Александр Петров → Диалог Макиавелли и Монтескье в Преисподней
Нашел перевод на русский книги «Dialogue aux Enfers entre Machiavel et Montesquieu» (буквально «Диалог Макиавелли и Монтескье в Преисподней»). Ее автор — французский адвокат и публицист Морис Жюли (Maurice Joly), живший и творивший в середине XIX века.
Идея книги такова — в ожидании Страшного суда в Преисподней встречаются две тени — циника и практика Макиавелли и утописта и теоретика Монтескье. И тени столь уважаемых мужей прошлого беседуют о вечных проблемах социума, власти, государства и права, отстаивая и развивая идеи «Государя» и «Духа законов».
Книга читается потрясающе превосходно, даже несмотря на то, что иногда мне кажется, что авторы были неточны при переводе.
Рекомендую читать всем.
Интересно было бы услышать мнение коллег: чья позиция, на Ваш взгляд, сильнее и точнее описывает реальность?
Идея книги такова — в ожидании Страшного суда в Преисподней встречаются две тени — циника и практика Макиавелли и утописта и теоретика Монтескье. И тени столь уважаемых мужей прошлого беседуют о вечных проблемах социума, власти, государства и права, отстаивая и развивая идеи «Государя» и «Духа законов».
Книга читается потрясающе превосходно, даже несмотря на то, что иногда мне кажется, что авторы были неточны при переводе.
Рекомендую читать всем.
Интересно было бы услышать мнение коллег: чья позиция, на Ваш взгляд, сильнее и точнее описывает реальность?
По поводу собственно содержания.
Я хорошо знаком с сочинениями Макиавелли, и могу сказать, что его образ как циника и сторонника деспотизма, в частности, который воспризведён в книге, не соответствует доктрине самого Макиавелли. Так, именно Макиавелли считает хорошо устроенную республику очень удачным образом правления, различает монархию и тиранию, выступает против праздности владетельной знати, за гражданское общество и за соблюдение законов. Выражения «цель оправдывает средства» вообще нет ни в одном сочинении Макиавелли. Его общий совет состоял в том, что в управлении государством следует по возможности быть добродетельным, но могут быть обстоятельства, в которых придётся прибегнуть не к самым нравственным средствам.
Таким образом, с изображением Макиавелли в книге не согласен, считаю, что этот образ не основан на его действительных убеждениях.
С сочинениями Монтескье я непосредственно не знаком, поэтому оценивать его образ не стану.
В целом книга заслуживает внимания, легко читается, заставляет задуматься. Однако считаю, что по ней нелья судить о действительных взглядах по крайней мере Макиавелли. Если кто будет оспаривать, приведу отсылки к соответствующим местам в «Государе» и «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия».
Я вот из Макиавелли прочел только Государя и то поверхностно, но достаточно, а с Монтескье знаком лучше и детальней…
Что не мешает заинтересованной публике повторять миф о том, что Макиавелли якобы был идеологом тоталитаризма — при всём том, что тоталитаризм будет помладше учения Макиавелли.
Спасибо за ваш обстоятельный комментарий моего поста.
Приятно читать умного человека.
Чем был вызван ваш интерес Монтескье?