению – обусловлена достижением личности (по направлению снизу вверх) минимума социальных благ, необходимых и достаточных для возможности социально активного образа жизни.
Бедность как социальное явление порождает иной тип кооперации и формы протеста (итальянская забастовка). Бедными людьми очень легко управлять – это следующий уровень в олигопольной экономике, тоже своего рода – форма кооперационной модели.
При этом влияние масс – как капель воды в океанском приливе, — на экономику не возможно, т.к. массы вне инвестиционного процесса. Нет массовых финансовых рынков. Там где они есть – «голосования» по массовому оттоку или притоку капиталов
заставляют экономики переживать «землетрясения». Первый тип можно сравнить с закрытой автоколебательной системой ( моделью), второй – с открытой. Хочу огорчить – равновесие в первой системе более устойчиво в силу ее закрытости.
Но нет ничего невозможного. Резонансные автоколебания могут изменить и систему и наблюдателя. Это, правда, уже другая история…
Хочу сказать, что не только Вы и участники диалога ратуют сейчас за здоровую конкуренцию.
Об этом же – интервью Алексашенко на Эхе. Очень интересное, по фактам – 16 декабря решается вопрос о вступлении России в ВТО. echo.msk.ru/programs/personalno/826155-echo/
Это решение со стороны мирового сообщества продиктовано аналогичной мотивацией – Россия локомотив на постсоветском пространстве. Украина, Грузия, Молдова не оправдывают экономических ожиданий, как члены ВТО, без участия России.
А как обновится право – можно только представить, в том числе гражданское право о порядке заключения и исполнения внешнеторговых сделок. Безусловно, это будет диссонировать с внутригосударственным законодательством.
Вопрос – стоит ли спешить с принятием изменений, не адаптированных к международному частному праву стран- участниц ВТО?
Странная позиция!!! Именно капитализм. “Американские экономисты» — есть часть этой системы, живущие и действующие по ее законам, не более того.