Степан Хухарев → Религиозные правовые системы
Казалось бы к 21 веку большинство религиозных правовых систем (шариат, индуистское право и так далее) уступили свои позиции светскому праву. Даже в мусульманских государствах, например, в Египте шариат казалось бы отступил. Между тем, похоже последние лет 10 наблюдается медленный, но верный рост влияния таких систем. Не берусь судить о причинах этого явления, думаю здесь много факторов, но один из них, мне кажется, растущая мифологизация сознания современным образованием.
Примеров роста влияния религиозных правовых систем в мире только за последний месяц было несколько.
1) Один из жителей Западной Суматры (Индонезия) разместил на своей фейсбук странице статус «Бога нет». Как сообщается, вскоре последовали угрозы расправы с ним и его семьей. Несмотря на то, что угрожавшие задержаны не были, сам атеист был арестован по обвинению в богохульстве. Прочитать больше.
2) BBC сообщает, что все больше и больше подданных Ее Величества в частных спорах обращаются к шариату. Возник уже даже целый рынок услуг юристов, специализирующихся на шариате. Не имею ничего против выбора сторонами сделки способа разрешения спора по вкусу (третейские суды, арбитражи, медиация), но шариат вызывает у меня определенные сомнения.
3) По сообщению CNN, был отклонен закон, запрещавший учитывать шариат при разрешении дел. Основание для отмены запрета вполне разумное: запрет только шариата носит дискриминационный характер, уж если запрещать, то запрещать использование всех религиозных правовых систем в таком контексте. Другое дело, что это будет довольно проблематично. Впрочем, показателен здесь не сам запрет и его отмена, а то, что созрела необходимость обсуждать вопрос в практической плоскости. Мы все знаем, что законодатель реагирует на изменения в реальности с достаточно большим временным лагом, значит прежде чем дело дошло до закнотворчества вопрос, вероятнее всего, возникал не раз и не два.
А как вы думаете, в чем причина подъема религиозных правовых систем? Или его и вовсе нет? А если есть, стоит ли ему противодействовать и как?
Изначально опубликовано в блоге Sceptic lawyer. Можете оставлять комментарии здесь или там.
Примеров роста влияния религиозных правовых систем в мире только за последний месяц было несколько.
1) Один из жителей Западной Суматры (Индонезия) разместил на своей фейсбук странице статус «Бога нет». Как сообщается, вскоре последовали угрозы расправы с ним и его семьей. Несмотря на то, что угрожавшие задержаны не были, сам атеист был арестован по обвинению в богохульстве. Прочитать больше.
2) BBC сообщает, что все больше и больше подданных Ее Величества в частных спорах обращаются к шариату. Возник уже даже целый рынок услуг юристов, специализирующихся на шариате. Не имею ничего против выбора сторонами сделки способа разрешения спора по вкусу (третейские суды, арбитражи, медиация), но шариат вызывает у меня определенные сомнения.
3) По сообщению CNN, был отклонен закон, запрещавший учитывать шариат при разрешении дел. Основание для отмены запрета вполне разумное: запрет только шариата носит дискриминационный характер, уж если запрещать, то запрещать использование всех религиозных правовых систем в таком контексте. Другое дело, что это будет довольно проблематично. Впрочем, показателен здесь не сам запрет и его отмена, а то, что созрела необходимость обсуждать вопрос в практической плоскости. Мы все знаем, что законодатель реагирует на изменения в реальности с достаточно большим временным лагом, значит прежде чем дело дошло до закнотворчества вопрос, вероятнее всего, возникал не раз и не два.
А как вы думаете, в чем причина подъема религиозных правовых систем? Или его и вовсе нет? А если есть, стоит ли ему противодействовать и как?
Изначально опубликовано в блоге Sceptic lawyer. Можете оставлять комментарии здесь или там.
В чем причина? Причина в том, что ислам.
Я сам будучи мусульманином, против использования шариата в качестве закона государства, так как его зачастуют толкуют в ущерб людям, тогда как он должен защищать людей, а не отрубать руку или голову каждому, кто дышит по другому. Особенно в Иране и Саудовской Аравии.
Если же серьезно, то есть попытки применения и других религиозных систем, например, индуистской, но заметно реже. Так в прошлом году девушку и ее мужа казнили за нарушение индуистских брачных традиций (кастовость и, кажется, еще какие-то нарушения).
Кроме того, религия является как бы миссией народа, и соответственно способствует саморегуляции без участия властей, когда люди сами поправляют и наказывают провинившихся, при этом имидж власти не страдает.