Наталья Джеломанова →  Позорный законопроект N 109968-6

Законопроект N 109968-6 принят Госдумой в первом чтении.
Граждане-господа юристы-экономисты, молчать нельзя (пока Госдума не опозорилась окончательно).
Вот комментарий, а ниже и сам этот «небольшой» законопроект.

1) Некоммерческой организации, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, у которой все доходные статьи — целевые, нельзя вменить уплату полумилионных или миллионных штрафов — п.2 ч.2 статьи 31.10 КоАП. Да любых по величине штрафов — нельзя вменить! Это само по себе ведет к окончанию исполнительного производства.

К примеру, создание фондов это никоим образом не прибыль для НКО, как и выплата вознаграждений ее членам или договорным работникам. Кстати, Трудовой кодекс, к сожалению, не оговаривает отдельно трудовые отношения в НКО. Лично я считаю это пробелом, так как за выплатой вознаграждений или заработной платы по ТК неукоснительно следует обязанность отчисления организацией во внебюджетные фонды, и в данном случае правового основания такая обязанность не имеет: все поступления — целевые, «заставить» кого-либо внести определенный целевой взнос (даже самих членов организации) — неправомерно и абсурдно. Никаких механизмов давления на общее собрание быть не должно, манипулировать и навязывать конкретное решение общему собранию — незаконно.
Еще одно лирическое отступление. Собственно, в первую очередь вышесказанное касается налогов. Какие налоги с НКО? По той же логике, правовой основы у сбора членских и целевых на уплату налогов быть не может. И здесь надо сказать, что действующий Налоговый кодекс прописан для небюджетных НКО очень хитро (или некорректно, недобросовестно). Давно пора подвигнуть Конституционный Суд на толкование или поправки в кодексы и ФЗ, за которыми потянутся изменения в ведомственные НПА: там, где в положении закона указано «организации» или «юридические лица», необходимо каждый раз уточнять, какие именно, во избежание неправомерных юридических последствий. Странно, почему по этому поводу молчат теоретики. Конечно НК освобождает членские и целевые от налогов на доходы (ст.251), но прямо указывает на налоговые обязательства юрлиц, к примеру, в отношении земельного налога («налогоплательщиками являются… организации… обладающие земельными участками… на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения...» — ст.388 главы 31). Однако далее, в статье «Налоговая декларация» мы читаем: "… организации… в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности..." — ст.398.

Что же касается налога на помещения, здания, сооружения и движимое имущество, то так как они в собственности у НКО имеются редко, обязательства по уплате налога остаются, как правило, за арендодателем или иным балансодержателем. Прочие же налоги касаются уже исключительно прибыли от предпринимательской деятельности.

2) Впервые за все существование КоАП Госдума определит ответственность по этому кодексу НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Ни в одной статье КоАП ранее не встречалась формулировка «некоммерческие организации» (в частности, по вышеуказанной причине). Может, здесь я неточна, тогда поправьте.

3) Ответственность «должностного лица» некоммерческой организации — также полнейший нонсенс. Единоличного исполнительного органа не имеет по определению (и по закону) ни одна некоммерческая организация. Любой ответственный исполнительный орган НКО — всегда — коллегиален. И какой-нибудь там «председатель» не есть «руководитель организации».

P.S. С оговоркой. Конечно, государственные бюджетные НКО — штрафуйте сколько угодно и привлекайте их должностных лиц. У них, ясное дело, есть финансирование. А унитарные предприятия — тем паче.

Проект

N 109968-6
Внесен депутатами
Государственной Думы
И.А. Яровой, С.А. Поповым,
А.Г. Сидякиным, А.И. Бочаровым,
М.М. Сафиным, Е.Ф. Лаховой,
А.Н. Хайруллиным
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ
ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях… следующие изменения:

1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов «частью 4 статьи 20.25» дополнить словами ", статьей 20.31", после слов «для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38,» дополнить цифрами «19.34,»;

2) абзац первый статьи 19.7 после цифр «19.7.5.1,» дополнить цифрами «19.7.5.2,»;

3) дополнить статьей 19.7.5.2 следующего содержания:

«Статья 19.7.5.2. Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента
Непредставление или несвоевременное представление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.»;
4) главу 19 дополнить статьей 19.34 следующего содержания:

«Статья 19.34. Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента
1. Осуществление деятельности российской некоммерческой организацией, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети Интернет, без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.»;

5) абзац первый статьи 20.28 после слов «а также участие в такой деятельности» дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.31 настоящего Кодекса,";

6) главу 20 дополнить статьей 20.31 следующего содержания:

«Статья 20.31. Организация деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении деятельности

Организация деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности — влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на участников — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.»;

7) часть 1 статьи 23.1 после цифр «19.7.5.1,» дополнить словами «статьей 19.7.5.2,», после цифр «19.33,» дополнить цифрами «19.34,», цифры «20.30» заменить цифрами «20.31»;

8) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр «20.29» дополнить цифрами ", 20.31";

б) пункт 4 после цифр «19.7» дополнить цифрами ", 19.7.5.2, 19.34";

9) часть 1 статьи 28.4 после цифр «19.32,» дополнить цифрами «19.34,», после цифр «20.29» дополнить цифрами «20.31».

Президент
Российской Федерации

8 комментариев

Алексей Караулов
Уважаемая Наталья, по-моему, стоит не молчать именно для того, чтобы эта полулегитимная дума опозорилась окончательно.Это подобие думы не представляет нас — избирателей, и чем раньше оно будет распущено, тем лучше.
-2
Андрей Кузнецов
Наталия, извините, вы написали галиматью. Сначала разберитесь (имеется ввиду в своей голове), а потом «обнародуйте» свои идеи. А перед этим целесообразно вообще-то подучиться.
0
Алексей Караулов
Наталья, наша госдума похоже окончательно «съехала с катушек». Об этом свидетельствуют и принятые в полследнее время законы и обсуждаемые сейчас законопроекты. Отдельные «слуги народа», демнострируя верноподданический раж, уже не знают что еще предложть, чтобы хоть как-то укрепить нелигитимную власть и полностью уничтожить оппозиционное ей движение. Чего стоит только предложение ввести выездные визы!
Безусловно, законы, определяющие некоторые НКО как иностранных агентов, определяющие новые составы адм. правонарушений и устанавливающие непомерную ответственность за них, из той же серии.
Так что Ваше направление мысли совершенно правильное. Если Вы в чем-то ошибаетесь, настоящие юристы Вас поправят, а на остальных не стоит обращать внимания.
-1
Андрей Кузнецов
Наталия, специально посмотрел ваш «профиль». Вы председатель дачного кооператива, то есть некоммерческой организации. Успокойтесь, проекты законодателей (критикуемые) вас никак не затронут.
Что же касается начислений в социальные фонды на суммы оплаты труда работников вашего кооператива — здесь никуда не денешься: если платите вознаграждение гражданам, значит надо начислять на эти суммы страховые взносы и перечислять их. Мнение членов кооператива (даже отраженное в решении общего собрания) здесь роли не играет, как говорится: «Богу богово, а кесарю — кесарево».
0
Наталья Джеломанова
Андрей, положение садоводств и дачных кооперативов гораздо хуже на самом деле, чем прочих НКО. За моими плечами не один выигранный суд, в том числе арбитраж (против ЭнергияХолдинг), дело в антимонопольной (против Курортэнерго), и везде я была одна, без юридического сопровождения. Уже год сужусь с пожарниками, чтобы кооператив не платил многотысячные штрафы и не обеспечивал за свой счет пожарную безопасность территории, несмотря на то, что это территория СПб, 84 гектара города. Постоянные хождения и тяжбы с госорганами, городскими комитетами и т.п.
А все почему? Во многом потому, что в отличие от других НКО нас — СНТ, ДНТ, ДПК — обязали регистрироваться в налоговой, а не в Минюсте, навязали ОКВЭД, от которого теперь не отделаться, и по всему мы проходим теперь как хозсубъект (не осуществляя никакого предпринимательства). Отсюда и пожарники и прочие проверки, и бухучет и отчетность тоннами и т.д. У малого предпринимательства есть поблажки, а у нас — никаких. Так что НКО я всегда буду жалеть, пока законодательство не встанет с головы на ноги. Вот.
zakon.ru/Blogs/OneBlog/2935
0
Андрей Кузнецов
Наталия, прошу прощения за резкость первого коммента. Посмотрев потом ваш профиль, стал подозревать, что вы просто замучились постоянно лавировать между искусственно созданными «юридическими» Сциллой и Харибдой. Ваш ответ полностью подтвердил мои догадки.
Прекрасно понимаю проблемы реально работающих потребительских кооперативов, типа вашего ДПК:
1. С одной стороны руководитель должен всегда иметь «бумажку» о целевом расходовании средств, полученных от членов кооператива, а то можно и «загреметь».
2. С другой стороны эта «бумажка» означает легализацию выплат по договорам подряда, трудовым и т.п. гражданам, что влечет необходимость налоговых (и т.п.) дополнительных издержек, а так же большой объем отчетности. Альтернатива – то есть скрывать эти документы о выплатах физлицам, так же весьма «чревата».
3. И все это при отсутствии мало-мальски сносного правового и бухгалтерского сопровождения.
4. Да еще и есть такие «члены» (кооператива), что «ни приведи господь».
Так вот. Надо бороться не с новым законопроектом, который, к слову, никак не отразится на деятельности вашего кооператива. Надо добиваться особого статуса (в административной, в том числе в налоговой сферах) для таких, как ваш, потребительских кооперативов, ведущих деятельность исключительно в интересах своих членов.
Теперь по некоторым вашим замечаниям.
— Все юр.лица, в том числе любые некоммерческие организации, регистрируются в налоговой, так как этот гос.орган ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
— Любой организации (юрлицу) присваивается код ОКВЭД, в том числе для целей социального страхования.
Искренне желаю и в дальнейшем удачно расправляться со всеми вашими «врагами».
0
Наталья Джеломанова
Принимается, только вот ОКВЭДы переходили с ОКОНХов. На дачные кооперативы ОКОНХ — ?
22300 могли прилепить садоводству, и то некорректно, если продукцию реализовывали сами садоводы, а не СНТ.
Нашла хорошее Определение ВС от 11 сентября 2012 г. N АПЛ12-522:Суд первой инстанции, разрешая данное дело, обоснованно учел, что в рамках отношений, регулируемых Постановлением (№124), управляющая организация или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг.
Ну, а миллионный штраф «иностранному агенту» нормальный юрист, я уверена, отсудит.
Спасибо за пожелания.
0