Денис Примаков →  Прокуратура и свобода интернета

В последнее время интерес государства к социальным сетям и интернету в целом возрос. Прокуратура часто закрывает сайты или обращается к регистратору доменных имен с предложением об их закрытии, либо сами регистраторы аннулируют доменные имена. Так, только за декабрь прошлого года, по данным провозащитной организации «Агора», зафиксировано 35 случаев нарушений прав потребителей интернет-услуг. К примеру, 26 декабря 2011 года прокуратура Октябрьского района Ставрополя вынесла представление в адрес директора Ставропольского института экономики и управления имени О.В. Казначеева в связи с тем, что система контентной фильтрации, установленная на компьютерах в библиотеке института, не обеспечивает «эффективную защиту студентов» от «информации деструктивного характера», в том числе экстремистских материалов. В Кемерове компания «МегаФон-Сибирь» заблокировала доступ к сайтам «Свидетелей Иеговы» jw.org, watchtower.org, jw-media.org. На обращение одного из жителей города представители интернет-провайдера ответили: «В целях Вашей безопасности указанные Вами сайты были закрыты компанией». Информацию о том, кто именно принял такое решение, компания предоставить отказалась.

При обсуждении вопроса регулирования доменных имен и национальной доменной зоны необходимо учитывать несколько сложностей. Во-первых, защита национального сегмента интернета со стороны государства часто приводит к нарушению прав человека. Во-вторых, отражение правоустанавливающих норм в этой области носит несистемный характер (международный уровень – законодательный уровень – подзаконный уровень). Связь доменных имен с сайтами состоит в том, что доменное имя, выступающее в качестве сетевого адреса, является идентификатором интернет-сайта, поэтому отмена или аннулирования доменного имени ведет к блокированию сайта.

Координационный центр национального домена сети Интернет (далее – Координационный центр), согласно своему уставу, является автономной некоммерческой организацией (АНО). Особенность правового регулирования деятельности по управлению АНО состоит в том, что согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за деятельностью АНО его учредителями осуществляется надзор. Порядок и условия осуществления такого надзора должны устанавливаться учредительными документами АНО. Механизм реализации учредителями права осуществлять контроль над деятельностью АНО законом не урегулирован. Поэтому этот вопрос относится к компетенции учредителей АНО. Из сравнения п. 3 ст. 10 с п. 3 ст. 7 закона следует, что по своему назначению надзорный орган АНО, которым являются ее учредители, представляет собой аналог попечительского совета, существующего в фондах. Но функционирование такого органа уставом Координационного центра не предусмотрено. Таким образом, нарушается принцип прозрачности деятельности некоммерческой организации и невозможности оспаривания решений регистратора, в том числе обжалования решения об аннулировании регистрации доменного имени, прописанное в ст. 8 Правил регистрации доменных имен в доменах .Ru и.РФ от 05.10.2011 г.

Далее, правомочия в отношении неопределенного круга лиц существуют у государственной власти или у органов, которым делегированы властные полномочия. Согласно правилам и уставу, Координационный центр, наравне с функциями регистратора, выполняет надзорно-контрольные функции, характерные для властных органов.

Во многих странах контрольно-надзорные и административные функции выполняют разные органы. Например, в Великобритании общие принципы предоставления, регистрации, пользования и прекращения действия доменных имен устанавливаются Управлением по коммуникациям (Office of Communication, далее – Офком ). Это подотчетный Парламенту государственный орган, который несет ответственность за функционирование электронных сетей и оборот информации в интернете. Управление по коммуникациям действует на основе Закона об Управлении по коммуникациям 2002 г. (Office of Communications Act 2002). В функции Офком входит регламентация деятельности компаний, осуществляющих коммуникационные услуги, обеспечение справедливой конкуренции, охраны интересов потребителей, а также защиты прав граждан в информационном коммуникационном пространстве, в том числе, контроля в отношении распространения запрещенных материалов, наносящих ущерб или вред отдельным категориям граждан. Так, Офком обеспечивает действие механизмов по предотвращению и пресечению использования сети Интернет для распространения запрещенной информации, фильтрации и блокирования соответствующих сайтов, анализа наиболее типичных нарушений и разработки рекомендаций по их предотвращению. К компетенции Офком отнесены также вопросы определения политики в сфере коммуникаций, научных исследований, лицензирования, принятия технических регламентов (функции этой организации были уточнены в 2010 г. в Законе о цифровой экономике – Digital Economy Act 2010).

Сама же регистрация доменных имен проводится в Великобритании негосударственными организациями, которые осуществляют эти услуги на платной основе. Крупнейшим регистратором доменных имен является организация «Номинет» (Nominet). Она уполномочена британским интернет-сообществом осуществлять регистрацию доменных имен, в том числе, высшего уровня. Эта организация устанавливает правила регистрации, являющиеся обязательными для желающих зарегистрироваться. Правила регулируют возможные ограничения, относящиеся к видам (категориям) регистрирующихся лиц, например, доменное имя me.uk может быть зарегистрировано только для физических лиц.

При получении доменного имени заключается договор, в результате чего возникает три вида отношений. Во-первых, договор содержит установленные условия регистрации, являющиеся его неотъемлемой частью, которые вступают в силу в результате его подписания. Таким образом, заключение договора предполагает автоматическое согласие регистрируемого субъекта на установленные условия регистрации. Принятие этих условий влечет возникновение обязательств лица, получившего доменное имя, перед регистрирующей организацией. Во-вторых, в договор о регистрации включаются положения о политике Службы по вопросам разрешения споров, связанных с доменным именем (Dispute Resolution Service Policy). Политика определяет основания, при наличии которых возможна подача жалобы. В-третьих, частью договора о регистрации являются нормы о процедуре разрешения споров, связанных с доменным именем (Dispute Resolution Service Procedure). Соответственно эти нормы устанавливают порядок разрешения споров, связанных с нарушением чьих-либо прав в отношении доменного имени. Такие споры рассматриваются специализированными независимыми арбитражными органами. На время рассмотрения спора доступ к соответствующему доменному имени блокируется. Таким образом, указанные документы являются составной частью контракта и конкретизируют условия, которые установлены для регистрации.

В России, помимо Координационного центра, регистрацией доменов занимается также RU-CENTER – ЗАО «Региональный сетевой информационный центр», который в качестве коммерческой организиции осуществляет на договрной основе услуги хостинг-провайдера. Как у Координационного центра, являющегося автономной некоммерческой организацией, так и у RU-CENTER собраны полномочия, не соответствующие их организационно-правовому статусу.

Например, п. 3.3.6. Регламента регистрации доменов третьего уровня, применяемого RU-CENTER, предоставляет право исполнителю в лице ЗАО без санкции суда незамедлительно прекратить делегирование домена в целях пресечения незаконной деятельности, а также деятельности, наносящей ущерб третьим лицам, в том числе деятельности по распространению и рекламированию порнографических материалов, призывов к насилию, осуществлению экстремистской деятельности, свержению власти и др., а также деятельности, противоречащей общественным интересам, принципам гуманности и морали, оскорбляющей человеческое достоинство либо религиозные чувства, и т.д.

При этом RU-CENTER как регистратор вправе самостоятельно давать оценку деятельности пользователя на предмет нарушения законодательства, в том числе в случаях, когда определение таких действий не закреплено нормативными актами (sic!).

Приведенное положение регламента существенно нарушает права администратора и заказчика, поскольку усмотрение прекращать делегирование домена или нет предоставлено не суду (как в Англии, США, Израиле и других странах), а организации, которая в принципе не может обладать надзорно-контрольными и распорядительными функциями.В нарушение принципа определенности регламент прямо предусматривает возможность регистратора выходить за рамки закона, что недопустимо, т.к. если мы говорим о регулировании правоотношений в публичной сфере, то на эти отношения распространяется разрешительный тип правового регулирования – разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом.

5 комментариев

Владимир Старый
Теоретически государство должно защищать своих граждан от противоправных действий действий по отношению к ним со стороны других граждан. В интернете эта обязанность государства выполняется плохо, или не выполняется вообще. Отсутствие физического контакта ограничивает возможности недобросовестных людей, зато появляются новые возможности для попрания нравственности и нанесения морального и материального ущерба. Боязнь цензуры основана лишь на неуверенности в добросовестности структур, её осуществляющих.
В то же время, интернет дает огромные возможности власть имущим отслеживать неугодных лиц. Люди сами на себя пишут досье в социальных сетях.
0
Денис Примаков
Да, верно, что люди сами на себя пишут досье, но это не дает право государство использовать данные материалы для ущемления свободы выражения и попрания основных прав и свобод человека. Также верно, что государство должно защищать от противоправных действий, но никакие-то коммерческие организации, непонятным образом связанные (завязанные) на спец.(гос)структуры. также в статье говориться о разделении полномочий по обеспечению доступа в интернет (предоставление доменных имен и IP-адресов на возмездной основе) и контрольно-надзорными функциями…
0
Владимир Старый
Право не дает, но и возможности не отнимает. У нас часто бывает наоборот. Есть право, но нет возможности. Коммерческие организации, непонятным образом связанные — это знакомо. Такая схема работает и в других областях. Когда чиновникам не хочется, или не имеют право чем то заниматься, создается коммерческая структура — лицевая сторона медали. А если удастся посмотреть на обратную сторону — чиновники гос. структур.
0
Антон Димуров
Возможности для нанесения морального и материального ущерба есть повсюду. Почитайте почему у нас в России нет облачных сервисов, и тогда выясните, что означает слово цензура для властьимущих.
Спасибо за ваш комментарий, очень нужный.
0
Владимир Старый
Основную беду я вижу не в том, что чиновники такие, а в том, что большинство граждан станут такими же, если бы обстоятельства позволили им стать теми чиновниками. Был бы рад ошибиться.
Не вижу путей решения этой проблемы.
0