Георгий Смирнов →  Перспективы создания в России финансовой полиции

В области противодействия правонарушениям в сфере государственных финансов можно выделить три основных направления деятельности.

Во-первых, финансовая разведка. Это аналитическая обработка информации о финансово-хозяйственной деятельности резидентов и нерезидентов в целях выявления подозрительных финансовых операций и сделок на основе разработанных критериев. В России эту функцию в настоящее время осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу. Следует отметить, что Росфинмониторинг не наделен полномочиями по проведению оперативно-розыскной деятельности, а осуществляет информационно-аналитическую работу в рассматриваемой сфере. В случае выявления подозрительных сделок или операций он передает соответствующие материалы о них в органы, уполномоченные производить ОРД или предварительное расследование.

Во-вторых, финансовый контроль. Он состоит в проверке (аудите) финансово-хозяйственной деятельности организаций. Этой функцией наделены различные органы государственного финансового контроля. В сфере налогообложения она реализуется налоговым органом в рамках полномочий по осуществлению налогового администрирования и налогового контроля. В области контроля за исполнением федерального бюджета ее реализация возложена на Счетную палату РФ. Органы государственного финансового контроля также не наделены полномочиями по проведению ОРД, а функция выявления финансовых преступлений для них является сопутствующей. В случае выявления признаков преступления эти органы тоже передают материалы в органы предварительного расследования. Официальная статистика свидетельствует о том, что не более 8% налоговых преступлений было выявлено по результатам проверок налоговых органов. Подавляющее же большинство преступлений (около 85%) выявлялось органами внутренних дел, которые были уполномочены проводить ОРД в рассматриваемой сфере. И эти статистические показатели оставались устойчивыми на протяжении многих лет.

Наконец, выявление и раскрытие финансовых преступлений методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. Это особого вида государственная деятельность, осуществляемая преимущественно негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Так, например, в рамках ОРД имеется возможность негласно прослушивать телефонные и иные переговоры лиц, заподозренных в причастности к преступлению. Во многих случаях именно по результатам этого оперативно-розыскного мероприятия удавалось доказать умысел на совершение преступления или предварительный сговор отдельных участников преступного уклонения от уплаты налогов. Доказать можно было и причастность конкретных лиц к деятельности той или иной фиктивной организации (так называемой фирме-однодневке либо компании-прокладке), используемой в преступной схеме. Применялось также легендированное оперативное внедрение в компанию под видом наемного работника. С его помощью удавалось произвести оперативное документирование таких фактов, как выплата наличными денежными средствами части заработной платы, сокрытой от налогообложения, либо ведение так называемой двойной бухгалтерии. Удавалось и установить источник происхождения и направление движения не отраженных в бухгалтерском учете материальных ценностей и денежных средств. Практиковались также оперативно-тактические комбинации, которые были основаны на легендированном внедрении в преступные схемы организаций, специально созданных органом, осуществляющим ОРД, в целях документирования преступной деятельности.

С 1993 года деятельность по выявлению и раскрытию налоговых преступлений осуществлял Департамент налоговой полиции, существовавший на правах госкомитета. В 1995 году он был переименован в Федеральную службу налоговой полиции. В 2003 году это ведомство было упразднено, а его функции снова переданы в компетенцию органов внутренних дел.

С принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 407-ФЗ органы внутренних дел фактически отстранены от выявления налоговых преступлений. Этим законом в УПК РФ введена норма, согласно которой единственным поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения являются материалы проверки налоговых органов. Тем самым органы внутренних дел, по сути, освобождены от выявления налоговых преступлений, которое было передано узкоспециализированному ведомству, в данном случае – налоговому органу.

Следует отметить, что в мировой практике не нова идея концентрации всех либо отдельных функций по противодействию преступлениям в финансовой сфере не в полицейском ведомстве, а в отдельном узкоспециализированном органе государственной власти (который входит в состав правительства или подчинен непосредственно главе государства) либо в подразделении какого-либо ведомства экономического блока.

Например, такое разграничение функций противодействия общеуголовной и финансовой преступности между полицейским и другими ведомствами существуют в США, Великобритании (Служба внутренних доходов в этих странах входит в Минфин), Франции, Италии (Финансовая гвардия Италии подчиняется Министру экономики и финансов). В странах постсоветского пространства финансовая полиция, не входящая в МВД, создана в Белоруссии, Грузии Киргизии, Казахстане.

С учетом наметившейся тенденции и сделанного шага по передаче функции выявления налоговых преступлений от органов внутренних дел узкоспециализированному ведомству, а также зарубежного опыта, может быть сделан вывод о следующих возможных направлениях совершенствования функции по выявлению и раскрытию финансовых преступлений в России.

Во-первых, возможно наделение налогового органа Федеральной налоговой службы полномочиями органа дознания для выявления признаков преступления посредством проведения ОРД (с последующей передачей материалов в органы предварительного следствия), а также осуществления оперативного сопровождения предварительного расследования.

Этот вариант реформы является менее затратным, однако и менее эффективным, так как предполагает решение лишь одной из стоящих перед правоохранительной системой задач – совершенствование системы противодействия налоговой, но не всей финансовой преступности. В настоящее же время в России остро стоят вопросы противодействия коррупции в области приватизации, распределения и расходования средств государственного и муниципального бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. В равной мере это относится и к противодействию коррупции в сфере управления деятельностью государственных корпораций и компаний с государственным участием. В этой сфере широко распространены схемы вывода активов по фиктивным сделкам в аффилированные компании и в дальнейшем – за рубеж на счета оффшорных фирм. Особую озабоченность вызывает ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, предпочтительной видится модель реформы, предполагающая создание в стране качественно нового государственного органа, который осуществлял бы в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, посягающих на финансовую систему государства, – Финансовой полиции Российской Федерации. В частности, к предмету ведения этого государственного органа можно было бы отнести, помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в фискальной сфере, также выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов. Это позволило бы решать задачу противодействия финансовой преступности комплексно.

Следует отметить, что результативность противодействия правонарушениям в финансовой сфере во многом зависит не только от эффективности каждого из перечисленных выше трех направлений государственной деятельности (информационно-аналитической разведки, финансового контроля и непосредственно ОРД), но и от того, насколько скоординированно и слаженно они будут осуществляться.

С учетом этого предлагается объединить функции финансовой разведки и ОРД в области противодействия финансовым преступлениям, создав новое ведомство на информационной и кадровой базе Росфинмониторинга. Для этого необходимо реорганизовать его в Финансовую полицию РФ с сохранением у ведомства функции финансовой разведки и наделением его, в качестве основного вида деятельности, функцией по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений, посягающих на финансовую систему государства, с применением методов и средств ОРД.

Объединение функций финансовой разведки и выявления преступлений в финансовой сфере в одном государственном органе позволит эффективно и оперативно проверять и реализовывать информацию о подозрительных финансовых сделках и операциях методами и средствами ОРД, а при наличии признаков преступления – передавать качественный и полный материал в следственные органы.

В целях обеспечения единообразия государственной политики в области регулирования государственных финансов, а также в сфере противодействия преступлениям в данной области, предлагается подчинить новое ведомство непосредственно Президенту РФ либо Председателю Правительства РФ в качестве самостоятельного государственного органа исполнительной власти.

Подобная модель организации также позволит снизить коррупциогенные риски и риски, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями внутри нового ведомства.

С другими опубликованными на «Право.Ru» материалами автора можно познакомиться здесь.

4 комментария

Ник Ник
Чиновники, как и амёбы, размножаются делением. Количество коррупции прямо пропорционально количеству государственных органов — это факт, поэтому говорить о том, что ещё одна контора снизит коррупционные риски — весьма обычное заявление для госслужащих. У нас в райцентре количество контролирующих органов превышает количество коммерческих организаций, которые они контролируют. Давайте добавим контроля? Вопрос — а кто же будет налоги платить на содержание всего этого аппарата? Принцип «один с сошкой, семеро с ложкой» — краеугольный камень российской государственности со времён, пожалуй, Ивана III.
-1
Георгий Смирнов
Во многом я с вами согласен. Именно потому в концепции предлагается не просто механически учредить новое ведомство, а создать его путем реорганизации другого, основать на его кадровом потенциале, заставив работать по-новому. В настоящее время Росфинмониторинг собрал огромный объем информации о подозрительных сделках и операциях, а также об их выгодоприобретателях, а реализовать ее эффективно не может. Эта информация требует всесоторонней проверки, однако Росфинмониторинг не обладает такими полномочиями, в том числе средствами ОРД. Также, как правило, не принимают эти материалы и другие правоохранительные органы, так как они «сырые» и признаки преступления из них явно не усматриваются. Вот и остается большая часть из них нереализованными.
Создание на базе Росфинмониторинга Финполиции, наделенной полномочиями, в том числе и ОРД, позволит решить эту проблему.
-1
Пользователь № 62364
Уважаемый Георгий! Вы сами же себе и противоречите. Как же можно создавать «полноценную» финполицию на базе действующего органа без полномочий на ОРД путем преобразования (создания внутри) нового органа с полномочиями на ОРД? ОРД — это не в шашки играть (хотя и здесь знания нужны). Здесь работа особая, тонкая, высоко профессиональная, специфическая. Талант особый нужен! Как же будут работать те, кто никогда об ОРД только что-то где-то слышал или так, одним глазом читал. Им что экспресс курс обучения устроят: дадут пистолет, 3 боевых патрона, они выстрелят и все!!! Награда — полномочия на ОРД!!! Что они с ними делать будут? Сколько дров наломают? Или только пугать будут «толстосумов»? Тогда вопрос — ЗАЧЕМ ???? НАДО УЛУЧШАТЬ РАБОТУ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ И ИСКОРЕНЯТЬ КОРРУПЦИЮ!!! А то на практике так: булочку украл — ТУРМА, а миллиард — на КИПР!!!
0
Георгий Смирнов
В этот орган могут перейти и сотрудники ОНП из органов внутренних дел, которые обладают опытом по проведению ОРД. Что же еще можно придумать, когда государство уже пошло по пути отсранения органов внутренних дел от выявления налоговых престпулений? И к этому действительно были определенные предпосылки. Не возвращать же все обратно. И не оставлять же сферу борьбы с налоговой преступностью вообще без ОРД.
0