Степан Брачев →  Способы защиты исключительного права на фирменное наименование

Защита исключительного права на фирменное наименование может осуществляться в юрисдикционной и неюрисдикционной форме. Однако возможности неюрисдикционной формы в данной области ограничены, поэтому главным образом защита осуществляется через административные органы (Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу) и суды.

Помимо форм защиты принято говорить о способах защиты, к которым относятся:

1. Требование о прекращении использования фирменного наименования в отношении аналогичных видов деятельности, осуществляемых правообладателем. Для удовлетворения данного требования судом необходимо наличие двух условий. Первое условие – это тождество или сходство до степени смешения фирменных наименований, используемых в аналогичных сферах деятельности. Второе условие – включение фирменного наименования в ЕГРЮЛ ранее момента включения в реестр наименования нарушителя. В случае неисполнения решения суда, удовлетворившего требование о прекращении использования фирменного наименования, можно ставить вопрос о принудительной ликвидации юридического лица.
2. Возмещение убытков. В результате неправомерного использования фирменного наименования правообладателю могут быть причинены убытки, которые подлежат возмещению. Убытки могут выражаться как в реальном ущербе (затраты на публикации, в которых до потребителей доводится информация о неправомерном использовании), так и в упущенной выгоде (недополученные из-за неправомерных действий доходы). Упущенная выгода может рассчитываться исходя из суммы доходов, полученных нарушителем в результате использования наименования.
3. Обжалование регистрации товарного знака, нарушающего исключительное право на фирменное наименование. Такое требование рассматривается Палатой по патентным спорам на основании возражения, которое может быть подано в любой срок с момента регистрации товарного знака.
Данный перечень не является исчерпывающим, в зависимости от обстоятельств дела возможно использование и иных способов защиты.
Кроме того, введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием фирменного наименования является актом недобросовестной конкуренции, за что предусмотрена административная ответственность. Часто дела такого рода возбуждаются на основании заявления правообладателя, поданного в Федеральную антимонопольную службу.

2 комментария

Дмитрий Федеров
Интересно, как получится если, зарегестрированное фирменное наименование в последствии окажется уже кем-то занятым. Наверно придется делать ликвидацию предприятия, т.к. эта деятельность будет уже незаконной.
-1
Степан Брачев
Зачем сразу ликвидацию?! Можно просто изменить фирменное наименование или заниматься иными видами деятельности чем лицо, владеющее фирменным наименованием ранее.
0