Валерия Барсукова →  Закупки по 223-ФЗ

С 1 января 2012 года вступил в силу ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закон регулирует закупки специальных субъектов — госкомпаний, госкорпораций, субъектов естественных монополий и пр., их «дочек», «внучек».

С 1 января 2012 года указанные субъекты должны совершать все закупки в строгом соответствии с требованиями названного Закона.

Под действие Закона подпадают как закупки для собственных нужд (собственного потребления), так и закупки для целей исполнения обязательств перед третьими лицами. Такое разъяснение дал Минэкономразвития в одном из своих писем.

Главное предписание Закона — обеспечивать информационную прозрачность закупок.
В частности, с 1 января 2012 г. заказчик обязан размещать всю информацию о закупке на своем сайте в сети Интернет. С 1 июля 2012 года информацию о закупке необходимо размещать на сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru).

Заказчик вправе не публиковать в Интернете информацию только о:
— закупках, связанных с гостайной,
— закупках, по которым Правительство РФ приняло решение «не публиковаться»,
— закупках стоимостью до 100 тыс.руб.,
— закупках стоимостью до 500 тыс.руб. (если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять милрд. рубл.).

Что же делать, если в информацию о закупке входят сведения, которые заказчик считает конфиденциальными? Исполнять Закон и публиковать их на сайте? Нарушать Закон, защищая свою тайну? Позиций много…

Следует отметить майлстоуны исполнения Закона.
Одна из критических дат — неуклонно приближающееся 1 апреля 2012 года.
До 1 апреля 2012 года заказчикам необходимо принять, утвердить и разместить на своем сайте положение о закупках. Если до 1 апреля 2012 года это не будет сделано, то заказчик при закупках обязан проводить закупки строго в соответствии с 94-ФЗ. Нарушишь — поплатишься. Ответственность внушительная.

4 комментария

Александр Бороухин
Самое интересное, что остаётся непонятным, какие формы закупок и в каких случаях могут быть использованы субъектами, на которых распространяется действие 223-ФЗ. До настоящего времени многими применяются такие не вполне конкурентные формы, как закрытые запросы предложений, и совсем уж неконкурентные закупки у единственного источника. Причём возможность применения «закрытых» процедур ставится в зависимость не от характеристик товар (работ, услуг), а от принятия решения на более высоком уровне управления внутри организации. 223-ФЗ предусматривает саму по себе возможность закупки у единственного поставщика (п. 19 ст. 4), но, в отличие от 94-ФЗ, не ограничивает случаи её применения.
0
Валерия Барсукова
Совершенно верно.
223-ФЗ не устанавливает запретов на применение тех или иных способов закупки.
Заказчики вправе прописать в положении о закупках ЛЮБОЙ способ, в т.ч. закупка у единственного источника, запросы предложений и пр. (про способы — см. типовой закон ЮНСИТРАЛ). Основания проведения неторговой закупки тем не менее должны не нарушать требование соблюдения конкуренции. Имеетяс в в виду, что закупка неторговым способом должна проводиться в обоснованных (!) случаях, а не просто «по решению такого-то органа». Риск — санкции ФАСа.
Про закрытые способы закупки: несмотря на то, что закон не запрещает их, сама канцепция закона не дает возмоности проведения закрытой закупки, т.к. заказчик обязан публиковать информацию о торгах (кроме строго определенных случаев) — а это противоречит природе закрытой закупки. Вероятно, Правительство РФ примет акт, касающийся закрытых закупок…
0
Александр Бороухин
Боюсь, как обычно, пока мы ждём более подробного нормативного регулирования, приходится вырабатывать практику ценой собственных проб и ошибок. Поэтому на текущем этапе я бы не рискнул рекомендовать кому-либо включать в свои положения о закупках нормы, существенно выходящие за рамки аналогичных требований 94-ФЗ. А практику по пределам «обоснованности» неторговых способов закупок пусть вырабатывает кто-нибудь другой, будем внимательно её мониторить :)
0
Валерия Барсукова
94-ФЗ слишком устарел. Неслучайно совсем сокоро примут закон о федеральной контрактной системе. Поэтому ориентироваться лучше, по возможности, на все релевантное законодательство, проекты и практику.
Про цену собственных проб и ошибок: первая ошибка может стать последней. Шучу, конечно, но учитывая ФАСовские риски, лучше поберечься)
0