Степан Хухарев →  Религиозные правовые системы

Казалось бы к 21 веку большинство религиозных правовых систем (шариат, индуистское право и так далее) уступили свои позиции светскому праву. Даже в мусульманских государствах, например, в Египте шариат казалось бы отступил. Между тем, похоже последние лет 10 наблюдается медленный, но верный рост влияния таких систем. Не берусь судить о причинах этого явления, думаю здесь много факторов, но один из них, мне кажется, растущая мифологизация сознания современным образованием.

Примеров роста влияния религиозных правовых систем в мире только за последний месяц было несколько.
1) Один из жителей Западной Суматры (Индонезия) разместил на своей фейсбук странице статус «Бога нет». Как сообщается, вскоре последовали угрозы расправы с ним и его семьей. Несмотря на то, что угрожавшие задержаны не были, сам атеист был арестован по обвинению в богохульстве. Прочитать больше.

2) BBC сообщает, что все больше и больше подданных Ее Величества в частных спорах обращаются к шариату. Возник уже даже целый рынок услуг юристов, специализирующихся на шариате. Не имею ничего против выбора сторонами сделки способа разрешения спора по вкусу (третейские суды, арбитражи, медиация), но шариат вызывает у меня определенные сомнения.

3) По сообщению CNN, был отклонен закон, запрещавший учитывать шариат при разрешении дел. Основание для отмены запрета вполне разумное: запрет только шариата носит дискриминационный характер, уж если запрещать, то запрещать использование всех религиозных правовых систем в таком контексте. Другое дело, что это будет довольно проблематично. Впрочем, показателен здесь не сам запрет и его отмена, а то, что созрела необходимость обсуждать вопрос в практической плоскости. Мы все знаем, что законодатель реагирует на изменения в реальности с достаточно большим временным лагом, значит прежде чем дело дошло до закнотворчества вопрос, вероятнее всего, возникал не раз и не два.

А как вы думаете, в чем причина подъема религиозных правовых систем? Или его и вовсе нет? А если есть, стоит ли ему противодействовать и как?

Изначально опубликовано в блоге Sceptic lawyer. Можете оставлять комментарии здесь или там.

6 комментариев

Максим Франц
Вы пишете «Религиозные правовые системы», а речь только про ислам.
В чем причина? Причина в том, что ислам.
1
Айбек Ахмедов
Максим, наверно причина в том, что только мусульмане заявляют об использовании шариата в качества закона государства, среди христиан или буддистов этого не замечено!

Я сам будучи мусульманином, против использования шариата в качестве закона государства, так как его зачастуют толкуют в ущерб людям, тогда как он должен защищать людей, а не отрубать руку или голову каждому, кто дышит по другому. Особенно в Иране и Саудовской Аравии.
0
Степан Хухарев
Буддисты и христиане в использовании шариата и правда не замечены ;)
Если же серьезно, то есть попытки применения и других религиозных систем, например, индуистской, но заметно реже. Так в прошлом году девушку и ее мужа казнили за нарушение индуистских брачных традиций (кастовость и, кажется, еще какие-то нарушения).
1
Антон Пономарёв
Религия и любая идеология закладывает с использованием механизмов пропаганды плацдарм для манипуляций как одним человеком, так целым народом. Плацдармом являются проблемы, отношение к которым определено пропагандой. В дальнейшем субъект воздействует на объекты посредством оглашения информации, которая может быть модифицирована, с целью вызвать закономерную, прогнозируемую реакцию.
Кроме того, религия является как бы миссией народа, и соответственно способствует саморегуляции без участия властей, когда люди сами поправляют и наказывают провинившихся, при этом имидж власти не страдает.
0
Антон Михайлов
Цивилизационный конфликт христианства и ислама не начался ведь в 20 веке. Другое дело, что развитие технологий и прежде всего информационных сделали мир гораздо ближе друг к другу. либеральная правовая идеология, пусть не всегда реальная, но даже провозглашенная в конституциях и международных актах, непременно отразится на регулировании институтов международного публичного права: границы становятся проще проходимыми, «железного занавеса» больше нет. Учитывая разную скорость демографических процессов миграционные потоки имеют определенные устойчивые векторы: из колоний в бывшие метрополии. Подкрепляют этот миграционный тренд не только история, но и экономические факторы: Европа воспринимается как место поиска работы не только в странах Восточной Европы и бывших республиках СССР, но и в подавляющем большинстве государств, она видится как место с большей вероятностью построения материального благополучия. Закономерно формируется феномен так называемого мультикультурного общества, где под единым позитивно-правовым пространством, представленным государственной территорией, вынуждены сосуществовать анклавы различных культур. Позитивное право прежних исторических эпох с феноменами мультикультурного общества в таких концентрациях не сталкивалось, механизмов действенных в современных условиях не разработано. Учитывая, что мусульманская культура в основу ставит не право, а религиозные и этические регуляторы, и ей чужда идея личности, вполне очевидно, что европейцы уже во второй раз наступают на грабли с принципом формального равенства. Ислам использует нормы о правах человека для защиты ценностей своей культуры вне ее территориального очага, а западная культура, поскольку ее ценности носят правовой характер, не имеет юридических средств защиты своих же ценностей в ситуациях, где эти христианские или либеральные ценности противоречат мусульманским. Позиция ислама в ситуации защиты своих ценностей в государстве с иным культурным кодом мне представляется весьма хитрой и недружественной. Западная традиция, если не желает потерять свою культурную идентичность, должна вырабатывать новые юридические механизмы для данного социального вызова — прежние принципы здесь очевидно не работают. В противном случае лет через 50-60 во Франции представителей мусульманской культуры уже будет больше, чем французов… Понятно, что усиление цивилизационного противостояния неминуемо, учитывая развитие технологий, тенденции демографических процессов и тренды в развитии неортодоксальных прочтений ислама.
1
Айнур Сибгатуллин
Как уже выше отмечалось речь идет исключительно об Исламе, а Ислам сейчас на подъеме. Для нас, российских юристов актуальнее исламский бэнкинг, возможности применения шариата в гражданских правоотношениях (риба).
0