Кирилл Сидоренко →  Рекомендации студентам и начинающим юристам

Не секрет, что современное российское юридическое образование не ориентировано на выра-ботку студентами навыков, необходимых в практической деятельности. Также студентам не хватает и определенных знаний и информации для успешной работы. Мы хотели бы дать некоторые рекомендации, следуя которым возможно лучше подготовиться к практической деятельности.

Первый и главный навык – навык юридического анализа. Он предполагает умение оценивать норму права или их систему с точки зрения их практического значения и последствий их применения. Для развития этого навыка желательно осуществить все следующие меры:

1. Подписаться на бесплатные Интернет-рассылки от Гарант и КонсультантПлюс (оба ис-точника) и ежедневно изучать рассылку по изменению федерального законодательства. Это можно сделать как на сайтах компаний, так и на ресурсе subscribe.ru

2. Читать арбитражную практику. Прежде всего внимательно следить за практикой ВАС РФ и практикой своего округа. Обращаться к ней при изучении тем в рамках курса гражданского права и предметов публично-правового блока (изучать в т.ч. и практику других округов, возможны разные подходы к решению одной проблемы). Это позволит увидеть нормы права в действии и в их системной взаимосвязи с учетом судебной практики. Также это поможет научиться создавать структурированные тексты в официально-деловом стиле (см. п.9 и п.11).

3. Читать журналы для практикующих юристов, в которых статьи размещают также практи-кующие юристы (например Арбитражная практика, Корпоративный юрист, Юрист ком-пании, Юридический бизнес). В отличие от академических изданий в них рассматрива-ются прежде всего рабочие проблемы, имеющие сугубо практическое значение.

4. Отдавать предпочтение статьям и монографиям прежде всего судей КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ. Это профессионалы, они понимают практическое значение норм и юридических проблем и они определяют применение норм закона всеми остальными судами. По статьям судей высших судов возможно увидеть направление развития судебной практики.

5. Подписаться на рассылку сайта ВАС РФ, получать проекты постановлений пленума. Можно быть в курсе будущей судебной практики еще до того, как она заработает.

6. Зарегистрироваться на профессиональном форуме в Интернет (например на ЮрКлубе – forum.yurclub.ru) и изучать его материалы. Это даст возможность обсуждать проблемы с коллегами и почерпнуть много полезной информации из их дискуссий даже просто наблюдая за ними со стороны. Будьте готовы к тому, что Ваши вопросы могут быть встречены старшими коллегами не очень терпимо. Для того, чтобы с Вами не только общались, но общались хорошо, усвойте несколько правил общения на интернет-форумах:

a) Прежде чем задать вопрос, хорошенько поищите по архивам форума с помощью функции «поиск». Если Вы студент или начинающий юрист, то вряд ли Вы зададите уникальный вопрос. Наверняка такая же или похожая проблема уже обсуждалась.

b) Всегда предлагайте свое решение проблемы. Просьба подсказать решение без де-монстрации своего варианта встречается практически всегда негативно, лентяев не любят и отправляют «учить матчасть». Изложение Вашего хода размышлений четко высветит истинную причину Вашей проблемы (Вам не хватает информации о ситуации, Вам нужно изучить еще какие-то нормативные материалы, Вы сделали неверные выводы из полученной информации).

c) Прежде чем отправить сообщение – перечитайте его, может быть не на один раз. Вопрос должен быть ясным, понятным, написанным грамотно с точки зрения правовой терминологии и русского языка. Старшие коллеги как правило нелояльны к небрежности в текстах, это профессиональная черта.

d) Помните важное правило: хорошо сформулированный вопрос, содержит в себе по-ловину ответа.

7. Развивайте логику – это универсальный инструмент в работе юриста.

Второй главный навык – подготовка документов.

8. Для повышения качества оформления документов стоит изучить ГОСТ 6.30-2003 (требования к оформлению документов). Это позволит усвоить наиболее общие требования к оформлению деловых документов и выработать общую культуру делового письма.

Помочь повысить качество содержания документов может следующее:

9. Упражняться в подготовке структурированных текстов.

10. Упражняться в подготовке текстов, адаптированных для неюристов (написанных простым «человеческим» языком).

11. Упражнять официально-деловой стиль письма, общую грамотность русского языка. Реко-мендуем повторить правила русского языка, например, с помощью Интернет-ресурса www.gramota.ru.

Необходимы также и специальные технические навыки:

12. Эффективные способы поиска информации в Интернет и СПС Гарант и КонсультантПлюс. Зачастую начинающие юристы тратят на поиск нужной информации слишком много времени из-за неэффективной методики поиска. На сайтах поисковых систем в Интернет как правило представлены рекомендации пользователям, как формировать поисковые запросы, чтобы получить желаемый результат. Представительства фирм-производителей СПС предоставляют возможность студентам пройти бесплатное обучение по эффективному использованию их систем, в т.ч. и в стенах ВУЗа, воспользуйтесь этой возможностью.

13. «Слепой» метод печати. Порой от скорости набора текста зависит возможность соблюсти процессуальные сроки. В любом случае этот навык спасет Вам очень много времени, которое можно потратить с пользой. В Интернет можно скачать множество бесплатных тренажеров. Подберите себе по вкусу и упражняйтесь.

14. Как можно более полное овладение Word, Excel, PowerPoint, Outlook. Полноценное исполь-зование их инструментария экономит много времени и дает возможность быстрее и удобнее создавать и корректировать высококачественные документы.

Красноярск, сентябрь 2009 г.

19 комментариев

Денис Константинович
Не могу согласиться с текущей формулировкой пункта №14.

Полагаю, привязки к программным продуктам исключительно одного производителя (к тому же вполне платным программным продуктам — а для студенов и начинающих юристов цена имеет значение) быть не должно. Итогом такого подхода становится неумение и нежелание воспринимать альтернативы продукции Microsoft (это еще не так страшно), а также нежелание использовать для сохранения и передачи информации не проприетарные форматы файлов, которые нам предлагает Microsoft Office, а независимые от конкретного производителя ПО и в ряде случаев более удобные, в частности: PDF, ODT… Российская практика повсеместного использования MS Office (начавшаяся еще с нелицензионных экземпляров), обмен документами в формате .doc — тенденция, имхо, неправильная.

А в формулировку пункта 14 предложил бы включить рекомендацию изучения и полноценного использования современными офисными приложениями, клиентами электронной почты, онлайн-сервисами, без ссылки на конкретные программные продукты — каждый волен выбирать под свои потребности, будет ли это MS Office, Open Office, LibreOffice, Google Docs, и т. д.
-1
Алексей Ремизов
Вот как раз осваивать надо Microsoft, и желательно самые свежие версии программ (сейчас 2007,2010).

В нем сделано все для ЭФФЕКТИВНОЙ работы, и поэтому за него платятся деньги при наличии ОпенОфисов.

Про формат doc. Во-первых, трудно найти сейчас компьютер, который его не понимает. Во-вторых, .docx полностью открытый формат. В-третьих создание PDF трудоемко, а его правка в 99% невозможна. В-четвертых в Ворде есть нормальные макросы, которые автоматизируют работу, которых нет больше негде (не изучать же юристу JAVA от Опен Офиса?)

Поэтому для РАБОЧИХ материалов MS Word самый оптимум.

Это конечно мое личное мнение
0
Кирилл Сидоренко
Я не против альтернатив, но программные продукты Microsoft на сегодняшний день доминируют и де-факто являются стандартом. Там, куда выпускник попадет на работу, с огромной вероятностью будут использоваться эти продукты, либо их будут использовать клиенты, под которых нужно подстраиваться. Так что я говорю всего лишь о том, что является данностью на сегодняшний день. Получит распространение что-то другое — пересядем на другое. А вообще согласен с Вами, что чем больше программ осваивает человек, тем у него больше возможностей. Но по моему опыту работы с выпускниками, большинство владеет только этими программами и то на примитивном уровне, про альтернативы они как правило даже не слышали, какой там Open Office…
1
Борис Фороский
Добавить пункт

15. «Ни дня без строчки».

Письменно оформлять результаты анализа полученной информации.
1
Анна Летавина
У меня высшее образование по журналистике, сейчас получаю второе высшее экономическое. И только недавно поняла насколько это интересно заниматься юриспруденцией. Узнала бы раньше, пошла получать второе высшее именно юридическое.
-1
Кирилл Сидоренко
Каждому — своё! :) А получить юридическое образование Вам ничто не мешает и в будущем! С таким багажом, какой у Вас будет, сделать это будет гораздо проще, чем сразу после школы!
0
Алексей Ремизов
Спасибо за ГОСТ. (пункт 8 из списка).

Про остальное — если все это делать, сколько часов в день уходит на «самосовершенствование» по указанной методике?
0
Кирилл Сидоренко
За ГОСТ — пожалуйста :) Изучайте на здоровье!

Остальное должно делаться в процессе работы, а не отдельно, тогда и время на это выделять не нужно. Да и глупо это мне кажется заниматься этим как-то отдельно… Просто учитывайте указанные аспекты, держите их в голове, когда работаете над поставленной Вам задачей.
0
Алексей Ремизов
А есть ли ГОСТ или просто описание как правильно красиво оформлять Договора? а то этот ГОСТ он про приказы и письма больше.
1
Дмитрий Булгаков
Алексей! В Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о свободе заключения договора. Главное чтобы в нём были согласованы сторонами сделки все существенные условия договора определённого вида.

А вопрос оформления, это тоже вопрос согласования данного условия, сторонами сделки.

С уважением
0
Алексей Ремизов
Ну если начинающий юрист начнет договор с раздела Реквизиты и будет всем говорить, что у нас свобода договора по ГК его не поймут :)

(продолжение — ниже)
0
Дмитрий Булгаков
Может и не поймут! Юристов кроме самих юристов редко кто понимает! В этом и заключается наша работа объяснять. «Закон суров, но он закон!»
0
Захар Гаязов
Dura lex, sed lex

Пока Dura преобладает
-2
Кирилл Сидоренко
Ну, это как бы в продолжение п.9 и п.10 ;)
0
Кирилл Сидоренко
ГОСТа не встречал. Каких-то методических рекомендаций тоже. Хотя возможно они и есть, стоит поискать. Попробуйте хотя бы по справочно-правовым системам посмотреть, общих отдельных рекомендаций встречается много, просто системных не встречал.
0
Алексей Ремизов
Из общих вопросов:

1. Какие штрифты (нужен ли курив, жирный)

2. Нумерация пунктов, параграфов (максимальная длина одного пункта, глубина номеров (1.1.1.3 — это нормально?))

3. Сшивать/не сшивать договор.

4. Подписывать каждый лист?

5. Печатать на двух сторонах бумаги.

6. Ориентация страницы (выдерживать, или возможна переменная — где-то портерт, где-то ландшафт)

7. Колонки :)

8. Упоминание приложений.

и т.п.
0
Кирилл Сидоренко
1) шрифты нужны удобочитаемые. Я последнее время люблю Calibri. Если нет задачи впихнуть объем текста в ограниченное пространство листов, то шрифт лучше делать размером не меньше 12 пт. и интервал больше одинарного (1,15-1,5). Средства выделения нужно использовать как приправы (для девушек хорошо сработает аналогия с макияжем :) — не увлекаться. Эти средства должны помогать, акцентируя внимание на нужном, но если меры нет, то они утомляют взгляд.

2) про максимальную глубину не скажу, разная структура бывает. и до четвертого уровня доходило. тут главное — оправданность применения.

3) если подписываются все страницы и на каждой есть информация о договоре (хотя бы номер и дата в колонтитуле), то можно не сшивать. Если страниц много и подписывать все лень — можно сшить.

4) если не сшивать — то да.

5) дело вкуса. если договор на 2 страницы — однозначно рекомендую.

6) должно быть оправдано содержанием. если какая-то таблица лучше помещается в альбомной ориентации листа, то и не зачем лепить ее в книжную в ущерб удобочитаемости.

7) дело вкуса. если нужно упаковать больше текста на меньшем пространстве — то вполне. если договор на двух языках, то тоже не обойтись. в остальном — пробуйте. как будет удобнее, так и делайте.

8) не вижу особого смысла. если их нет физически, то их и в юридической реальности нет.
0
Алексей Ремизов
по 1) Слово «Договор» «Покупатель» писать везде с больших букв?

по 2) длина пункта? Можно три параграфа обозвать одним пунктом, или лучше бить на отдельные?

по 8) — если они есть, то упоминать только по тексту, или еще раз упоминать перед реквизитами?

Продолжим

9) Номер договора — он чей? Или бывают два номера договора (продавца/покупателя)

10) На каждой странице повторять номер — внизу/вверху? Нумерация страниц простая (1,2,3) или 1 из 8, 2 из 8,…

11) Упоминание должностей, ФИО — только в преамбуле? или в преамубле + реквизитах? или в каждом месте (в местах заверения)?
0
Кирилл Сидоренко
1) а есть разница? :)

2) вопрос не понял

8) никогда не упоминаю приложения, не обнаруживал в этом необходимости. бОльшую заботу вызывает наличие ссылки в приложении на договор (номер и дату минимум). А то нередко приложение буквально прикладывают к договору и считают, что всё пучком. Стоит эти документы положить порознь и приложение становится приложением неизвестно к чему.

9) не встречал договора с двумя номерами… лучше не нужно, повышает риск путаницы. номер как правило присваивает какая-то одна сторона. как правило та, кто задает тон в переговорах и готовит проект договора.

10) где ставить номер страницы — не важно, главное чтобы он был. я предпочитаю «сложный» номер (стр 1 из 5, 2 из 5).

11) не важно. можно вообще не упоминать должности. главное, чтобы подписи имели расшифровку. личность подписавшего определяет всё! а на чём его статус основан — на учредительных документах, на доверенности — дело второе.
0