Иван Морохин →  Адвокатура в Интернете и СМИ. Типичные ошибки


Прочитав статью А.В. Крохмалюка «Зачем адвокату PR?» в «АГ», № 2, 2012 г., хочу поделиться своими наблюдениями о том, как на сегодняшний день представлены адвокаты, адвокатские образования, и в целом адвокатская корпорация в сети Интернет и традиционных СМИ.
На мой взгляд, основная мысль Александра Владимировича, заключается в том, что любая информация о деятельности адвокатов, адвокатских образований, и корпорации в целом, должна распространяться по принципу: «лучше меньше, да лучше», и я с этим полностью согласен.

К сожалению, не все адвокаты следуют этому принципу, что приводит к регулярному появлению «информационного мусора» — рекламных сообщений не соответствующих ст. 17 КПЭА, и не способствующих формированию объективного образа как отдельных адвокатов, так и всей адвокатской корпорации.

За примерами далеко ходить не нужно, достаточно открыть любую газету бесплатных объявлений, чтобы увидеть целый раздел однотипных объявлений, предлагающих «решить проблемы», «вернуть права», «освободить от армии» и т.п.

Чаще всего, такие объявления не содержат даже имени и фамилии адвоката, зато в избытке уляпаны «фемидами», весами, и кодексами.
По большому счету, эти объявления ничем не отличаются от объявлений всевозможных консалтинговых фирм, предлагающих регистрацию и ликвидацию юридических лиц, представительство в судах, ведение бухучета, печати и штампы и т.п. «винегрет».

Недалеко от газетных объявлений ушли и объявления на бесплатных сайтах типа «купи продай», а так же сайты-визитки сделанные на основе бесплатных шаблонов, на бесплатных же хостингах типа яндексовского «народа», «блоггера» или ucoz.ru.

За редким исключением, эти сайтики ничего, кроме недоумения и сочувствия у редких посетителей не вызывают. Проблема в том, что большинство адвокатов, решая создать собственный сайт, совершенно не представляют себе, каким образом этот сайт могут найти их потенциальные клиенты.

Интернет бурно развивается – по самым скромным оценкам, в сети зарегистрировано более 25 миллиардов сайтов – больше чем жителей планеты! Очевидно, что вероятность того, что потенциальный клиент, набирающий в поисковой строке: адвокат по уголовному (гражданскому, административному etc) делу, попадёт именно на такой сайт-визитку, не слишком высока.

Однако, есть и положительные примеры – не так давно, ростовский адвокат С.Л. Паншев, опубликовал на сайте профессионального сообщества адвокатов и юристов «Праворуб» свою статью «Как найти клиента в интернете», в которой он рассказал о своем опыте создания сайта don-advokat.ru. Его тезисы совпадают с выводами Александра Крохмалюка, и подтверждают общее правило: «лучше меньше, да лучше».
Знакомство с обсуждением статьи Сергея Паншева было бы полезно многим адвокатам, особенно тем, кто ещё не обзавелся собственным сайтом, т.к. поможет избежать типичных ошибок и разочарований.
Среди типичных ошибок, допускаемых адвокатами при создании собственных сайтов, помимо вышеназванных, могу выделить следующие:

• Низкая информативность – большинство сайтов-визиток, не содержат даже минимальных сведений о профессиональной деятельности адвоката. В лучшем случае, это сведения о внесении сведений об адвокате в реестр адвокатов, перечень предпочитаемых отраслей права, и контактная информация.
• Редкое обновление информации – такие сайты воспринимаются как старые открытки.
• Отсутствие оперативного взаимодействия с посетителями. Большинство посетителей «самодельных» сайтов и блогов, задав вопрос, могут ожидать ответа несколько дней, и в конце концов уходят на более оперативные форумы.
• Ограниченные технические возможности – застывшая, «плоская» структура сайта. На бесплатных хостингах практически невозможно реализовать большинство современных технических решений, т.к. возможности ограничены самим «конструктором».
• Практически нулевая посещаемость и соответственно эффективность, вследствие низких позиций таких сайтов в результатах поисковой выдачи.

Однако, есть и положительные примеры. Вот уже несколько лет, в сети Интернет работает сайт, который изначально ориентирован на нужды адвокатов, и предоставляет пользователям уникальный набор полезных онлайн-сервисов — это портал профессионального сообщества адвокатов и юристов «Праворуб» (pravorub.ru), который предоставляет каждому своему члену, множество возможностей для профессионального самовыражения и общения с коллегами.

Главным отличием этого портала, является система проверки личности, образования и статуса всех профессионалов, что позволяет всем пользователям быть уверенными в том, что любая публикация, комментарий или сообщение, исходят от реального человека, профессионала, а не расшалившегося анонима.

Другой особенностью портала является уникальная структура открытых и закрытых разделов, позволяющая организовывать как публичные обсуждения, так и закрытые конференции, доступные только определенной категории профессионалов.

По своей сути, Праворуб является сообществом профессионалов юриспруденции, в котором каждый его участник может и «на людей посмотреть, и себя показать».

Каждый посетитель сайта – потенциальный клиент адвоката, может не просто найти личную страницу нужного ему профессионала, но и составить своё представление о нём не по рекламным лозунгам, а «по делам его», т.к. все авторские публикации и комментарии удобно сгруппированы по категориям и проблематике, что позволяет принять гораздо более обоснованное решение о сотрудничестве.

Описать все возможности и особенности в короткой заметке невозможно, проще самому попробовать.

К сожалению, для многих адвокатов, все вышеописанные возможности остаются недоступными, т.к. у многих нет даже электронной почты, не говоря уже чем-то более серьёзном.

2 комментария

Максим Франц
Рекламы пост? А как же www.yurclub.ru/ и другие?
Возможно, кто-то назовет другие не менее популярные и полезные юридические сайты?
0
Иван Морохин
Не умаляя ничьих достоинств, тем более что их оценка всегда субъективна, я указал на ключевые особенности одного из профессиональных юридических порталов (который лично мне представляется наиболее «продвинутым»), коих действительно много, и каждый может найти тот, что ему больше подходит.
0